Разве Иисус Христос — это Архангел Михаил?

Разве Иисус Христос может быть Архангелом Михаилом? Ввиду того, что доказательства Общества Сторожевой Башни по этому утверждению кажутся спорными и натянутыми, требуется углубленный анализ параллельных пророчеств, который не оставит сомнений в исследуемом вопросе. Обычно оппоненты Общества упрекают перевод текста из 1 Фессалоникийцам 4:16, который сделали сами же Свидетели. И ввиду того, что объяснения Общества сводятся к бездумному цитированию собственного перевода Библии, нужно признать, что толкование Свидетелей действительно может вызвать подозрения [напр. см. статью «Кто такой архангел Михаил?» в журнале «Пробудитесь!» от 08.02.2002, издан Обществом Сторожевой Башни].

Помимо этого, в среде противников отождествления Михаила с Христом можно встретить утверждение, что Архангел Михаил и Иисус не могут быть одним лицом лишь потому, что архангелы якобы имеют низший статус, чем Сын Бога, который получил от Отца наивысшее место среди небесных творений.

Правда ли, что Христос стоит выше архангелов?

На основании книг, вошедших в Библейский канон, совершенно невозможно говорить, что на небе существует два или более архангелов. В канонической Библии слово «архангел» употребляется всего лишь два раза; и в обоих текстах оно употребляется в единственном числе. При этом сами тексты не дают ясного повода считать, что статус архангела выше или ниже статуса Христа. Кроме того, в отрыве от остальной Библии по этим текстам невозможно понять является ли Христос архангелом или не является. Этими текстами являются Иуды 9 и уже упомянутый текст из 1 Фессалоникийцам 4:16. Причем Иуды 9 — это единственный текст Писаний, называющий Архангела по имени — Михаил.

Да, апостол Павел пишет, что Бог даровал Христу «имя, которое выше всякого имени» (Филиппийцам 2:9, сравни Деяния 4:12). Однако это не доказывает, что Архангел и Христос являются или не являются одним и тем же лицом. В Евреям 1:4-6 тот же апостол пишет, что Иисус настолько «превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя». И добавляет: «да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Очевидно, что эти тексты прямо доказывают, что Иисус стоит выше ангелов, однако ничего не сказано об Архангеле, который тоже должен стоять выше ангелов в силу своего титула («архангел» — старший, главный ангел). Также из слов Павла нельзя сделать вывод, что Иисус стоит выше Архангела и/или не является им.

Как видно, не существует прямого библейского доказательства, подтверждающего, что Иисус имеет высший статус, чем Архангел. И хотя из рассмотренного очевидно, что Михаил и Христос стоят выше, чем ангелы, приведенные тексты прямо не доказывают, что Иисус и Михаил являются одним и тем же лицом.

Тексты Библии, в которых упоминается «Михаил»

Библия содержит еще ряд текстов, в которых упоминается имя «Михаил». Эти тексты рассказывают о Михаиле довольно немного, но достаточно, чтобы сделать правильный вывод. Вот они: Даниила 10:21, Даниил 12:1, Иуды 9 и Откровение 12:12.

Первый раз Михаил упоминается в книге Даниила как «князь» народа Даниила, фактически, как князь и защитник Израиля (Даниил 10:21, 12:1). И если в тексте Даниила 10:21 Михаил существует во время жизни Даниила, то текст 12:1 описывает этого защитника в событиях, которые произойдут намного позже — после смерти самого Даниила, а именно — во «время конца» (Даниил 12:1,4,13,НМ). Из чего следует, что продолжительность жизни Михаила намного превосходит человеческую. Становится очевидным, что речь идет о небесном жителе, занимающем ведущее положение по отношению к народу Бога и к ангелам.

Еще раз обратим внимание на текст Иуды 9, который так же упоминает Михаила, как личность великую, но очень скромную по отношению к Богу. И последний текст, когда упоминается Михаил, — это Откровение 12:12, где он описан, как глава сражающихся небесных войск — фактически речь идет о том, кто возглавляет ангелов Бога, то есть де-факто об Архангеле.

