«Завет на Царство» и «Новый Завет». Есть ли разница?

Вопрос: Здравствуй брат. Я хотел бы задать вопрос по этой статье: Кто должен принимать хлеб и вино на Вечере Воспоминания Иисуса Христа?

В ней сказано что Иисус во время пасхи 33 года заключил 2 соглашения.

1) Новый завет (формально был заключен только во время пятидесятницы)
2) Соглашение о Царстве на основании Лк 22:28-30 Вот об этом мой вопрос

Почему Вы говорите что в то время было заключено еще соглашение о царстве. Ведь если посмотреть другие переводы Библии то там ни о каком соглашении не говорится.

Синодальный «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство»
Cовременный «И как Отец Мой даровал Мне царскую власть, так и Я передаю её вам»
РБО Радостная весть «И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец.»
Греческий подстрочник Стронга буквально написано «и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство»

Кажется здесь Иисус просто поясняет смысл Нового завета для христиан (кто окажется верным тот получит возможность царствовать вместе с ним). Он ещё раз напоминает суть НЗ. Ведь больше в НЗ нигде не встречается упоминания о 2 соглашениях. Как это правильно стоит понимать по твоему?
(Александр)

Ответ: Дорогой Александр, Вы хорошо делаете, что обращаетесь к разным переводам текстов, однако это тот случай, когда разные переводы лишь запутывают понимание. Единственное, что в вашем вопросе может помочь, это перевод подстрочный. В данном случае он очень близок к цитате из греческого подстрочника Стронга, которую Вы привели (я выдели ее жирным шрифтом). Но чтобы вам было легче разобраться в смысле слов, использованных Иисусом, обратите внимание на текст, где используются сразу оба интересующих нас слова:

Вот завет (1), который завещаю (2) дому Израилеву… (Евреям 8:10)

В этой фразе используются два слова с одним и тем же корнем:

(1) διαθήκη (диатхЭкэ) – завет:
(2) διαθήσομαι (диатхЭсомай) – буду завещать (завещаю).

Таким образом, из текста Евреям 8:10 очевидно, что когда говорится о личности, которая «завещает» что-то, то речь идет о составлении этой личностью «завета». Следовательно, когда в Луки 22:28-30 Иисус говорит, что «завещает [апостолам] Царство», то очевидно, что речь все-таки идет о «завете». И этот завет, судя из фразы, является Заветом на Царство. Однако Ваш вопрос гораздо шире. Итак…

Действительно ли Новый Завет является только Заветом на Царство? 
Или это два разных Завета?

Факт, о скольких заветах идет речь, можно понять только после анализа пророчества о Новом Завете, которое было дано через пророка Иеремию:

Вот наступают дни, говорит Иегова, когда Я заключу с домом Израилевым и с домом Иудиным новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их, когда взял их за руку, чтоб вывести их из земли египетской; тот завет Мой они нарушили, так что Я отверг их, говорит Иегова. Ибо вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Иегова: вложу закон Мой внутрь их, и на сердце их напишу его; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Иегову”, ибо все они будут знать Меня, от малого до великого, говорит Иегова, потому что Я прощу вину их, и греха их уже не буду помнить (Иеремия 31:31-34,ПАМ).

Проводя анализ этого текста, обязательно нужно понять его отношение к Завету о Царстве, который получил Иисус на небе от Своего Отца.

Действительно, пророк Иеремия предсказал заключение Нового Завета, в результате которого закон Бога записывался бы прямо «внутрь их, и на сердце» тех, кто в этот Завет войдет. Однако в тексте, записанном пророком, нет ни слова о завете на Царство.

Кроме того, мы знаем, что без жертвы Христа, Новый Завет не был бы заключен. Учитывая это, нужно задать себе и такой вопрос:

Является ли Иисус, членом Нового Завета, предсказанного Иеремией?

Нет, Иисус членом Нового Завета не является, и дальше мы это поймем.

Да, мы знаем, что Новый Завет был заключен с апостолами только в ночь перед смертью Христа – во время последней пасхальной вечери Иисуса. Но нужно ли было Иисусу стать членом предсказанного Нового Завета, чтобы (в согласии с пророчеством) Бог записал Свой Закон «внутри» (в сердце) Иисуса? Конечно, нет! Потому что Закон Бога уже был записан в Его сердце – до заключения Нового Завета. Вот как об этом записано:

Жертвы и приношения Ты не восхотел… всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (Псалом 39:7-9, ср. Псалом 36:31, Евреям 10:5-10, СинП).

