Что значит «прочие… не ожили, пока не окончится тысяча лет»?

Наверное, нет ни одного из читателей книги Апокалипсиса, которого не удивлял бы текст о воскресении мертвых, записанный в Откровении 20:4,5:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение» (Откровение 20:4,5).

Как видно, в тексте существуют две группы воскрешаемых. И две участи, которые их постигают. То есть, там как бы описаны:

1. Те, кто оживает, чтобы царствовать со Христом 1000 лет.
2. Те, кто не оживает, доколе эта тысяча лет не окончится.

Казалось бы, всё тут понятно, и многие воспринимают этот текст буквально. Они так и говорят, мол, «вот, вторая группа людей воскреснет только после окончания 1000-летнего Царства Христа». Существуют даже целые религии, которые учат, что на протяжении этой 1000 лет земля будет пустой и безлюдной. Но так ли это?

Нет, это не так. Последующие за приведенным текстом слова (если их внимательно читать), сразу же проясняют что это значит:

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откровение 20:6).

Что видим? Видим, что снова упоминается первая группа воскресших — соправителей Иисуса Христа. Но теперь добавляется важная подробность: «над ними смерть вторая не имеет власти». Что значит «смерть вторая»? Чтобы сильно не отвлекаться от нашего основного вопроса, достаточно вспомнить, что «смерть вторая» обозначает окончательную погибель, из которой воскресения уже не будет (см. Откровение 20:14,15).

Но какое значение имеет то, что «смерть вторая» не имеет власти над первой группой воскресших? Ответ уже известен, и он записан в предыдущем тексте:

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)

Итак, зададим к этому тексту самый главный вопрос: почему «смерть вторая не имеет власти» над первой группой воскресших? Да потому что «они ОЖИЛИ».

Иными словами, «ожить» – это значит «стать неподвластным второй смерти». Именно такое значение несёт ближайший контекст.

Что же тогда сказать о «прочих из умерших», которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет»? Ответ прост: даже если они воскресают, это не избавляет их от «второй смерти» (вечной погибели), по крайней мере пока.

[Здесь важно понимать, что в глазах Бога смерть выглядит не так, как в глазах людей (Марка 12:27). Для Бога нет ничего невозможного, следовательно, даже смерть Он может обратить вспять. Настоящей и бесповоротной Он определил только «смерть вторую», о которой будет сказано дальше.]

Следовательно, слова «не ожили» не доказывают утверждения, что названые «прочими из умерших», будут воскрешены только в конце 1000-летнего Царства Христа. С другой стороны, это означает, что людей, не вошедших в число соправителей Христа и воскрешенных в начале 1000-летнего Царства, нельзя назвать «ожившими» до его окончания. А точнее, до времени последнего испытания.

Как видно, ответ оказался простым, и на этом можно было бы закончить. Однако дальнейший текст несет еще более удивительные подробности и доказательства факту, что «прочие из умерших» будут воскрешены не в конце 1000-летнего Царства Иисуса, но уже в самом начале Его правления.

Символы, показывающие время воскресения «прочих умерших»:
«смерть вторая», «озеро огненное», «смерть», «ад» и «море»

«Озеро огненное» – это и есть «смерть вторая», она же вечная погибель. Из «смерти второй» воскресение не предусмотрено, что следует из текста Откровение 20:14,15:

…И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откровение 20:15).

Таким образом, приговор «второй смерти» получают лишь те, кто не записан в «книгу жизни». Это означает, что жизнь для них не предусмотрена. Поэтому «смерть вторая» – это смерть навеки (ср. Откровение 17:8,11 и 19:20).

А вот символ, обозначенный просто словом «смерть» – это смерть, но не «вторая». Это, так сказать, смерть «первая», из которой предусмотрено воскресение мертвых.

«Ад» (греч. «гадес») – это просто могила, еще одно слово-символ, которым описано место пребывания умерших. Из «ада», так же, как из «смерти» (первой) предусмотрено воскресение мертвых, о чем записано в тексте Откровения 20:13, который мы тоже рассмотрим.

