Прообразы. Имеют ли они пророческое значение и можно ли его распознать?

Вопрос: Обратили ли вы внимание на мысль из журнала Сторожевой Башни (15 марта 2015г., стр.18), что «какое-либо событие, человека или предмет можно считать прообразом, только если Священное Писание ясно этому учит»? Что можете сказать о прообразах, которые рассмотрены на вашем сайте?

Ответ: Со статьей можно согласиться лишь в том, что история попыток истолкователей объяснять что-либо в Библии, как библейский прообраз, просто кишит примерами абсурда и откровенной глупости. Однако, в упомянутой статье Общества Сторожевой Башни тоже допущены ошибки, которые в итоге приведут веру многих Свидетелей к краху. Ведь прежде чем спешить признавать или отвергать любые рассуждения о прообразах, нужно понять, чем они на самом деле являются и какое место в пророческой картине занимают.

Вопрос этот на самом деле нешуточный, потому что объявление каких-то библейских событий или персонажей «прообразом», который должен в точности исполниться в будущем, фактически является пророчеством и/или его истолкованием. Как нехотя признает Общество Сторожевой Башни, история их собственных толкований имеет множество примеров поиска и истолкований пророческих образов, которые, как оказалось, таковыми никогда не являлись и, следовательно, никакого пророческого смысла не несли. Сегодня же они утверждают, что считают какое-либо событие или персонаж прообразом только тогда, если «Священное Писание ясно этому учит». Однако, для осведомленного и проницательного человека даже сегодня очевидно, что Общество неискренно в этом утверждении. Ведь если бы оно строго придерживалось такого подхода во всех своих современных учениях, то, в первую очередь, рухнула бы вся толковательная основа их существования… как «организации Бога», и они знают об этом!

Например, что является библейским обоснованием того, что «семь времен» наказания и умопомешательства царя Навуходоносора в учении Общества де-факто стали пророческим образом на «времена язычников», которые упомянул Христос, отвечавший апостолам на вопрос о признаках времени конца? Ведь «Священное Писание ясно этому» не учит, правда?

Или какое отношение имеют те же «семь времен» умопомешательства Навуходоносора ко «времени конца»? Ведь Священное Писание и этому «ясно не учит», правда?

Таких толковательных казусов Общества можно привести много. И хотя оно упоминает в своей статье примеры толкований от других религий, находивших несуразные «прообразы» и дававших им такие же небиблейские истолкования… Очевидно, что и само Общество продвигает толкования «пророческих образов», которым Писание не только нигде ясно не учит, но иногда даже совсем не упоминает!

Поэтому важно разобраться, чем же на самом деле являются библейские прообразы и какая роль отводится им в понимании глобальной картины библейских пророчеств.

Что такое библейские прообразы?

Согласно толковых словарей, слово, вошедшее в лексикон русскоязычного исследователя Библии, как «прообраз», несет двойное значение:

1. То, что служит, послужило образцом для чего-либо, прототипом.
2. Образ будущего.

Как видно, два варианта понимания этого слова, хотя и близки по смыслу, однако не являются одним и тем же. Правильное понимание точного смысла, который слово «прообраз» несет в тексте, можно увидеть только из содержания. То, что в библейском повествовании «служит или послужило образцом для чего-либо», не обязательно является пророческим образом будущего. Например, если кто-то из христиан собрания ведет себя подобно черствым фарисеям из евангельских книг, то разве обязательно это означает, что древние фарисеи были «прообразом» на данного человека в смысле пророческого предсказания будущего? Нет, не обязательно. Такой человек, хотя и проявляет ревность на встречах собрания и в проповеди, но, скорее всего, не узнал образ мышления Бога и пренебрег советом Христа соблюдать важнейшее: быть милосердным, справедливым и верным. Говоря о фарисеях, как о «прообразе» на такого человека, можно подразумевать лишь первое значение слова «прообраз»: фарисеи как бы «послужили образцом» или прототипом поведения и мышления такого духовно черствого «верующего».

Настораживает, что в упомянутой статье Общества слово «прообраз» используется только лишь в значении пророческого «образа будущего», что безграмотно не только с точки зрения русского языка, но и с точки зрения предостерегающей логики библейских примеров прошлого. Таким безграмотным подходом Общество усыпляет бдительность верующих, фактически побуждая не рассматривать важнейшие примеры древности, как предупреждающие прообразы, которыми изобилует Библия.

