«Вот, Я пошлю Илию пророка…»

Вопрос: Добрый день, можно ли узнать ваше толкование стихов Малахия 4:5-6.
(Дмитрий)

Ответ: Нужно признать, что истолкование библейских пророчеств принадлежит только Богу Библии. Следовательно, будет правильным искать его только в Библии, начав с интересующего Вас текста:

«…Я пошлю вам Илию пророка, пред пришествием дня Иеговы, великого и страшного. Он обратит сердце отцев к сынам, и сердце сынов к отцам их, чтоб Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Малахии 4:5-6, ПАМ).

Итак, сам текст говорит об обещании Иеговы послать «Илию пророка», который должен придти непосредственно перед пришествием Дня Иеговы. Другими словами, бодрствующий читатель, который узнает появление этого пророка, должен понимать, что до наступления Дня Иеговы остается совсем мало времени, ведь по сути провозглашение Божьей воли – это одна из целей его пророческой деятельности. В связи с этим для рассмотрения представляются интересными, как минимум, следующие вопросы:

Кто такой этот «пророк Илия»? Почему он снова именуется «Илией», если другой пророк по имени Илия уже служил в древнем народе Бога? Почему Бог посылает Илию непосредственно перед Днем Иеговы, а не раньше? В чем именно заключается его деятельность, как его узнать и зачем?

Конечно, могут возникнуть и другие вопросы, и если так и произойдет, то можно будет дополнить это обсуждение. Но разберемся с уже заданными.

Что сказал Иисус об Илии?

Одну из лучших подсказок о служении пророка Илии дал Иисус Христос. Это произошло после того, как Он продемонстрировал апостолам видение Своего Преображения. Интересно, что до этого момента апостолы никогда не спрашивали Его об исполнении пророчества о приходе «Илии пророка». Явно, что до того они были уверены будто понимают пророчество об «Илии» правильно. Однако видение Преображения показало им несоответствие их понимания с тем, что показал им Иисус. Вот как это было:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие… И когда сходили они с горы… спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Матфея 17:1-13).

Итак, апостолы, наученные книжниками, что перед приходом Царства Мессии должен придти «Илия пророк», очень удивились, когда увидели Иисуса – уже в царской власти, но беседующего с Моисеем и Илией. Как мы знаем из Писаний, наученные книжниками апостолы ожидали воцарения Мессии (Христа) в земном Иерусалиме, в их дни (Дения 1:6, Луки 24:21). Это, казалось бы, подтверждалось и самим видением, в котором, Иисус с воскресшими «Моисеем» и «Илией» беседовал об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Луки 9:31). Таким образом, у них могло создаться впечатление, будто Царство Иисуса придет вместе с воскресением Илии и Моисея, которых они увидели в видении, показывающем будущую царскую власть Христа. Соответственно, их удивило, что этим не соблюдалась последовательность, предсказанная Малахией и подтверждаемая их религиозными учителями. Ведь Илия должен был придти ДО воцарения Мессии над Израилем, а они в тот момент думали, что Иисус вот-вот сядет в Иерусалиме на царский престол. Но Илия-то, по их мнению, еще не пришел!

Поэтому, отвечая на вопрос удивленных апостолов, Иисус прямо применил пророчество (о пришествии Илии) к Иоанну Крестителю, что вполне их удовлетворило. В самом деле, древний пророк Илия, служивший во дни нечестивых царей Израиля, сделал много потрясающих дел для того, чтобы восстановить в своем народе чистое поклонение Богу. Подобно Илии, Иоанн Креститель тоже совершал нечто подобное: ведь он предупреждал о «будущем гневе», призывал раскаяться своих соплеменников, грешивших против Бога, и крестил всех, кто откликался на его призыв (Матфея 3:1-12). Кроме того, в сердцах своих соплеменников Иоанн прокладывал путь к приходу Истинного Святого — Иисуса Христа. Несомненно, такие знания об Илии и об Иоанне Крестителе, помогли апостолам увидеть большое сходство между ними и принять объяснение Христа — о том, что предсказанным «Илией» в их дни был Иоанн Креститель. Этим также объясняется и то, что имя «Илия» стало нарицательным — пророческим обозначением Божьих служителей, служение которых должно было предварять исполнение важнейших событий Божьего замысла.

