Снова Михаил, или кто явился Даниилу у реки Тигр?

Вопрос: Раньше в своей статье вы доказали, что Архангел Михаил это Иисус Христос. Но вы не вспомнили там про 10-ю главу книги Даниила, где написано, что есть несколько небесных князей. Также Даниилу явился воин, подобный Сыну Человеческому, а Михаил этому воину помогал. Может ли Михаил быть всего лишь помощником другим небесным князьям, если Михаил это царь Иисус?

Ответ: Этот вопрос очень интересен, и я только слегка коснулся этой главы в статье, где обсуждалось кто на самом деле является Архангелом Михаилом.

Здесь есть два момента – помогать кому-то – это ещё не значит иметь статус ниже, чем у того, кому помогаешь. И во-вторых, нужно рассмотреть КТО говорил с Даниилом, ведь с ним говорило несколько ангелов, и поэтому следует  разобраться – кто есть кто из них?

Но прежде нужно вспомнить, что Даниил увидел практически такого же персонажа, которого увидел и Иоанн, когда получал от Христа книгу Апокалипсиса. Описание главного персонажа в обоих видениях настолько сходно, что сомнений нет – и Иоанну, и Даниилу являлся Иисус Христос. В Откровении Он сам себя опознал под этим именем, а вот Даниилу этого не сказал. Тем не менее, сравнение описаний исключает ошибку:

1. И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей. (Даниил 10:5,6)

2. Я был в Духе в день Господень и услышал позади себя голос великий, словно трубы… я обернулся посмотреть голос, который говорил со мной, и, обернувшись, увидел Подобного сыну человека, одетого в длинную до ног одежду и по грудь опоясанного золотым поясом. Голова же Его и волосы белы, как белая шерсть, как снег, и глаза Его, как пламя огня, и ноги Его подобны меди, словно раскалённой в печи, и голос Его, как голос вод многих… (Откровение 1:10-15, перевод Кассиана).

Как видно, описания настолько сходны, что ошибка исключается – в обоих случаях этим пожилым служителям Бога являлся Господь Иисус Христос.

И, как уже сказано, сходства видений на этом не заканчиваются. В обоих случаях адресаты Божьих посланий видели и других ангелов. В Откровении Иоанна это видно вполне отчётливо, да и в других видениях Даниила – тоже. И эти личности говорили с ними, каждый что-то особенное, дополняя друг друга.

Так ведь и в этот раз с Даниилом было то же самое. Само же видение пророк получил, когда находился на берегу реки Тигра (10:4). Обратите особое внимание: Даниил находился на берегу!

Теперь давайте перенесёмся и в самый конец видения: когда пророку была передана вся информация – уже под самый конец события – он увидел, что рядом с ним находятся и другие ангелы, которые тоже говорили с ним:

Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки… (Даниил 12:5,6)

Как видно, ангелы стояли на берегах реки – один на берегу Даниила, второй – на другом берегу. А НАД водами реки стоял “муж в льняной одежде“. Таким образом, этот “муж” точно не стоял возле Даниила. И это – тот самый персонаж “в льняной одежде”, который сначала так напугал пророка своим голосом и видом. Как уже отметили выше, в соответствии с описанием из Откровения, – это и был Иисус Христос.

Когда Даниил увидел “великое видение” этого “человека” со светящимися глазами, то он лишился сил от увиденного, и от первых же звуков Его голоса оцепенел и упал лицом на землю. В отличие от Иоанна, от страха Даниил даже не запомнил первых фраз говорящего. Всё, что он запомнил о том моменте – только необычность этого голоса, как “голоса множества людей”. Затем его приподняла на колени и ладони чья-то “рука”. Интересно, что в еврейском тексте слово “рука” появляется почему-то два раза, и судя по контексту – это связано лишь с тем, что Даниил просто передавал только то, что был в состоянии вспомнить о том моменте. Такое двойное повторение, скорее всего, выдаёт его состояние, типа, “я упал и оцепенел, и вот – рука… чья-то рука!” (Даниила 10:9) Не думаю, что это имеет какой-то иной смысл, хотя и не настаиваю. Скорее всего, это могла быть рука Иисуса. Но также вполне вероятно, что это была “рука” ангела, который пытался его поднять, находясь на одном берегу с пророком. Но Даниил был в таком шоке, что просто не видел других ангелов, которых разглядел лишь под самый конец видения. И потому, записывая происшедшее, помнил в том моменте только чью-то руку. Поэтому логично, что едва поднявшись на четвереньки, и будучи в шоковом состоянии, он просто не смог сразу рассмотреть всех присутствующих лиц.

(С другой стороны, Иоанну тоже явилось видение Христа, но то Откровение Иисус “показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну” (Откровение 1:1). Как это обычно бывает в Библии, такая параллель явно не случайна, и указывает, что Иисус и в случае с Даниилом тоже мог воспользоваться Ангелом, которому поручил донести до пророка весть от Бога.)