«Море» (бушующее море) – это самый ключевой символ. Оно означает нечестивых, ту часть человечества, которая не узнала Бога (Исаия 17:12, 57:20, Даниил 7:2, ср. Откровение 13:1, также Луки 21:25). [Кстати, через пророка Иезекииля Иегова символическим языком пообещал, что в будущем это «море» будет исцелено (Иезекииль 47:9)]

«Отдали мертвых»

Как и обещалось, давайте теперь рассмотрим текст Откровения 20:13 – один из самых важных текстов, относящихся к воскресению:

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откровение 20:13).

Итак, «смерть», «ад» и «море» отдают мертвых на суд. Хотя эти мертвые не получают «смерть вторую», о них тоже не сказано, что «смерть вторая не имеет над ними власти». И так как они и идут на суд в качестве подсудимых, то явно, что они не входят в группу соправителей Христа. Следовательно, они и есть те «прочие из умерших», которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет».

Судьями же, как разбиралось, будут воскресшие соправители Иисуса Христа.

Когда начинается суд?

Как и написано, сам суд начинается сразу же по окончании «времен язычников»:

«И седьмой Ангел вострубил..: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его… И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых…»
(Откровение 11:15,18, ср. Даниила 12:1,2, см. «Времена язычников» — это и есть «время конца»).

Что видим? Если «время судить мертвых» наступает вместе с воцарением Христа, то это происходит в начале 1000-летнего периода, а не в конце.

Более того, мертвые будут судимы, но… Обратите особое внимание! – Будут «судить мертвых», а не живых! Странно, правда? С одной стороны, сказано, что «смерть» их отдала, и это должно означать, что мертвыми их назвать уже нельзя, по-крайней мере физически. Но, с другой стороны, прямо ведь написано, что судят мертвых, а не живых.

Поэтому, чтобы избавиться от этих кажущихся странностей, давайте посмотрим, что происходит с «местами», в которых мертвые пребывали до суда.

Что происходит с [первой] «смертью» и «адом»?

Как видно из текста Откровение 20:14, после того, как «смерть» и «ад» отдают своих мертвых, они навсегда уничтожаются:

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.» (Откровение 20:14)

«Смерть», которая уничтожается в этот момент — это т.н. смерть первая. То, что, отдав мертвых, эта «смерть» вместе с «адом» («могилой») навсегда уничтожаются, означает, что с этого момента первой смертью больше никто не умрет, и что никаких могил больше не будет. Дальше возможна только вечная жизнь или «смерть вторая». Те, кто будет умирать второй смертью в «ад» (могилу) больше никогда не попадет. Означает ли это, что буквальные могилы навсегда исчезнут? Трудно сказать. Однако там, где будет вечная жизнь, ни смерть, ни могильные памятники больше не нужны.

Куда исчезло «море»?

Заметили? Да, помимо смерти и «ада» у нас было и «море» безбожного человечества. Оно тоже отдаёт мёртвых на суд (хотя прямо не сказано когда). Почему же тогда в Откровении 20:14 не сказано о судьбе «моря»? Неужели оно не будет брошено в «озеро огненное» и продолжит своё существование?

В том-то и дело, что «море» сразу не исчезает. Как видно из следующего видения Иоанна, «море» исчезает гораздо позже — только в конце 1000-летнего Царства Христа:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже…» (Откровение 21:1-4)

То, что «море» не познавших Бога людей исчезнет только после 1000-летнего Царства, означает, что во время правления Христа оно всё еще будет существовать.

Вопреки своей правильности, такое утверждение выглядит очень неприятным. Однако есть то, что есть. В самом деле, почему написано, что «смерти уже не будет» лишь после того, когда «моря уже нет»? – А потому, что смерть будет существовать лишь пока существует «море». Иначе с какой целью «море» описано, как содержащее мертвецов?