Однако, такое объяснение может вызвать закономерные вопросы и у нас. В самом деле, если предсказанным (через Малахию) «Илией» был только Иоанн Креститель, то почему же до сих пор не пришел День Иеговы, приход которого «Илия» должен был предварять?

Во-первых, нужно понимать, что до своей смерти Иисус еще не мог полностью объяснить апостолам, что День Иеговы, как и Его грядущее Пришествие, состоятся через многие сотни лет — из-за своих неправильных ожиданий апостолы просто не смогли бы этого вместить (сравни Иоанн 16:12). Только после Его вознесения, когда на апостолов сошел Святой Дух, они стали лучше понимать значение видения Преображения в пророческой последовательности предсказанных событий.

Во-вторых, обращая внимание на это видение как на один из ключей к пониманию библейских пророчеств, вдохновенный апостол Петр как бы еще раз намекает, что еще один приход «Илии пророка» (увиденного ним в видении Преображения) еще впереди — см. 2е Петра 1:16-19.

В-третьих, указание Христа на Иоанна Крестителя как на «Илию пророка» помогает нам лучше понять, как узнать самого предсказанного «Илию», также и то, что именно он должен делать непосредственно перед Днем Иеговы. Т.е. Малахия и Иисус дали нам прямые указания рассматривать древнего пророка Илию и Иоанна Крестителя как прообразы на последнего «Илию».

Конечно, события их деятельности, а также их судьбы очень отличаются. Однако их служение преследовало одну и ту же цель: обратить сердца Божьего народа к их Богу. И эта черта является самой главной в прообразе, который нужно рассмотреть.

«Говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его…»

В согласии с предсказанием Малахии, последний «Илия пророк» должен появиться только перед Днем Иеговы, но если мы обратим внимание на контекст пророчества, становится очевидным, что весть пророка будет направлена только к народу Бога (Малахии 3:6,7, 4:5). Еще более важно для нас то, что время исполнения указано, как преддверие Дня Иеговы, следовательно, весть Малахии о появлении «Илии пророка» направлена к народу, состоящему на тот час уже под Новым Заветом.

Однако в первом веке «Илия», представленный в лице Иоанна Крестителя, не был узнан народом, к которому был послан! Потрясающе, но даже апостолы Иисуса Христа узнали его лишь после того, как Сам Господь указал им на него, как на первое исполнение пророчества Малахии. И ведь Иисус говорил им это неоднократно! (см. Матфея 11:7,10->Малахии3:1) Об остальных народах (язычниках) даже речь не ведется, ведь очевидно, что «Илия» к ним не посылается, и по определению остальной мир узнать этого пророка не может.

Примечательно, что даже сам Иоанн Креститель не назвал себя «Илией пророком», когда священники и левиты прямо спросили его об этом! (Иоанн 1:19-21) Однако, на него указал Сам Христос, показывая, что на Иоанне Крестителе сбывается предсказание из Малахии 3:1(НМ)! (см. также Матфея 17:10-14, «Слово Жизни»). Это намекает, что настоящий «Илия пророк», действующий накануне Дня Иеговы, и сам, вероятно, не будет до конца осознавать, что выполняет предсказанную Ему роль.

Как видим, такое прообразное содержание угрожающе указывает нам, что настоящего «Илию пророка» не так-то легко узнать – для этого нужно хорошее духовное зрение и глубокое понимание личности Создателя и его пророческого Слова. Вот почему служителям Нового Завета следует быть «особенно внимательным к слышанному», чтобы не преткнуться и не отпасть, как это случилось со многими современниками Иисуса.

И, чтобы избежать такой злой участи, пришло время ответить на оставшиеся для нашего рассмотрения вопросы.

Почему «Илия пророк» посылается непосредственно перед Днем Иеговы?