Казалось бы такое величественное положение Михаила, как по отношению к ангелам, так и по отношению к народу Бога, не может не подталкивать к мысли, что Михаил это и есть Иисус. Более того, значения имен «Михаил» и «Иисус», прославляют наилучшие качества Иеговы, одновременно демонстрируя, что носитель таких имен беззаветно предан Богу, даже несмотря на собственное высокое положение.

Тем не менее, эти рассмотренные тексты тоже не дают недвусмысленного доказательства, что Михаил и Христос — это одно и то же лицо. Поэтому нам осталось обратить внимания на одно важнейшее событие, в котором Михаил принимает непосредственное участие, и это поможет ответить на самый главный вопрос, нас интересующий.

Архангел Михаил и воскресение мертвых

Да, наиболее интересно то, что Архангел Михаил упоминается в контексте воскресения мертвых. Так, Даниил, описывая его последний и грядущий во «время конца» выход, показывает что вслед за ним «многие из спящих в прахе земли пробудятся» (Даниил 12:1,2). Такая последовательность совершенно не случайна. Ведь в своем первом послании Фессалоникийцам апостол Павел упоминает то же самое событие:

«Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут…» (1 Фессалоникийцам 4:16, перевод Кассиана).

[Этот текст вызывает наибольшее число споров, особенно после издания перевода Греческих Писаний, выполненного Обществом Сторожевой Башни. Оно перевело его так, будто бы Иисус спускается «с призывом, с голосом архангела и с Божьей трубой», что прямо намекает будто голос Архангела принадлежит Иисусу Христу (1 Фессалоникийцам 4:16,НМ). Оппоненты Общества опровергают такой перевод, исходя из самой разной мотивации: кто-то из-за несогласия с «безграмотностью перевода», кто-то из-за несогласия с тем, что Иисус может быть Архангелом Михаилом.

Оставив их спорить и дальше, обратимся к подстрочнику. Подстрочный перевод говорит, что Господь спускается «в призыве, в голосе архангела и в трубе Божьей». Оригинальное слово, переведенное как предлог «в», передает смысл, будто бы Господь спускается «внутри» или «посреди» призыва, голоса Архангела и звука Божьей трубы. Как бы там ни было в разных переводах, но все они (вместе с подстрочником) передают общий смысл, означающий, что описанные «звуки» сопровождают сходящего Господина. И в совокупности с его появлением становятся причиной начинающегося воскресения мертвых (см. также 1 Коринфянам 15:52).]

Оглядываясь на пророчество Даниила 12:1,2, видим, что в обоих описаниях воскресения мертвых присутствует Архангел. Так как другие архангелы в Библии не упоминаются, логично, что голос Архангела, о котором говорит Павел, — это и есть голос Архангела Михаила. Ведь оба пророчества говорят об одном и том же — о начале воскресения мертвых (Даниила 12:1,2, 1е Фессалоникийцам 4:16, перевод Кассиана).

В связи с этим интересно, что начало воскресения мертвых описано и в книге Апокалипсиса. Как и предсказал Павел, оно происходит не просто при трубе, но «при последней трубе» (1 Коринфянам 15:52). «Последняя труба» — это седьмая ангельская труба Апокалипсиса, звук которой возвещает время наступления Царства Христа, а также «время судить мертвых» (Откровение 11:15,18). Очевидно, что суд над мертвыми может происходить только тогда, когда они будут воскрешены. Они и будут воскрешены именно для этого.

При этом, рассмотренная мысль из Откровения 11:15,18 говорит лишь о звуке последней трубы и о времени начала суда над мертвыми; но ничего не говорит о присутствии Архангела Михаила. Однако об этом ясно пишет Даниил, в уже упомянутом пророчестве:

«И восстанет в то время Михаил… И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил 12:1,2).

