«2300 вечеров и утр». Что это значит?

Вопрос: Приветствую Вас Страж
…хотел бы поинтересоваться Вашим мнением по тексту из Дан 8:14, из доктриной АСД и немного фантасмагорическим объяснением времен Рутерфорда я знаком.

С Ув. (Еремей)

Ответ: Хороший вопрос, Еремей.)
Без подстрочного перевода разобраться с пророчеством из Даниила 8:14 очень сложно. Кроме того, как объяснялось в предыдущих статьях, все глобальные пророчества имеют одну и ту же «точку пересечения» – «время конца», которое завершается пришествием Иисуса Христа и установлением над всей землей власти Небесного Царства. Как явствует из описания событий и персонажей этих пророчеств, все эти предсказания дублируют и дополняют друг друга новыми подробностями*. В итоге перед внимательным читателем Библии предстает потрясающе согласованная картина будущего. В этой же глобальной картине занимает место и период из Даниила 8:14, описанный как «2300 вечеров и утр».

[*см. статьи «Времена язычников». Это и есть «время конца»!, Царь северный. Грядущий властелин планеты, Царь северный. Великая война и День Иеговы.]

Что же означает срок в «2300 вечеров и утр», предсказанный в Даниила 8:14? Интересно, что во многом ключами к этому пророчеству служат сами слова, которые в нем используются. Эти же слова используются и в других пророчествах, касающихся «времени конца» и по смыслу очень похожих на предсказание из 8й главы. Чтобы немного разобраться о каких «вечерах и утрах» речь, нужно прочитать эти слова в контексте:

9…вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, 10и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, 11и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва (1), и поругано было место святыни Его. 12И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал. 13И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии (2), когда святыня и воинство будут попираемы?(3)» 14И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится (4)» (Даниил, 8 глава).

Я специально выделил и пронумеровал ключевые слова, помогающие понять пророчество. Как видно из текста под № 13, период в «2300 вечеров и утр» связан с «опустошительным нечестием», которое имеет прямое отношение к «отнятию ежедневной жертвы».

Интересно, что оба слова, переведенные как «опустошительное»* и «ежедневная»* (что касается жертвы), в таком же контексте встречаются в Даниила 11:31 и 12:11 — в пророчестве, также относящемся ко «времени конца». Как видно 8я глава Даниила говорит об отнятии ежедневной жертвы и опустошении, исходящими от разросшегося «небольшого рога»… И это, как две капли воды, напоминает о «мерзости опустошения» (запустения), которую поставит на «святом месте» последний «северный царь» из последнего пророчества Даниила! (Даниил 10-12 главы)

[* Эти же два слова встречаются и в Даниила 9:27 в пророчестве о «70 седьминах». Однако грамматика и контекст этого пророчества указывают, что текст Даниила 9:27 относится ко времени земной деятельности Иисуса Христа в первом веке нашей эры. Особенности смысла и перевода этого текста смотри в статье Откуда явится народ Бога во «время конца».]

С другой стороны, в пророчестве о «вечерах и утрах» говорится, что «святыня и воинство (небесное) будут попираемы». И это, как зеркало, отражает слова Христа, что «кончина века» ознаменуется тем, что «Иерусалим будет попираем язычниками»! (Матфея 24:1-3, Луки 21:24). Также в и в книге Апокалипсиса Иисус дублирует это пророчество, дав понять, что язычники «будут попирать святой город» и даже внешний двор Храма, который имеет самое прямое отношение к « святыне» – к Храму Иеговы! (Откровение 11:1,2) Очевидно, что «разросшийся рог», последний «царь северный», и «семиглавый зверь», тоже описанный как воюющий со «святыми» – это описание одного и того же последнего языческого правительства, под предводительством которого во «время конца» язычники осуществят нападение на духовный Храм Иеговы, символизирующий «святых Всевышнего».

Как видно из такого контекста, пророчество из 8й главы Даниила прямо относится ко «времени конца». Это видно не только из контекста, это подтвердил и сам ангел, через которого Даниил получил это пророчество:

И подошел он туда, где я стоял, а я затрепетал с приходом его и пал ниц. И сказал он мне: “Пойми, сын человеческий, что это видение к сроку конца” (Даниил 8:17,«Танах»)

Также, как известно из пророчеств, «времена», отведенные язычникам «попирать Иерусалим», длятся всего лишь 42 месяца. Тогда осталось выяснить, что же это за период в «2300 вечеров и утр» во время которого «святилище» будет «нечистым»? Какое отношение этот период занимает ко «временам язычников», что он означает и какова его точка отсчета?

Пророчество о «вечерах и утрах» запечатано?