Поэтому, передавая чашу с вином (как символом заключения Нового Завета), Иисус не был членом этого Завета. У него была более высокая роль – Он был Посредником этого Завета (Галатам 3:19,20, 1е Тимофею 2:5). В самом деле, если (согласно предсказанию Иеремии) все, входящие в Новый Завет, получали Закон Бога в свое сердце, то вполне логично, что у Посредника Завета такой нужды быть не должно. Иначе Он не мог бы стать Законным Посредником. Без Которого (в свою очередь) и Завет не мог бы быть заключен (Галатам 3:20).

Итак, в Новом Завете было две стороны — Бог (1) и Его народ (2) — которые договаривались через посредничество Иисуса.

А теперь мы можем лучше понять интересующий нас вопрос. Зная о том, что Иисус (как Посредник) не является стороной Нового Завета, мы узнаем, что Он является членом другого Завета, заключенного между Ним и Его Отцом — Завета на Царство. Иисус Сам сказал об этом своим апостолам:

…завещал Мне Отец Мой… Царство (Луки 22:29).

Что видим здесь? Здесь появляется Завет на Царство, в котором тоже есть две стороны, только теперь это Иегова (1) и Иисус (2). Но здесь нет посредника, который и не нужен — ведь это завет Отца с Сыном. И к тому же Закон Отца уже написан в сердце Иисуса.

Наконец, в том же тексте, Иисус говорит, что, следуя повелению и примеру Отца, теперь и Сам Иисус (причем без посредника) заключает с апостолами Завет на Царство — Завет, в котором сторонами являются Иисус (1) и апостолы (2):

…и Я завещаваю вам… Царство (Луки 22:29).

Как видим, всё это разные Заветы и в каждом из них свои участники.

И разве теперь не очевидно почему Завет на царство Бог не заключил с апостолами напрямую? Почему же? А потому, что без предварительного заключения Нового Завета, Закон Бога еще не был записан в сердцах этих людей! Соответственно, перед тем, как войти в Завет о Царстве, они (так же, как Иисус) должны были стать подзаконными Богу — причем, во исполнение пророчества Иеремии, это должно было произойти под Заветом Новым.

Конечно, кто-то спросит: разве для получения Царства им не хватало Завета Ветхого? Ведь Закон Ветхого Завета содержал прямое обещание о Царстве (Исход 19:6).

Нет, Ветхого Завета теперь не хватало. Ведь здесь же, через Иеремию, Бог говорит, что тот Завет (Ветхий) израильтяне «нарушили». Таким серьезнейшим заявлением, а также обещанием заключить Новый Завет Иегова показал, что де-факто Ветхий Завет утрачивает свою силу. А с ним и прежнее обещание о Царстве.

[Но так же, как частью Завета Ветхого было обетование Царства, так и Новый Завет, как оказалось, сохранил это же обещание, но только на других условиях. Иными словами, подобно Ветхому, Новый Завет тоже включал в себя Завет на Царство. Но последний можно назвать новым Заветом на Царство — и это правильно. Однако не путайте новый Завет на Царство с Новым Заветом. Ведь Новый Завет имеет другую цель — позволить всем, кто входит в народ Бога, иметь особые отношения с Ним — и это такие же отношения, которые древний народ Бога мог иметь и под Заветом Ветхим.]

Итак, обещая Новый Завет, Бог указывал на единственный путь восстановления законных отношений с Ним, а также на путь исполнения древних обетований о получении царственной власти. Таким образом, получая (после вступления в Новый Завет) в свои сердца Закон Бога, участники этого Завета снова становились как бы «подзаконными» Богу, только теперь в Новом Завете. И вот, только после этого они могли претендовать на получение Царства — получение, которое оформлялось отдельным заветом.

Разве не логично, что именно такую же последовательность заключения заветов мы видим в действиях Иисуса?

