Кого символизируют звери в пророчествах Библии?

Вопрос: Почему зверь с семью головами из книги Откровения символизирует последнее правительство земли?

Ответ: Наилучшее объяснение вопросу о значении символических зверей содержит книга Даниила, которая во многом дублирует книгу Апокалипсиса, дополняя и объясняя ее. Хотя это не всегда очевидно, звери в пророчестве Даниила символизировали как языческие царства, так и их царей. Так например, когда ангел объяснял Даниилу видение о четырех сменяющих друг друга царях, сказал ему:

«эти большие звери, которых четыре, [означают], что четыре царя восстанут от земли» (Даниил 7:17).

Еще лучший комментарий ангела записан в 8й главе книги Даниила:

«Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою» (Даниил 8:20-22).

Интересно, что большой рог козла обозначал первого царя Греции, но сам козел – царя Греции. Это кажется странным, но если вникнуть в стих 22, то видно, что после «сломления» этого рога, освободившееся от него место занимается следующими четырьмя рогами. Однако текст не говорит, что после первого царя Греции восстанут еще четыре царя. Нет текст говорит, что после него восстанут «четыре царства». Это ясно указывает, что и цари, и царства которые они возглавляют, могут быть символизированы как зверями, так и их рогами.

В статье Царь северный. Грядущий властелин планеты объяснялось, что под словом «царь» в пророчествах часто подразумевается слово «царство» и наоборот. Это хорошо видно из того, как Даниил истолковал Вавилонскому царю Навуходоносору его сон он о «металлическом истукане»:

Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты — эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего… (Даниил 2:37-39)

Из истории известно, что сразу после смерти Навуходоносора «другое царство» (Мидо-Персия) не появилось. Нет, это было то же самое Вавилонское царство, в котором на трон умершего Навуходоносора воссел его Вавилонский преемник. Как и истолковал Даниил, лишь некоторое время спустя, Мидо-Персия победила Вавилон и заняла главенствующее место в мире. Очевидно, что говоря о самом «царе» Навуходоносоре, Даниил подразумевал под ним всё его «царство» — Вавилонскую империю. Поэтому, используемое в пророчествах слово «царь», очень часто означает «царство», правительство, государство или державу.

Нет никаких оснований считать, что звери Апокалипсиса означают нечто иное, чем звери из книги Даниила. Иначе сходства книг Даниила и Откровения были бы бессмысленны. Очевидно, что это не так. Поэтому звери из книги Апокалипсиса точно так же представляют собой языческие царства. Однако семиглавый зверь Откровения становится не просто каким-то рядовым царством, но предметом всемирного поклонения, которому передадут свою власть все цари земли.

Но из чего видно, что все цари земли передадут ему свою власть? Это видно из следующего текста Апокалипсиса:

«И десять рогов, которые ты видел, суть десять* царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откровение 17:11).

Кто-то скажет, что в данном тексте буквально говорится не о всех царях земли, но только о десяти. Однако нужно понимать, что в данном контексте число «десять»* означает полноту, т.е. всех царей земли. Это подтверждается, например, в Откровении 2:20:

Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Очевидно, что испытания должны постигать христиан всю жизнь, а не только лишь десять дней (сравни с Деяния 14:22). Поэтому Христос призывает быть верным до смерти, а не только лишь 10 дней испытания. Если бы по истечении 10 дней скорбей у христианина больше бы их не было, то призыв Христа быть верным до смерти был бы бессмысленным. Очевидно, что в данном контексте число десять — символизирует полноту скорбей, выпадающих на долю христианина.

Еще одну подсказку о значении числа «десять» можно увидеть в Захарии 8:23:

Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов… за полу иудея…

На первый взгляд, высказывание кажется нелогичным, поскольку всех народов, больше, чем десять. Буквальные десять человек не могут быть сразу из всех народов. Очевидно, что в этом есть иносказание, подразумевающее, что число «десять» в данном случае символическое и представляет полноту представительства всех народностей.

Поэтому говоря о «десяти царях», еще не получивших царства, Иоанн говорит о всех царях земли. Это подтверждается и в 13й главе Откровения:

И я увидел одну из голов его, словно пораженную смертельно; и рана его смертельная была исцелена. И в удивлении вся земля пошла за зверем; и поклонились дракону, потому что он дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю, и кто может сразиться с ним? (Откровение 13:3,4, перевод Кассиана)

Если за зверем пошла вся земля, то, очевидно, что за ним пошли и все цари земные. Выше уже был рассмотрен текст из Откровения 17:11, в котором цари земли передают зверю все свои властные полномочия. Передавая ему свою власть, на деле они признают свое униженное положение перед ним, т.е. они ему поклоняются — так же, как и «вся земля» (Откровение 13:3,4). И если семиглавый зверь получает поклонение и власть от всех жителей и царей земли, то он представляет собой не просто языческое царство, но всемирное языческое царство, а фактически — последнее мировое правительство, которое будет сменено властью Царства Бога.

Более подробно вопрос объясняется в статье:
«Царь северный». Последний властелин планеты