«Царь южный» и его неизбежный крах

Самая очевидная толковательная ошибка Общества Сторожевой Башни, не замечаемая Свидетелями Иеговы, касается библейского «царя южного». Ведь из книги пророка Даниила прозрачно явствует, что при наступлении времени конца «царь южный» потерпит поражение от «царя северного», в результате чего последний получит всемирную власть. Будучи не в состоянии десятки лет назвать последнего «царя северного»*, Сторожевая Башня почему-то называет «царем южным» англо-американскую «державу», которая по их же утверждениям просуществует до самого конца этого мира!** Как же может случиться, что «царь южный» просуществует до конца мира, если еще до пришествия Михаила (Иисуса Христа) этот царь должен быть побежден «царем северным»? Как ни прискорбно, но ничем иным, как глупостью, их толкование назвать нельзя.

[*В недавнем выпуске своего журнала Общество Сторожевой Башни написало:
«Как усердные исследователи Слова Бога мы с нетерпением ожидаем увидеть, кто же проявит себя в ближайшем будущем северным царем» (журнал «Сторожевая Башня» от 15.05.2015, стр. 30., издан Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, © 2015).

Как известно из Даниила 11:40-45, «царь северный» победит «царя южного» и получит мировое господство, которое позволит ему в последний раз напасть на народ Бога.

**Однако, пытаясь растолковать истину о «царе южном», Сторожевая Башня определила его как «англо-американскую мировую державу» (книга «Внимайте пророчеству Данила!», таблица на стр. 284, издана Обществом Сторожевой Башни, Библий и Трататов, © 1999).

А в своем журнале «Сторожевая Башня» от 15.06.2012 (стр. 16) года Общество написало, что до самого конца «никакая другая держава не придет на смену англо-американской мировой державе». Иронично, но, вопреки пророчеству Даниила, «царь южный» из толкований Сторожевой Башни не будет побежден «северным царем».]

Кем является «царь южный»?

После победы над своим главным соперником, «царь северный» получает не просто всемирную власть, но настолько большую ее силу, что считает себя вправе бросить вызов Самому Всевышнему (Даниила 11:31,36,37,40-45). Понимая это, логично заключить, что побежденный ним «царь южный» тоже имел власть практически мировую. Таким образом, под «царем южным» подразумевается государство, которое в преддверии «времени конца» должно являться самой могущественной державой мира. Если читатель уже знаком с исследованиями, изложенными в статье Почему «смертельно ранена» именно седьмая голова «зверя», то он знает, что эта держава представлена последней головой «семиглавого зверя» Апокалипсиса — той самой, которая в преддверии «времени конца» получает смертельную рану от «меча» (т.е. от войны, Откровение 6:4, 13:5). Конечно, Свидетели Иеговы скажут, что такой державой является именно «англо-американская». Но такой «державы» не существует. На самом деле это два государства разного типа правления, которые хотя и выглядят как союзники, но всё равно являются независимыми державами, преследующими каждая собственные интересы.

Согласно пророчеству Даниила, последней «великой войне» предшествует еще одна война между двумя царями, которую «царь северный» унизительно проиграл (Даниил 11:29,30). Таким образом, лидерство «южного царя» стало верховным. Но, несмотря на свою прошлую победу и господствующее положение, именно «царь южный» начинает еще одну войну, которая станет последней «великой войной». Почему же прежде победивший «царь южный» снова идет в боевой поход? Одна из причин этому кроется в природе «царя северного». Как рассматривалось*, предпоследний «царь северный» описан в параллельном пророчестве, как «небольшой», но весьма умелый гений коварства, получающий власть «не своею силою» (Даниила 8:23). Не случайно, последняя война между царями описана с вовлечением в нее многих «стран» (Даниил 11:40-43). Ввиду противоборства двух доминирующих сил, эти страны окажутся лишь разменной монетой в игре предпоследнего «царя северного», получающего мировую власть.

[* См. статью «Царь северный». Грядущий властелин планеты]

«Египет» как пророческий образ последнего «царя южного»

В описании последней войны между царями есть прямая параллель на другое пророчество Даниила, согласно которому «небольшой рог» (предпоследний «царь северный») получает власть, смещая с мировой арены три других «рога», большие, чем он сам (Даниил 7:8,24). Параллель заключается в том, что в Даниила 11:40-43 тоже по именам названы три «царства», покоряющиеся «царю севера», который «прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним».

Как видно, перед тем как «разрастись» и получить всемирную власть, «царь северный» («небольшой рог») ниспровергает трех царей, описанных в Даниила как «Египет», «Ливия» и «Эфиопия». На первый взгляд кажется, что речь идет о хорошо известных государствах, и многих исследователей это приводит к заключению искать исполнение пророчества в прошлом. Однако нужно признать, что власть последнего «северного царя» уничтожается при непосредственном наступлении Царства Бога (Даниил 11:44-12:2). Кроме этого, в 11й главе книги Апокалипсиса, дублирующей написанное в книге Даниила 11:44-12:10, снова упоминается «Египет», причем в духовном смысле (Откровение 11:8). В контексте дублирования сообщения Даниила, это является прямым намеком, что название «Египта», побеждаемого «северным царем», является символическим названием последнего «царя южного».