Если мертвые, описанные Даниилом, пробуждаются для получения разной участи, то очевидно, что и здесь речь идет об исполнении над ними разных судебных приговоров, то есть, как и в Откровении 11:15,18, Даниил тоже говорит о воскресении для суда над мертвыми. Как упоминалось, это событие тоже начинается только после проявления Архангела Михаила и после звуков трубы и его голоса. Несомненно, все эти пророчества говорят об одном и том же времени, об одних и тех же событиях, и об одних и тех же личностях.

Но говорит ли это о том, что Иисус — это и есть Архангел Михаил? Как ни странно, ответ мы находим в Евангелии от Иоанна.

Свидетельство в Евангелии от Иоанна

Говоря о грядущем воскресении мертвых Иисус однажды сказал, что среди всего творения есть только две личности, способные поднять их к жизни:

«Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет… Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоанна 5:21,26).

Только Иисусу Христу Бог дал право иметь «жизнь в самом себе», то есть стать источником жизни для тех, кого Он в будущем воскресит. И если Архангел Михаил и Иисус — это разные личности, то разве смог бы этот Архангел воскресить хоть кого-то из людей? Очевидно, что нет. Почему же Михаил дважды упоминается в самых важных пророчествах о начале воскресения? Ответ на этот вопрос дают следующие слова Христа:

«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:25-29).

Что же это означает? Если иметь «жизнь в самом себе» Бог дал только Христу… Если, помимо Бога, только Христос является источником жизни… Если мертвые поднимаются только на звук Его голоса, то почему Павел написал, что непосредственно перед их воскресением звучит голос Архангела (Михаила), а не Христа? Если Михаил — это не Христос, то разве может глас Архангела стать сигналом для воскресения? Апостол Павел указывает последовательность, в которой именно так и происходит (1 Фессалоникийцам 4:16). Но если Михаил — это не Христос, то это полный абсурд! Единственное разумное объяснение этому заключается в том, что Архангел Михаил — это и есть Иисус Христос!

Наконец, этим фактом и объясняются все удивительные сходства между Иисусом Христом и Михаилом. Разве может одна и та же личность не быть полностью похожей на Самого Себя?

Результат такого интересного исследования который раз показывает потрясающую согласованность книг Библии, написанных в столь разное время и столь разными авторами. И еще раз подтверждает, что за написанием Библии стояли не какие-то там вольные выдумщики, но последовательное руководство из одного и того же Источника.

Что же касается учения Общества Сторожевой Башни о том, что Архангел Михаил — это и есть Иисус Христос, то оно оказалось правильным. Хотя, воистину, сам способ и доказательства, приводимые Свидетелями Иеговы по этому вопросу, не могут не вызвать подозрения и сомнения. Это и неудивительно, ведь в противовес к толкованиям Общества Сторожевой Башни, объяснения, приведенные выше, не только с легкостью гармонируют со всей Библией, но являются одним из важнейших ключей к правильному пониманию событий и последовательности «времени конца», до сих пор сокрытых от Свидетелей Иеговы (См. статью «Времена язычников». Это и есть «время конца»!). Приняв вышеприведенное объяснение, Обществу Сторожевой Башни пришлось бы признать и вытекающую из него ошибочность хронологии 1914 года. Однако это невозможно без надлежащего уважения и смирения перед простодушной чистотой Божьего Слова. Остается пожелать искренним Свидетелям Иеговы усердно внимать исключительно пророческому Слову (Библии), но не голосам тех, кому за многие десятилетия их исследовательской работы Иегова так и не открыл настолько простейшие объяснения о Своем Сыне — Иисусе Христе.

Комментариев: 9

  1. Амила:

    (Последняя редакция)
    Страж, на мой взгляд, статья замечательная. Вся аргументация в ней со ссылками на стихи полностью доказывает, что Архангел Михаил и Божий Сын Иисус Христос — это одна и та же Личность.

    Но выскажу два замечания:

    1. Мне не понравился последний абзац статьи. Бо, в самом конце Страж самым откровенным образом бахвалиться своим (полученным от Бога ) талантом объяснять в Писании то, что не столь умело, но правильно, объясняли до него другие рабы Бога. ИМХО, не стоит, принижая других, хвалиться тем даром, который ты получил от Бога. Прошу не обижаться.