Завершая свою статью, Общество утверждает, что в его публикациях «в последнее время делается акцент не на поиске прообразов и их исполнения, а на практических уроках из Библии» (стр. 18). Но разве древние прообразы сами по себе не являются живейшими «практическими уроками из Библии»? Конечно, являются! Для какой цели тогда предназначен такой словесный трюк Общества? Ведь древние прообразы позволяют не только приобрести богоугодное мышление, но также избежать потенциальных опасностей, в окружении которых духовно уснули многие современные Свидетели Иеговы! Даже если принимать, что такие «прообразы» были не пророческими, но предупреждающими, то насколько же важно понимать, что в случае их повторения современными верующими, Иегова поступит с ними точно так же, как он поступил с теми, кто в древних «прообразах» был описан! И, если современные христиане не приобретут богоугодное мышление, то их не спасет никакое положение и/или нахождение в любой христианской организации. В том числе в среде Свидетелей Иеговы.

Вот почему призывы апостола Павла быть «особенно внимательными к слышанному», как нельзя лучше подходят к рассматриваемому вопросу. Если не быть внимательным к контексту сказанного, древние примеры, как и использование слова «прообраз» по отношению к ним, могут быть поняты превратно. Так, например, на сайте Стража слово «прообраз» используется в обоих вышеприведенных значениях, определение которых видно из контекста статей. Точно так же используют его и некоторые переводчики Библии.

И, возвращаясь к Библии, важно знать, что некоторые переводчики переводят словом «прообраз» два греческих слова, которые будут рассмотрены. Во-первых, так иногда переводится греческое слово τύπος [тЮпос], которое в языке оригинала несет следующие значения:

1. отпечаток, образ, изображение, след (от удара);
2. образец.

(Например, см. Римлянам 5:14, 1е Коринфянам 10:6-11, перевод Кассиана).

Во-вторых, есть еще одно греческое слово, которое иногда тоже переводится как «прообраз» — ὑπόδειγμα [гюпОдейгма]. Оно обозначает:

1. пример, образец; 
2. образ, изображение.

(Например, см.2е Петра 2:6, перевод Кассиана, Евреям 8:5, 9:23).

Явно, что оба приведенных слова несут похожий смысл. Например, в тексте послания к Евреям (8:4,5) апостол Павел использует оба этих слова, как синонимы. Единственное, что должен видеть читатель, читающий текст о таких образцах и примерах, является ли тот или иной из них пророческим или просто обучающим (и/или предупреждающим и предостерегающим).

Для примера рассмотрим в каком контексте слово τύπος (тЮпос) использовал апостол Павел в своих письмах:

Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз [тЮпос] Имеющего придти (Римлянам 5:14, перевод Кассиана).

Очевидно, что в данном случае слово [тЮпос], переведенное Кассианом как «прообраз», прямо используется в пророческом значении, означающем, что первый человеческий Сын Бога — Адам — был пророческим образом или «отпечатком» грядущего Иисуса Христа.

Но теперь обратим внимание, как то же самое слово апостол Павел использовал в своем послании к Коринфянам:

…но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы [тЮпос] для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них… Не станем блудодействовать, как некоторые из них… Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, [как] образы [тюпикОс]; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Коринфянам 10:5-11)

В данном наставлении Павел приводит примеры действий своих древних соплеменников, как образцы поведения, которым они гневили Бога. Этим Павел предостерегает своих адресатов, в первую очередь, от неправедной мотивации, толкавшей древних грешников на подобные действия. Сам факт предостережения красноречиво говорит, что у христиан, слушавших Павла, был выбор, поступать ли подобным образом или не поступать. Следовательно, нельзя утверждать, будто неправедное поведение упомянутых Павлом людей является точным пророчеством на то, что таким же образом поведут себя и его адресаты, которых достигло это боговдохновенное послание. Контекст сообщения показывает, что использование некоторыми переводчиками слова «прообраз» в данном случае следовало бы понимать не как пророческий образ, но просто как «образец» или наглядный пример того, как не стоит себя вести. В качестве наиболее подходящих вариантов для перевода, здесь подошли бы такие слова, как «образ», «образец» или «пример».

Аналогичным образом рассмотрим другой пример того, как контекст, в котором слово ὑπόδειγμα [гюпОдейгма] использовалось апостолом Петром, влияет на его значение:

…и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример [гюпОдейгма] будущим нечестивцам (2 Петра 2:6).

В переводе Кассиана мысль о сожжении Содома и Гоморры переводится «как прообраз будущих нечестивцев». А в подстрочном переводе говорится, что в данном случае Бог повел себя как положивший «пример готовящегося нечестивым». Т.е. очевидно, что речь идет исключительно о пророческом образе, который найдет свое исполнение в будущем. Эта же мысль видна и в контексте: во 2м Петра 3:7 говорится, что «нынешние небеса и земля… сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Это подтверждает, что огненное уничтожение Содома и Гоморры является не только предостерегающим примером Божьего возмездия, но и прообразом в пророческом смысле, гласящим о способе грядущего уничтожения нечестивых.

Можно ли распознать пророческое значение прообразов и как?