Одно из подтверждений этому факту мы находим в той же 11й главе книги Даниила, где в древнем «царе южном» легко узнается Египет под управлением Клеопатры (Даниила 11:17). Еще одну пророческую параллель можно увидеть в пророчестве Иезекииля, которое было высказано против Древнего Египта:

Ибо близок день, так! близок день Иеговы, день облачный; это будет время народов. И пойдет меч на Египет, и ужас распространится в Ефиопии, когда в Египте будут падать пораженные, когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены; Ефиопия и Ливия, и Лидия… и все сборище (народов)… (Иезекииль 30:3,ПАМ, 30:4,5а,СинП, 30:5б,«Танах»).

Самой знаковой фразой этого пророчества является указание на «облачный» День Иеговы, который как видно является «временем народов»! Известно, что слово «народы», используемое на «языке Писаний» во множественном числе, всегда обозначало народы, не поклоняющиеся Истинному Богу, то есть язычников. Очевидно, что это пророчество указывает не только на события древности, но и на «времена язычников», которые являются «временем конца»! (См. диаграмму «Последовательность событий Апокалипсиса»).

Так как День Иеговы для всех народов еще никогда не наступал, кажется странным, что в словах Иезекииля этот День привязывается к падению древнего Египта от рук Навуходоносора. Но ничего странного в этом нет. Параллели, явно видные в этих пророчествах, указывают и на будущую войну – против другого т.н. «Египта», который падет от «меча» войны непосредственно к наступлению великого и страшного Дня Иеговы. Между пророчествами Иезекииля и Апокалипсиса есть явное сходство: как на «Египет» из пророчества Иезекииля «пойдет меч» войны, точно так и седьмая голова «зверя» получает смертельную рану от «меча» в преддверии «времен язычников», т. е. Дня Иеговы (как упоминалось, «меч» из книги Апокалипсиса является символом войны — см. Откровение 6:4).

В свою очередь это соответствует еще одному пророчеству — от Даниила, гласящего, что «великая война», в результате которой «царь южный» падет, тоже прямо относится к падению «Египта», существующего в преддверии конца (Даниил 10:1,11:40-43, ПАМ). В связи с этим еще более знаковым выглядит совпадение названий государств, покоряющихся победителю вместе с Египтом. Также как в пророчестве Иезекииля, Даниил называет их как Ливия, Эфиопия и прочие страны!

Но самое важное заключается в факте, что пророчество Даниила о падении последнего «Египта» («южного царя») было записано намного позже падения Древнего Египта, предсказанного Иезекиилем (ср. Иезекииль 30:10). Очевидно, что это не случайно. К тому же, контекст пророчества Иезекииля показывает, что Иегова должен был унизить Древний Египет рукою Вавилонского царя, который приходит на Египет «с севера» (Иеремии 46:13,20). И это тоже прямо намекает на «северного царя», который в пророчестве Даниила победит последнего «царя южного». В связи с таким множеством сходств, логично, что древний Египет был пророческим образом на последнего «царя южного». И, читая пророчества о древнем Египте, можно найти множество параллелей на то, что произойдет с «Египтом» последним, который в пророчестве Даниила символизирует последнего «царя южного» (сравни Иезекииль, 32 глава).

Читая то, что происходило тогда, трудно не согласиться, что природа грешных людей и их хищных государств не изменилась до сего дня и не изменится до самого конца этого мира. Иегова неспроста позаботился записать эти уроки древности, чтобы они послужили для Его будущих служителей не только назиданием, но и ключами к пониманию Его действий и Его пророчеств о происходящем в преддверии конца.

«Царь южный» как идол для неверных поклонников Бога?

После начала Вавилонской оккупации, многие израильтяне не послушали пророка Иеремию и в страхе перед царем Вавилона бежали в Египет, чтобы найти там спасение (Иеремия 42 и 43 главы). Тем не менее, Иегова определил Египет на позорное унижение вместе с теми, кто полагался на него вместо Бога. Мотив для подобных действий Бога был известен еще от времен, когда Иегова впервые выводил израильтян из Египетского рабства: наводя казни на непокорного фараона, Всевышний последовательно унижал и позорил всех идольских богов Древнего Египта, на которых надеялись египтяне. Этим же Он давал урок и Своему народу, показывая, что истинным и достойным доверия Богом является только Он — Иегова. Потрясение было настолько сильным, что даже многие египтяне уверовали в истинность Бога Израиля. И бежали вместе с израильтянами, даже несмотря на то, что их преследовали войска могущественной армии во главе с самим фараоном.