    2. Процитировав в статье «Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут…» (1 Фессалоникийцам 4:16, перевод Кассиана), Страж исключил в стихе последнее слово «прежде». Считаю это неправильным, поскольку именно это слово «прежде» с последующим контекстом в 17-ом стихе «потом мы, оставшиеся в живых,» вкупе с 1 Кор.15:51,52 , на мой взгляд, помогает понять, что воскрешение 144000 «умерших во Христе» происходит на небе в две очереди. Сначала, то есть «прежде» на небе Жена воскресит давно умерших во Христе и лежащих в прахе — Откр.12:1-5, а «потом» их Остаток — Откр.11:12,13. Ведь, чтобы попасть в число 144000, Остатку избранных и запечатленных рабов тоже надлежит погибнуть — Откр.6:11
    То есть, после того, как все воскресшие 144000 будут собраны воедино на небе ПОД жертвенником, только тогда протрубит последняя труба и они воссоединятся с Христом, чтобы царствовать с Ним 1000 лет.
    П.с. Обсуждение о порядке появления на небе «Младенца» — Откр.12:1-5 , а затем Остатка запечатленных и избранных рабов – Откр.11:12,13, и последующего их воссоединения при ПОСЛЕДНЕЙ трубе с Христом, имхо, требует отдельной темы.

    А в целом за статью Стражу респект.

    • Страж:

      Амила, Страж и сам-то получил это понимание… через одного из самых незначительных членов христианского собрания, задавшего вопрос по тексту 5 главы Евангелия Иоанна. Вопрос оказался наводящим, и присутствующие заметили, что в разных текстах начало воскресения мертвых описано, как начинающееся от гласа Христа и… от гласа Архангела! (1 Фессалоникийцам 4:16). Радости от такого простого понимания, конечно, не было предела. Страж лишь завершил дело, логически соединив и изложив все эти библейские доказательства в данной статье. Чем же Стражу здесь хвалиться? Разве что Богом. Заслуга Стража минимальна и мне не стыдно это признать.

      Как видите, Амила, Святой Дух открывает глубокие истины через разных христиан, самых простых и неименитых в собрании. Задача, таких как Страж, заключается лишь в том, чтобы не надмеваться над этим наследием Божиим, внимательно слушать и тщательно различать: соответствует сказанное Библии или нет. Ведь Иегова может сказать и объяснить Свое слово через кого захочет. Именно поэтому многие надменные пастыри христианского собрания не имеют глубокого понимания даже самых элементарных пророчеств: они не признают, что Иегова может обратиться к ним через кого-то незначительного. И об этом нельзя не говорить. Тем более, не помню, чтобы хоть кто-то из христиан (в т.ч. из Свидетелей) давал подобное понимание об Архангеле.

      Относительно второго Вашего замечания, то оно правильно, но сама-то статья об Архангеле, а не о группах воскресающих. Поймите правильно и пожалейте читателей, людям часто тяжело даже на одном вопросе сосредотачиваться. К тому же об упомянутом Вами и о других аспектах воскресения очень много и очень подробно объясняется в других статья Стража.

      Спасибо Богу, что открыл Вам написанное (ведь многие не поймут даже этого).

      Вам же спасибо на добром слове.

  2. философ:

    Вся аргументация в ней со ссылками на стихи полностью доказывает, что Архангел Михаил и Божий Сын Иисус Христос — это одна и та же Личность.

    только ни слова нет о том как ангел умудрился стать семенем Давида..

    • Страж:

      Простите, Вы название темы читали? Прочитайте, пожалуйста, еще раз. В теме раскрывается, как правило, только то, что с ней прямо связано. Ваш вопрос не по теме.

      Иисус потомок Давида по плоти. Но в статье говорится о его духовном существовании. Если различать эти вещи, то и вопрос Ваш не возникнет.