Почему же Бог решил послать «Илию пророка» перед наступление Дня Иеговы? Ответ может нас удивить:

«…Он обратит сердце отцев к сынам, и сердце сынов к отцам их, чтоб Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Малахии 4:5-6, ПАМ)

Да! фактически Малахия сообщает, что непосредственно перед Днём Иеговы народ Бога будет поражен невероятным отступничеством! И, предваряя День Иеговы, «Илия» должен сделать всё, чтобы спасти народ от неизбежного грядущего «проклятия». Так, разъясняя в чем именно это пророчество должно было исполниться на деятельности Иоанна Крестителя, ангел Бога дополнил его тем, что Иоанн должен «многих из сынов Израилевых обратить к Господу Богу их» (Луки 1:13-17). Понимая, что Иоанн тоже является прообразом на последнего «Илию пророка», вполне логично задаться вопросом: зачем «Илии» следует «обращать сердца» народа друг ко другу и даже к Богу, если эти сердца вполне преданны Иегове? Зачем это делать, если в народе Бога всё прекрасно?

Как мы знаем из Евангелий, во дни служения Иоанна духовное состояние народа Бога было отнюдь не прекрасным. Точно так же и в преддверии Дня Иеговы – если бы в Божьем народе всё было бы прекрасно, то и само пророчество Малахии теряло бы смысл. Однако, входя в унисон с посланиями всех пророков, вещавшими о Дне Иеговы, Малахия предупреждает о грандиозном огненном очищении народа Бога, которое произойдет не раньше, чем наступит этот «День, пылающий как печь»:

«…внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде… И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей…» (Малахии 3:1-3, 17-4:1).

Очевидно, что такое «огненное» очищение было бесполезным, если бы не было загрязнения! Примечательно, что само очищение начинается непосредственно с Храма (Малахии 3:1), в который придет Господин. Следовательно, оскверняющая нечистота оказалась в самом Храме, где и служат «сыны Левия»! Так как в эпоху Нового Завета под «Храмом» подразумевается собрание помазанных христиан, очевидно, что к моменту очищения беззаконники займут в нем, казалось бы, прочные позиции. Дальнейший текст пророчества показывает, что только после этого очищения станет явным «различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему»; а сами «нечестивые» станут как «солома», которая неизбежно сгорит в течении «Дня, пылающего как печь». Следовательно, перед этим «Днем» такого различия еще не было видно, и это недвусмысленно напоминает нам другие пророчества, повествующие о таком же отделении беззаконников от праведников.

Так, например, о том же говорит притча Христа о «пшенице и плевелах», разделение которых произойдет только после прямого указания Христа, чьи ангелы удалят «беззаконных» не откуда-то, но прямо «из Царства» (Матфея 13:24-30,36-43). О том же говорит и пророчество Исаии о воцарении Помазанного Царя (Мессии, т.е Христа):

Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону… Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав (Исаия 32:1-7).

Исаия прямо пишет, что с момента воцарения истинного Божьего Помазанника, «невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный». Следовательно, до Его воцарения всё происходит ровно наоборот: лицемера называют честным, а вероломного беззаконника, извращающего весть о пришествии Христа, называют почтенным членом Божьего народа! Более того, так как пророк Исаия говорит о беззаконнике, который «лишает голодного хлеба и жаждущего — питья», очевидно, что речь идет о беззаконниках, усевшихся на руководящих постах в Божьем народе!

Неудивительно, что апостол Павел тоже пишет о «человеке беззакония», который сядет прямо в «Храме», т.е. посреди помазанных братьев Иисуса Христа (2е Фессалоникийцам 2:1-12). И ведь о том же еще раз предрекает и пророк Исайя, говорящий:

«Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: “пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше”. Но они будут постыжены. Вот, шум из города, голос из храма, голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим. Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном. Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Исаия 66:5-8)

Как видно, Исайя тоже предрекает месть Иеговы, которую Бог будет осуществлять. И не где-то там в т.н. «религиях вавилона» (как сказали бы некоторые), но прямо в Своем «городе» и даже в стенах Храма! Получается, что нечестивые окажутся даже внутри Храма Иеговы, где их настигнет Божья месть!

Но за что же Бог мстит им? А за то, что они обнаглели до такой степени, что, «поступая лицемерно, и изрекая хулу на Иегову», изгоняли из собрания Божьих служителей, «трепещущих перед словом Его» (Исаия 32:6,ПАМ, 66:5). В итоге пророк говорит, что только в результате этой очищающей мести, «Сион», наконец-то, родит своих истинных «сынов». Вот только тогда миру, наконец-то, будет явлен настоящий, отделенный и святой народ Бога. Но не поддельные «плевелы», паразитирующие на Его Имени и Святости!