И разве теперь не очевидно, почему при заключении Завета на Царство между Иисусом и апостолами уже не требовался посредник? Конечно, очевидно. Ведь сразу после того, как Иисус передал Чашу Нового Завета (и этот Завет сразу же был заключен) — в этот же момент начала вступать в силу и правовая сторона исполнения пророчества Иеремии — с этого момента Закон Бога уже по праву считался записываемым в сердца вступающих в Новый Завет (т.е. в сердца членов нового, духовного Израиля).

А если Закон Бога был не только в сердце Иисуса, но теперь записывался и в сердца подзаветных, то разве требовался им посредник для заключения Завета на Царство? Нет, ведь Закон Бога теперь был в сердцах обеих сторон заключения Завета! Тем не менее, Иисус говорил, что не от Него зависит, кто сядет царствовать с Ним по правую Его руку и по левую. Следовательно, решая, с кем именно будет заключен (новый) Завет на Царство, Иисус действует исключительно по воле Своего Отца.

Как вступали в действие Новый Завет и Завет на Царство

Сначала, во время Своей последней Вечери, Иисус последовательно объявил о заключении с учениками двух Заветов: сначала Нового Завета, а затем Завета на Царство (Луки 22:19-30).

Такая же последовательность наблюдалась и в дальнейшей реализации вступления обоих Заветов в силу. Так, что полное вступление Нового Завета в законное действие произошло в момент, когда пролилась реальная кровь жертвенной смерти Христа, а именно: когда Христос умер и реальная завеса Святого Святых разодралась сверху донизу. Именно с этого момента завершилась история Завета Ветхого и началась история народа, входящего в Завет Новый.

А после этого события, в праздник Пятидесятницы произошло и запечатление учеников Святым Духом, которое стало реальным подтверждением заключения Завета на Царство. И это логично, ведь, подобно Божьему Сыну, ученики тоже были запечатлены Святым Духом – для начинающегося священного служения, а также для усыновления, небесного призвания и получения Царской власти (Римлянам 8:16,17, Колоссянам 1:1,2,12-14, Евреям 3:1).

Пару слов о Вечере воспоминания Христа

Все вышеописанное показывает, что передача символов (вина и хлеба) на Вечере воспоминания у Свидетелей Иеговы не имеет ничего общего со смыслом, который вложил в это действие Иисус Христос. Переданное Иисусом вино не является символом Завета на Царство! Прочитайте внимательно и убедитесь в этом сами. Ведь Завет на Царство был заключен только после заключения Завета Нового (Луки 22:19-30).

А из слов Христа явно видно, что вино является только символом крови Нового Завета. Следовательно, принимать его должны все христиане: как имеющие надежду царствовать со Христом, так и имеющие надежду оказаться в «великом множестве». Иными словами, вино Нового Завета предназначено для каждого крещенного христианина, который от всего сердца любит Бога и пожелал в этот Завет вступить.

В чем же разница между Новым Заветом и Заветом на Царство? 

Подводя итог, видим, что Новый Завет (НЗ) позволял собрать новый, теперь уже духовный народ Бога — т.н. «духовный Израиль». Духовным этот народ становился потому, что теперь «обрезалось» их символическое сердце, в которое записывался Закон любви и веры. Но человек мог стать членом этого народа, лишь вступив в Завет Новый. И лишь потом (после вступления в НЗ) можно было начинать с ним разговор о последующем заключении Завета на Царство.

Как показывает 7я глава Откровения, 144000 являются «избранными» из этого народа, а не всем народом полностью. А 14я глава Откровения показывает их уже в царской власти и в положении священников. Таким образом выявляется, эти лица одновременно являются членами Нового Завета и Завета на Царство. Кроме того, видно, что число членов Завета на Царство меньше, чем число всех членов духовного Израиля, который включает в себя и «великое множество», набранное из всех народов. То, что «великое множество» является частью народа Бога, видно из того, что они воздают славу Богу и Агнцу. Очевидно, что хвала «великого множества» звучит от сердца. То есть «великое множество» имеет в своих сердцах те же убеждения и законы, те же любовь и веру, которые имеют и 144000 избранных. Тогда логично, что речь идет об одном и том же духовном народе, пребывающем в Новом Завете. И хотя весь этот народ состоит из «великого множества» и из 144000 членов царственного священства, только последние состоят в Завете на Царство.