      Тем более, что в духовном теле, Иисус существовал задолго до Давида. Потомком Давида Он должен был «стать» всего лишь для людей, чтобы они могли Его узнать и чтобы исполнились слова Божьи. Не более. Особо придирчивых и непонятливых Иисус однажды спросил: Если «Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?» (Луки 20:44). Догадываетесь ли Вы, почему Иисус так унизил их этим вопросом?

  3. Архангелы были сотворены а Иисус рожден.Как же он может быть тогда архангелом?Иисус Христос -Бог? Заранее большое спасибо за ответ.

    • Страж:

      Спасибо за вопрос.
      Ответ на него очень прост и заключается в том, что слово «архангел» описывает положение, а не природную сущность.
      Иными словами, слово «архангел» обозначает Того, Кто имеет власть над ангелами.

      В качестве примера давайте рассмотрим слово «патриарх». Оно происходит от греческого слова patriárches, обозначающего родоначальника или того, кто имеет власть над родом. Так же, как и слово «архангел», слово «патриарх» происходит из двух греческих слов: patér— отец и árcho — управляю, власть. В разных словарях слово árcho переводится как «власть», «первопричина», «главный». Вот почему этимологическое (т.е. первоначальное) значение слова «архангел» происходит от связки слов «главенствовать, предводительствовать + ангел».

      И это не означает, что Тот, кто носит титул «Архангел», обязательно должен быть Ангелом. Во многих церквях этого совсем не понимают и воспринимают это слово на слух, но не по тому значению, которое в него было изначально вложено. И, чтобы оправдать свою неграмотную точку зрения, они ссылаются на текст Евреям 1:5,6:

      Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

      К сожалению, указывая на эти слова, неграмотные и невнимательные христиане, как правило, говорят что-то типа такого: «Вот видишь, Иисус это Сын Божий, а не ангел!»

      Да, это так, никто и не спорит. Однако в этом тексте есть еще кое-что:

      Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да ПОКЛОНЯТСЯ Ему все Ангелы Божии.

      Кому же могут поклониться все ангелы Божии? Разве не Тому, Кто имеет над ними главенствующее положение и ВЛАСТЬ? Конечно. Но ведь слово «архангел», как раз и обозначает Того, Кто главенствует на ангелами! А если Он «глава и предводитель ангелов», то, выражаясь по-гречески, Он и есть αρχάγγελος или «архангел».

    • Страж:

      Еще в связи с этим интересно, что последняя небесная битва описана как происходящая между Михаилом (Архангелом) и дьяволом. Михаил здесь описан как глава войска ангелов, т.е. «архангел». Но при этом написано, что ангелы есть и у сатаны! Получается, что самозванец сатана тоже пытается играть роль архангела, хотя пророчества указывали, что главенство над ангелами получит только Иисус. Таким образом этот текст тоже является косвенным доказательством, что слово «архангел» обозначает именно властное положение, а не происхождение или природу.

  4. Сергей Глазырин:

    Добрый день!
    А как бы вы могли объяснить такой ход мыслей ?
    В Захарии 14:5-6 мы читаем, что “Бог Иегова придет со всеми своими святыми. В тот день не будет ценного света”. Если сравнить этот отрывок о приходе Иеговы с приходом Христа, описанным во 2 Фессалоникийцам 1:7 и Матфея 24:29-31, то становится очевидным, что Иегова является Иисусом, приходящим со Своими ангелами.

    Интересен ход ваших мыслей

    • Страж:

      В Откровении 14:1 (перевод Касиана) описано будущее, в котором святые предстают на «небесном Сионе» запечатленными двумя Именами — Бога и Сына. Поэтому очевидно, что за их спинами и в основе их верований стоят Отец и Сын. в связи с этим места Писаний, которые Вы приводите, лишь дополняют друг друга. А из контекста других мест Писания (таких, как приведено мной) не подтверждается мысль, что Иегова и Иисус являются одной и той же личностью, хотя и действуют заодно. Посмотрите еще, например, кого благодарит «великое множество» за спасение — та же самая мысль — об Отце и Сыне. И так далее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*