Вообще, об этом очищении говорят десятки, если не сотни различных пророчеств, просто нет возможности упомянуть их в этой короткой статье. Многие из них уже рассматривались на сайте Стража, и вдумчивый читатель Библии хорошо понимает о каком времени и о каком очищении речь. Но именно перед этим очищением и должен явиться «Илия пророк», который в эпоху всеобщего отступничества, поразившего народ Бога, должен «многих из сынов Израилевых обратить к Господу Богу их» и чтобы приготовить их к предстоящему очищению «Храма и города».

«В духе и силе Илии»

Предсказывая деятельность Иоанна Крестителя, Ангел предрек его отцу, что Иоанн должен действовать пред Богом «в духе и силе Илии» (Луки 1:13-17). Принимая во внимание, что приходу Господина в Свой Храм должно предшествовать отступничество, внедренное беззаконниками в среду народа Бога, нужно принять и то, что даже деятельность «Илии пророка» поспособствует обращению «многих» (но, увы, не всех) членов народа Бога – к истинному и очищенному поклонению. Именно для этого Бог дает этому «пророку» дух и силу древнего пророка Илии, который, как упоминалось, тоже способствовал очищению народа от поклонения идолам и ложным богам. Очевидно, что такой «дух» – это дух любви к Богу, любви к справедливости и ненависти к беззаконию, — и узнать его способны только те, кто знает Создателя, как личность, и любит Его.

Логично, что как служение Иоанна Крестителя предшествовало появлению Святого — Сына Божьего Иисуса Христа, так и появление «Илии пророка» должно предварять появление последних «святых» – т.е. тех, кто в начале Дня Иеговы будет запечатлен и усыновлен, чтобы править вместе с Иисусом Христом в Его Царстве. Но ввиду того, что в момент своего запечатления такие «святые» должны проявиться повсеместно и в разных народах, то вполне логично, что предсказанный «Илия пророк» может представлять собой нескольких или даже многих человек, действующих в среде народа Бога, – например, с целью достичь разноязычных служителей Бога. Так же как у Илии и Иоанна Крестителя, судьбы тех, кто воплотит в себе их прообразное служение, и способы их деятельности могут отличаться. Однако цель их служения всё та же: обратить сердца Божьего народа к их Богу (и, соответственно, и к Его замыслу).

Конечно, говоря об одном, нескольких или о многих лицах, чье служение должно воплотить служение «Илии пророка», нужно понимать, что это лишь предположение, на котором настаивать нельзя. Но в контексте того, что, например, «два свидетеля» Апокалипсиса представляют собой всё собрание помазанного «остатка», действующего во «время конца», такое предположение вполне логично. В любом случае, посылая «Илию» к Своему народу в преддверии Пылающего Дня Иеговы, Бог еще от века позаботился о том, что Его спасительная весть обязательно достигнет всех Его верных служителей, обращая их сердца к Нему и к правильному пониманию Его замысла.

«Бодрствуйте!»

Таким образом, нужно понимать, что проявление служения «Илии пророка» является лишь одним из важных «пазлов», составляющих глобальную пророческую картину. Некоторые важнейшие из этих пазлов уже рассматривались в прошлых статьях «Стража», а многие другие пазлы — ясно видны в пророчествах Библии. Бодрствующий служитель Бога должен понимать, что приближение Дня Иеговы должно быть видно из совокупного проявления и исполнения всех пророческих «пазлов» этой «картины».

Вот почему нам по-прежнему важно вникать в пророческое Слово и бодрствовать. Только так можно не пропустить это время и остаться верными в День, когда Бог очистит Свой народ и навеки прославит Своё великое Имя. Верно бодрствуя и узнавая Создателя, мы можем быть уверены, что не только не пропустим появление «Илии пророка», предваряющего начало Дня Иеговы, но и появление истинных «святых». – Да, тех самых «святых», смерть которых не только завершит этот Великий День, но и станет началом власти долгожданного Божьего Царства.