И, наконец, самые важные вопросы: почему в отличие от «ада» и «смерти», «море» не бросают в «озеро огненное»? Чем безбожное «море» лучше «ада» и «смерти», если в нем тоже полно «мертвых»? Ничем. Именно эти вопросы помогают понять, что «море» отличается от «ада» и «смерти». И что люди принадлежащие символическому «морю», являются не физически мертвыми, но духовно! Поэтому, когда текст гласит, что «прочие из умерших не ожили», то речь идет именно о духовно мертвых. Они «не ожили» в том смысле, что по-прежнему нуждаются в искупительной жертве Христа, в познании Отца и Сына, и в Божьем усыновлении.

По этой причине «море» будет существовать до самого конца 1000-летнего Царства Иисуса — до тех пор, пока оно полностью не будет опустошено. Пустое «море» уже не нужно бросать в «озеро огненное». Ведь «моря уже нет». А то чего нет, уничтожить невозможно.

Возможно, кто-то удивится и спросит: как же так? Неужели в 1000-летнем Царстве Христа все еще будут существовать неправедные люди? Да, вопреки красочным комиксам из журналов Сторожевой Башни, именно такой вывод следует из библейских текстов. Ещё это видно из 65й главы Исаии, который пророчествовал, что даже в райских условиях будут проявляться жестокость грешников, которые будут грешить, несмотря на все полученные благословения. И они будут умирать за свой грех (Исаии 65:20). В отличие от Исаии, Иоанн пишет, что когда «море» исчезнет, то «смерти уже не будет». Уже не будет грешников, и никто не будет умирать. Следовательно, Исаия и Иоанн пишут о разных временах: Исаия – о 1000-летнем Царстве, а Иоанн – о его окончании. При этом, хотя в период 1000-летнего Царства «море» будет существовать, своей власти у грешников уже не будет (ср. Откровение 13:1); вся власть тогда будет отдана Иисусу Христу.

Но что, если рассмотренный текст из Откровения 20:5 принять буквально? И что если сказать, что никто, кроме избранных, «не оживет» на протяжении 1000 лет? Хорошо, давайте допустим это. Однако кого эти избранные будут судить целую 1000 лет? Мертвых, которые будут лежать в гробах до конца 1000-летия, чтобы потом встать и выслушать свой приговор? Ну, во-первых, такого нигде не написано. А, во-вторых, неужели справедливый Божий суд будет «заочным»? Конечно, нет; и мысль о том, что целую 1000 лет суд будет идти над теми, кто не способен на этот суд явиться, является богохульной.

Наконец, если на протяжении 1000-лет никто, из находящихся в «море», «аду» и (первой) «смерти» не оживет, то откуда на «четырех углах земли» появятся обольщенные дьяволом? (Откровение 20:4-10) Разве можно допустить, что они произойдут из Христовых соправителей? Никак, ведь обольщенные получат смерть, которая над соправителями Христа «не имеет власти».

Поэтому так же, как и многие воскрешенные из «ада» и «смерти», люди, представленные «морем», доживут до финального испытания. Оно станет последним рубежом, после которого станет ясно, получат ли испытуемые полное освобождение от «смерти второй» или нет. Люди, не прошедшие это испытание, его не получат: оставшись закоренелыми противниками Бога, они в духовном смысле останутся теми, которые так и «не ожили». Это повлечет за собой огненное уничтожение, которое по сути тоже означает «вторую смерть» (Откровение 20:8,9). Люди же, прошедшие испытание, будут записаны в «книгу жизни». Они и станут теми, кто «ожили». На этом суд и 1000-летнее Царство Христа окончатся.

Но главная мысль, которая следует из этого исследования сводится к следующему:

– Факт, что все мертвые, отданные «смертью», «адом» и «морем» для суда, сообщает, что с точки зрения Бога все «прочие», то есть «праведные и неправедные», которые физически воскресают и приходят на суд, аж до окончания 1000-летнего Царства Христа не получают Божьего усыновления и освобождения от угрозы «смерти второй» (Деяния 24:15; Иоанн 8:34,35). Это и означает, что [духовно] они «не ожили пока не окончится тысяча лет» (Откровение 20:4,5).