Однако, тот урок не помог развить веру тем современникам Иеремии, которые понадеялись на силу Египта. Поэтому (и в согласии с пророчествами) Иегова навел на Египет Вавилонского царя. И последний идол, на которого надеялись непокорные израильтяне, был посрамлен.

Почему это важно? Ответ кроется в пророческих повторениях. Интересная параллель сводится к тому, как именно звучит пророческое предостережение, произнесенное через Иеремию для израильтян, понадеявшихся на Египет:

И скажи им: так говорит Иегова воинств, Бог Израилев: вот Я пошлю… царя вавилонского, раба Моего… И придет, и поразит землю египетскую; кто на смерть, на смерть; и кто в плен, в плен; и кто под меч, под меч. (Иеремии 43:10-11,ПАМ).

Как видно, все, понадеявшиеся на своего идола, должны были пойти «на смерть», «в плен» и «под меч». Примечательно, что унижение идолопоклонников Египетского «могущества» сопровождается такими же словами, какие Иегова говорил им прежде – когда вместо Самого Бога они полагались на Храм Бога, который при таком отношении тоже стал для них идолом (Иеремии 7:4). Наводя на Иерусалим возмездие силами Вавилонского царя, Иегова так и сказал пророку о неверных израильтянах:

Если же [они] скажут тебе: «куда нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кто [обречен] на смерть, иди на смерть; и кто под меч, — под меч; и кто на голод, — на голод; и кто в плен, — в плен (Иеремии 15:2).

Как разбиралось в статье о прообразах, такая же мысль звучит при выходе «зверя» (последнего «царя северного»), что записана в книге Апокалипсиса:

Кому — в плен, того уведут в плен. Кому — от меча погибнуть, тот от меча погибнет. Этим святой народ Божий призывается хранить стойкость и верность! (Откровение 13:9,10, СоП НЗ от РБО).

Такое множество совпадений не случайно. Древний Египет был унижен набирающим силу Навуходоносором, который пришел на него «с севера» (Иеремии 46:13,20). Вместе с древним Египтом были жестоко посрамлены и те члены народа Иеговы, которые возложили надежды на его мощь. В чем была их проблема? Они не сохранили верность Иегове и стойкость. Аналогичным образом, святой народ Бога, живущий в преддверии «времени конца», увидит гибель и последнего «Египта» – «царя южного». Однако «царь южный» потерпит позорное унижение от «небольшого рога», который «разрастется» и, станет семиглавым «зверем» (последним «царем северным»). Этот «царь» по началу будет использован Иеговой для возмездия тем, кто, вопреки своему посвящению, позорил Его Имя своими грехами, лжеучениями и неверностью, которая есть ничто иное как идолопоклонство. По-видимому, в контексте выхода «зверя» последнее предупреждение о плене и гибели адресовано и тем членам народа Бога, которые в своих сердцах согрешат, понадеявшись на могущество образного «Египта» — последнего «царя южного» (сравни Иезекииль, 23 глава).

Конечно, испытание и очищение будет очень жестким, вплоть до «мерзости запустения», которую «зверь» поставит на святом месте духовного Храма. Так хранящие верность члены народа Бога будут очищены от идолопоклонников, поклоняющихся земным державам и/или своему неверному религиозному руководству. (Смотри статьи «Когда же увидите мерзость запустения… бегите!», Прообразы. Имеют ли они пророческое значение и можно ли его распознать?).

Неизбежный крах «царя южного»

Итак, «небольшой рог» (он же – «царь северный») при помощи чужих рук и коварства получит громадную власть, из-за чего посмеет открыть уста на Самого Всевышнего. Учитывая это, можно понять, что его последний земной соперник – «царь южный» – является воистину самой могущественной державой, которая должна существовать в преддверии «времени конца». Всю историю человечества могущество мировых держав сопровождалось грабежом слабых народов, войнами, насилием, необычайным высокомерием и надменностью. Совершенно неслучайно в Библии неоднократно описывается, как Всевышний унижал такие державы, и неспроста в Библии они сравниваются с дикими и свирепыми зверями. И, так же как Иегова срамил надменность ведущих держав прошлого (ср. Амос 2:1-12), так и последнему «царю юга» должно утратить абсолютное лидерство в пользу своего небольшого, но весьма проворного конкурента — «царя северного». На короткое время — до тех пор, когда все эти «цари» будут свергнуты Царством Бога.

Поэтому «не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». Самые могущественные державы мира унижались Богом и рушились в одну ночь. В самом деле, нужно ли будет удивляться достигшим «времени конца» тому, что великолепный и могущественный «царь южный», подобно всем своим предшественникам, будет унижен и получит смертельную рану от меча «великой войны»? Конечно, удивляться этому не стоит. Кем бы он ни был, каким бы он ни был, грядущий крах идольского «царя южного» неизбежен.

«Дети! Храните себя от идолов. Аминь.» (1 Иоанна 5:21)