В принципе, все, что описано в Писаниях прежде, можно рассматривать как пророческие образы в том смысле, что происшедшее в древности исчерпывающе иллюстрирует все особенности грешного или богоугодного поведения людей, которое не изменится до самого конца этого мира. Кроме этого, примеры прошлого описывают, как Иегова реагировал на то или иное поведение и/или событие. Фактически, эти примеры служат великолепным материалом к познанию особенностей поведения и мышления не только человека, но мышления Самого Всевышнего, без понимания которого понять пророчества просто невозможно!

И когда Общество Сторожевой Башни говорит, что «какое-либо событие, человека или предмет можно считать прообразом, только если Священное Писание ясно этому учит», то оно умалчивает, что прообразы не будут ясно видны для тех, кто сознательно упорствует в ложных истолкованиях, и, соответственно, находясь под действием заблуждения, рассматривает примеры из Писаний, учитывая не замысел и интересы Бога, но только свои собственные! (сравни с Исаия 29:9-13)

Кроме того, Священное Писание учит истине не только в отрывках, но и в совокупности. Ничто из записанного нельзя рассматривать в отдельности от остального содержания Библии. Все примеры прошлых событий, в которых участвовали Бог и люди, являются такой же неотъемлемой частью Божьего слова и не могут не рассматриваться как обучающие примеры для понимания пророчеств, например, о «времени конца». Как видно из множества приведенных на этом сайте библейских примеров, в то время найдут окончательное исполнение не только древние пророчества, но получат отображение и древние прообразы! И это ведь видно не только из примеров, но и из самих пророчеств!

Действительно, примеры древних событий и личностей находят тесное отображение во многих пророчествах о «времени конца». Неудивительно, что многие пророческие мысли Иисуса и апостолов, например, в книге Апокалипсиса являются дублированием древних пророчеств, исполнившихся в прошлом. Во-первых, это подтверждает, что многие древние пророчества еще не получили своего окончательного исполнения. Во-вторых, это показывает, что и во время их исполнения действия Иеговы будут продиктованы такими же мотивами, которыми Он руководствовался в древности. И это станет ответом на такие же действия и мышление людей, которые Он и тогда не мог оставить без внимания и реакции. И, в-третьих, это указывает, что события древности, предсказанные пророками, были прообразами в пророческом смысле!

Давайте рассмотрим это на примере удивительной мысли из отрывка, записанной в 13й главе книги Апокалипсиса и наиболее точно переведенной в Современном переводе Нового завета, сделанном Российским Библейским Обществом (РБО). Контекст главы рассказывает о выходе свирепого «семиглавого зверя» Апокалипсиса, которому поклонится все человечество, за исключением святых, убиваемых за отказ от такого поклонения (13:1-8, ср. 20:4). Рассказывая всё это, ангел внезапно прерывает свой рассказ Иоанну и вдруг говорит апостолу:

У кого есть уши, пусть услышит!
Кому – в плен, того уведут в плен. Кому – от меча погибнуть, тот от меча погибнет. Этим святой народ Божий призывается хранить стойкость и верность!
(Откровение 13:9,10, СоП НЗ от РБО).

Что же должен услышать тот, «у кого есть уши»? Почему ангел вдруг прерывает свой рассказ таким настораживающим восклицанием?

Очевидно, что предупреждающие слова ангела направлены не кому-нибудь, но непосредственно святым Всевышнего, т.е. народу Бога! Очень внимательный читатель Библии заметит, что этими словами ангел дублирует слова пророка Иеремии, переданные ему Иеговой для предупреждения древнего народа Бога:

Если же скажут тебе: “куда нам идти?”, то скажи им: так говорит Господь: кто [обречен] на смерть, иди на смерть; и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен (Иеремии 15:2).

Потрясающее сходство, не правда ли? Чем же было вызвано такое грозное и неприятное предупреждение? Ответ содержится в контексте пророчества Иеремии:

И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их. Тогда сказал я: Господи Боже! вот, пророки говорят им: “не увидите меча, и голода не будет у вас, но постоянный мир дам вам на сем месте”. И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: “меча и голода не будет на сей земле”: мечом и голодом будут истреблены эти пророки, и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, – они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их…
И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему; отгони [их] от лица Моего, пусть они отойдут. Если же скажут тебе: “куда нам идти?”, то скажи им: так говорит Господь: кто [обречен] на смерть, иди на смерть; и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен (Иеремии 14:11-15:2)

Так как, в согласии с Павлом, древние прообразы следует рассматривать как предупреждающие и воспитательные, они могут иметь отображение в современном христианстве и, в частности, внутри собрания Свидетелей Иеговы. Проницательный читатель может увидеть потрясающее сходство слов Бога к Иеремии, описывающих позорное положение древнего народа Бога, с положением, в котором легко узнаются и современные христиане, объединяющиеся под именами Христа и Бога как предположительный народ истинного Бога.