Да, прежде, чем будут рассмотрены заданные вопросы нелишне вспомнить, что пророчество о «2300х вечерах и утрах» запечатано:

Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам (Даниил 8:26).

Слово, переведенное, как «сокрой», это то же слово, которое использовали ангелы, сообщая Даниилу, что пророчество о «вечерах и утрах» так же сокрыто, как и пророчество о «царях северном и южном». А учитывая вышеприведенный текст Даниила 8:17, очевидно, что видение о «вечерах и утрах» запечатано до самого «времени конца». Поэтому, пока то время еще не настало, мы можем лишь порассуждать – над теми его деталями, которые ясны из контекста.

Точка отчета для 2300 вечеров и утр

Из вышеприведенного текста Даниила 8:9-14 очевидным образом явствует, что период в «2300 вечеров и утр» не может начаться раньше, чем на мировой сцене «разрастется» богохульный «небольшой рог». Указана также и сама точка отсчета для периода 2300 вечеров и утр: момент нападения «разросшегося рога» на «святыню» и на «небесное воинство». Фактически, контекст указывает, что точкой отсчета для этого периода является поставление «мерзости запустения на святом месте».

Однако, как разбиралось ранее, с этого же момента начинаются и «времена язычников», которые длятся 1260 дней. Тогда на первый взгляд кажется нелогичным, что период в 2300 вечеров и утр выглядит длиннее, чем «времена язычников». В самом деле, по окончании 1260 дней все «святые Всевышнего», которыми символизировано «святое Святых» Храма, погибнут. Как же может такое быть?

Сколько длятся «2300 вечеров и утр»?

Ввиду того, что по окончании 1260 дней «времен язычников» звучит седьмая ангельская труба, очевидно, что с этого момента «святилище» Бога (т. е. все «святые»), уже на небе. Тогда логично, что к тому времени «святилище» уже очищено, что в свою очередь означает, что срок для его очищения (т.е. 2300 вечеров и утр) уже позади.

Таким образом, совершенно логично, что срок в «2300 вечеров и утр» либо короче срока «времен язычников», либо, как максимум, по продолжительности совпадает с ним. Как же так?

Возможным ключом к пониманию может служить описание «вечера и утра» в книге Бытие:

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Бытие 1:5).

И если этот текст описывает «вечер и утро» как один день, то можно сделать вывод, что «2300 вечеров и утр» равны 1150 дням. Тогда срок в 1150 дней, меньше срока «времен язычников», и означает какое-то событие, которое должно произойти по его окончании и связано с очищением «святилища». Но, что касается толкования этого срока как 1150 дней – это лишь одна из догадок.

Ведь мне доводилось читать, что есть еще одна проблема – со словом, переведенным как «тысяча». В дошедших до нас копиях стоит слово «тысяча» в двойственной форме, что и означает «две тысячи». Однако есть копии, в которых оно записано в единичной форме, и тогда срок для очищения как бы превращается в «1300 вечеров и утр». Если такое прочтение отражает первоначальный текст точнее, то это означает изменение продолжительности этого периода, хотя без изменения его значения и точки его отсчета.

В любом случае, всё это будет открыто «святым» и всем справедливым людям во «время конца» (Даниила 12:10). Поэтому нет причин переживать, если сегодня мы пока не можем до конца понять что-то, связанное с этим пророческим сроком.

В конце концов, самое важное, что мы можем сейчас правильно понять, касается результата, который будет достигнут по окончании этого срока, а именно – «святилище» должно быть очищено от нечестия. И вот, с тем, что на самом деле значит это «очищение», следует остановиться подробнее.

«Очищение святилища» и «небесное воинство, сраженное за нечестие»

Первое, что нужно учесть при понимании значении терминов, это время исполнения пророчества — и это предсказанное «время конца». В этот период уже действует Новый Завет, соответственно, термин «святилище» (еще передаваемый как Храм) означает собрание христиан, помазанных на небесное царственное правление вместе с Иисусом Христом. Они не зря описаны в книге Апокалипсиса, как стоящие с Агнцем на горе небесной Сионе (Откровение 14:1, перевод Кассиана). Как прообраз небесного Храма, когда-то на земной горе Сион в Иерусалиме стоял земной Храм Иеговы. Поэтому неудивительно, что «краеугольный камень Храма», которым является «Агнец» Христос, а также 144000 Его «святых» соправителей — описаны как вместе стоящие на небесной горе Сион — и представляют собой духовный Храм Нового Завета.

С другой стороны, в книге Даниила, они описаны как «воинство небесное», которое «попирается» уже «разросшимся небольшим рогом». Поэтому попрание небесного воинства и попрание «святыни» – это по сути иносказательные описания одного и того же действия: нападения богохульного «рога» на духовный Храм Иеговы, который во «время конца» будет представлен на земле «остатком» святых. Т.е. «попрание» – это и есть нападение на «остаток».

И самое важное, что нас должно заинтересовать — это причина из-за которой Бог допускает такое жесткое нападение на Свой народ. Как говорит Даниил, эта причина — нечестие! А сам срок в «2300 вечеров и утр», как следует из контекста, предназначен для очищения «святилища» от нечестия. Т.е., применив духовную составляющую, понимаем, что речь идет не просто об очистке какого-то абстрактного или материального святилища, но об очистке коллектива «святых» от вкравшихся в него нечествивцев с их лжеучениями. Интересно, что в параллельном пророчестве (о действиях «святых» во времена «царя северного») проводится похожая мысль:

И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока (Даниил 11:33-35).

Как видно, Бог допустит страдания своего народа вплоть до самого конца системы. Причем даже такие жестокие страдания, как притворство и предательство тех, кто присоединится к «святым» в их делах. Собственно, даже безгрешный Иисус тоже был предан одним притворщиком из Своего окружения, и разве могут быть Его земные братья больше Него? (сравни Евреям 5:7,8). Однако почему же сказано, что это страдание допускается «для очищения» святых (т. е. «святилища»)?

Ответ в том, что в наступающем 1000-летнем Царстве Христа, «святые будут судить мир» (1е Коринфянам 6:2). Для этого их чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евреям 5:14). Иными словами, они должны чувствовать ложь и притворство лицемерия просто «на нюх». Иначе как они смогут очиститься и быть справедливыми судьями Царства Бога?

Кроме того, другие пророчества показывают, что в преддверии «времени конца» христианское собрание «святых» зарастет беззаконными «плевелами», которые будут душить праведные всходы. Даже в самом Духовном Храме воссядет «человек беззакония»*, проповедующий о ложном пароусиа Христа (2 Фессалоникийцам 2:1-4). Очевидно, что подобное могло произойти только в результате невнимательности, нерешительности и отсутствия должной проницательности у тех, кто впоследствии будет признан «святыми». В свою очередь, это вызвано чрезмерным доверием «святых» по отношению к их лицемерным «братьям» и недостаточным доверием Божьему Слову И, ввиду того, что таким положением дел хулится Имя Иеговы, неудивительно, что оно вызывает у Него гнев. В результате Он наведёт на Свой народ бедствие — для того, чтобы наказать нечестивых за все их беззакония и отделить из их числа настоящих «святых» («пшеницу»). И, конечно же, для того, чтобы очистить и еще лучше подготовить «святых» для их последующего небесного служения.

[* Более подробно о «человеке беззакония», а также о сути и причинах беззаконий, поразивших христианское собрание в преддверии «времени конца», можно прочитать в статье «Когда же увидите мерзость запустения… Бегите!», начиная с подзаголовка Где появится «мерзость запустения» и почему?]

_________________
P.S. Еремей, еще ты мне задал вопросы относительно тех, кому нужно любящая опека собрания, без которой они могут погибнуть. В частности, для детей, семей и т. п. И о том, что на сайте Стража, кроме разбора пророчеств, никакая другая (более нежная) духовная пища им как бы не предлагается.

Меня тоже беспокоят подобные вопросы, и постараюсь тебе ответить. Мольба моя к Богу, чтобы все они могли выдержать то, что приходится выдерживать в отрыве от собрания и мне. Ведь рано или поздно их ждет нечто весьма похожее, и очень хотелось бы, что каждый из них узнал правду яснее и устоял в ней. Это нелегкое положение я испытываю уже сейчас, в том числе и потому, что я стал для заблудившихся Свидетелей Иеговы чем-то наподобие «гласа, вопиющего в пустыне». Правда, даже в этом положении я чувствую преизбыточную силу, черпая ее от Духа Божьего Слова и понимая, что, несмотря на то, что беззаконники изгоняют всех верных Слову христиан из собрания, всё предсказанное непременно исполнится как над нами, так и над ними — точно так, как и написано:

Выслушайте слово Иеговы, вы, трепещущие перед Его словом: «Ваши братья, которые ненавидят вас и изгоняют вас за Мое имя, говорили: «Пусть Иегова прославится!» Он появится – и вы будете радоваться, а они будут постыжены».
Из города доносится гул, из храма – шум! Это Иегова воздаёт по заслугам Своим врагам... (Исаия 66:5,6)

Мне, конечно же, тоже очень больно от того, что происходит, но вдвойне больнее от того, что неизбежно произойдёт. Впрочем, это не отменяет твоего вопроса, и я всё равно постараюсь ответить тебе по мере времени и сил.