В самом деле, слова пророка Иеремии выглядят словно копия положения Свидетелей Иеговы! Так же, как лжепророки древности, пророки Сторожевой Башни от имени Иеговы вещают Свидетелям Иеговы и всему миру свои собственные вести. Например, о том, что уже окончились «времена язычников» и с 1914 года наступило «время конца»… которое на деле еще никогда не наступало! Таким образом, аналогично примеру древних лжепророков, «они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Также, подобно примеру древних лжепророков, они вещают, что со Свидетелями Иеговы не приключится никакая беда, потому что она начнется не со Сторожевой Башни, но якобы только с «ложных религий» блудницы Вавилона Великого, на которую нападет «зверь» Откровения. Однако, говоря об этом же «звере», ангел адресует грозные слова Иеремии к народу Иеговы, живущему во «время конца»! Почему же это так? Ведь обращая предупреждающие слова Иеговы к неверному народу Бога, Иеремия ясно давал понять, что страшное бедствие и грядущий плен народа Бога станут прямым последствием лжи и неверности, которая расцвела в его среде. Вместо того, чтобы прославлять Имя Бога со справедливостью и истиной, древний народ позорил его своими лжепророчествами и нечестием. Разве тогда удивительно, что суд Иеговы, который начнется с дома Божия (1 Петра 4:17), будет возмездием Иеговы, мстящим за чистоту Своего Имени, опозоренного такими нерадивыми поклонниками?

И если в древности Иегова навел на свой народ мировую силу, каковой тогда была Вавилонская империя, то разве удивительно, что апокалиптические слова ангела записаны в контексте выхода последней мировой силы, которой является «семиглавый зверь»? Очевидно же, что подобно древней имперской силе, на начальном этапе «семиглавый зверь» исполнит волю Иеговы, который его руками осуществит возмездие отступникам от чистого поклонения, затаившимся в среде народа Бога на всех его уровнях. Об этом ведь говорят и многие другие пророчества, неоднократно рассмотренные на этом сайте. И так же как древний народ пошел в плен древнего Вавилона, который был потом наказан Иеговой, так и народ Бога, живущий в преддверии «времени конца» должен оказаться в «плену Вавилона Великого», после чего тот тоже будет наказан, как и Вавилон древний. Как видно, пророческая весть Апокалипсиса не просто дублирует то, что записано в древних пророчествах и в древних прообразах. Она прямым текстом говорит народу Бога, что из-за недостатка веры и терпения, надлежащего святым, все, кому назначено, во «время конца» пойдут «под меч и в плен»!

Совершенно очевидно, что слова и события, записанные в Иеремии 15:1,2 и относящиеся к бедствию и плену древнего народа, являются прообразом в пророческом смысле! Прообразом на то очистительное наказание, что произойдет с народом Бога в подлинное «время конца», которое никогда еще не наступало! Как же пророки Сторожевой Башни могут это увидеть, если даже в собственной редакции перевода Библии они в угоду самодельным пророчествам о собственной избранности и безопасности исказили подлинный смысл слов апокалиптического ангела?

Возвращаясь к рассматриваемой статье из журнала пророков Сторожевой Башни и сравнивая грозное пророчество из Откровения 13:10 (СоП,РБО) со словами из книги Иеремии 15:2 спросим у себя и у них: итак, «Священное Писание ясно учит» именно такому прообразу будущего или неясно? Может быть, прежде, чем заявлять, что Писание чему-то ясно не учит, каждому читающему нужно научиться ясно понимать написанное? Может, прежде, чем заявлять, что что-то не является пророческим образом, нужно ясно видеть глобальную пророческую картину, описанную в Писаниях? Может быть, прежде, чем осознанно вещать от имени Иеговы свои домыслы, следовало бы ясно узнать Его личность, Его волю и неоднократно продемонстрированный Им образ Его действия?

Итак, возможно ли распознать пророческое значение прообразов и как? Да, это возможно. Но для этого нужно учесть ошибки Общества Сторожевой Башни и не повторять их. Очевидно, что без самоотверженного исследования Писаний, без понимания глобального замысла Иеговы и без знания Его личности и мышления, рассмотрение множества поучительных прообразов может превратиться лишь в «видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего». Поэтому каждому христианину, желающему узнать замысел Бога в деталях, крайне важно молиться не только о понимании, мудрости и проницательности, но и о том, чтобы всем сердцем обрести мышление Христа и Бога. Молясь об этом, прилагая все старания к этому и вникая в Писания, христианин сможет приобрести не только перечисленное, но и точное познание как о прообразах, так и об их роли в исполнении Божьих пророчеств.