Итак, после этого кто-то снова заговорил к Даниилу и пророк уже стал различать смысл слов: говорящий попросил его стать прямо на ноги свои и поведал ему о своих трудностях на пути к пророку (Даниила 10:10-14). Однако и после этих его фраз пророк припал лицом к земле и снова онемел.

И вот здесь не вполне понятно кто же с ним заговорил? По контексту – это вроде бы и был Христос, “человек в льняной одежде”. Но почему то говоривший вдруг признаёт, что уже был послан к Даниилу, но не мог придти к пророку ранее, потому что

“князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских”.

С одной стороны, явно, что речь не о земном князе Персидского Царства, но о каком-то его покровителе из духовной сферы, который препятствовал ангелу явиться к пророку. И казалось бы, да – вот этот момент: пришедший к Даниилу признаёт, что Михаил ему помог. Но тогда возникает закономерный вопрос: если заговоривший к Даниилу – это сам Иисус, то неужели Он оказался слабее князя Персии – да так, что без помощи Михаила и не справился бы? Единственный логичный вывод, который проистекает из этого, заключается в том, что эти слова говорил не Иисус, находившийся над водами реки, но ангел, бывший рядом с Даниилом. Ведь если Иисус – это самый могущественный из небесных созданий Бога, то как-то сомнительно, что Он нуждался бы в чьей-то помощи против “князя Персии”.

Итак, далее Даниил снова упал лицом на землю и онемел от страха, после чего “некто, похожий на сынов человеческих” снова помог ему придти в себя и заговорить (Текст 15,16).

Но ещё больший интерес вызывают дальнейшие слова говорящего из Даниила 10:20,21. Вот так они звучат в разных переводах:

И он сказал: “Знаешь ли ты, Даниил, почему я пришёл к тебе? Скоро мне надо будет возвратиться и бороться с принцем (ангелом) Персидским. Когда я уйду, придёт принц (ангел) Греции. Но прежде чем я уйду, Даниил, я должен сначала сказать тебе, что написано в Книге Истины. Никто не стоит рядом со мной в борьбе против этих принцев (ангелов), кроме Михаила, принца (ангела) твоего народа (Современный перевод).

и нет никого, кто удерживал бы меня против них, кроме Михаила, князя вашего (WEB, англ., перевод на русский – мой)

…нет никого, кто сражался бы на моей стороне против них, кроме Михаила, вашего князя (RSV, англ., перевод на русский – мой)

…Там нет никого, кто стоял бы со мной против них, кроме Михаила твоего князя (CJB, – полная еврейская Библия, англ., перевод на русский – мой)

…І немає нікого, хто зміцняв би мене проти них, окрім вашого князя Михаїла. (Огиенко, укр.)

И таких переводов – большинство.

В этом тексте снова видно, что говоривший с Даниилом не обходится без помощи Михаила!

Но появляется ещё более важная информация: Михаил назван вождём народа Израиля. Еврейское слово (שַר) переводится как “начальник, правитель, вождь, князь”. И если к Данилу говорил “человек в льняной одежде” (т.е. Иисус), то кто же может быть ещё одним вождём народа Израиля, без помощи которого Иисус никак не смог бы обойтись?

Гораздо разумнее выглядит то, что без помощи Михаила не мог обойтись только тот ангел, который стоял рядом с Даниилом и помогал ему придти в себя. А вот Сам Михаил – Иисус Христос – как раз и был тем самым “человеком в льняной одежде”, который находился над водами реки, и тем “Князем”, который и привёл ангела к Даниилу, чтобы помочь ему донести весть, предназначенную для пророка. Без помощи и власти Михаила этот ангел просто не справлялся с испытанием, которое выпало ему в противостоянии против “князя Персии”, да и против других духовных “князьёв”, пророчество о которых он возвестил пророку далее.

В связи с таким построением текста, очевидно, что 10я глава книги пророка Даниила не даёт никакого явного опровержения ранее установленному факту, что Иисус Христос – это и есть Архангел Михаил. И то, что это установленный факт – сомневаться и теперь не приходится. Можете убедиться в этом ещё раз:

Разве Иисус Христос — это Архангел Михаил?

2 thoughts to “Снова Михаил, или кто явился Даниилу у реки Тигр?”

  1. А как вы объясните 1 Фес.4:16, где присутствуют и Иисус и глас архангела? Можно, допустим, согласиться, что в ВЗ Иисус – это архангел Михаил. Но в НЗ Он Иисус Христос, а не архангел. В данном стихе две личности: Иисус и архангел.

    1. Извините, что сразу не ответил, не заходил на сайт несколько дней.

      Чтобы Вам было легче понять, посмотрите по ссылке ниже предыдущую статью, в которой Ваш вопрос рассмотрен полностью.

      Но главное, что нужно перед рассмотрением вопроса понять – факт, что слово “архангел” – это звание или титул, но не описание природы личности, которая носит этот титул. То есть это слово обозначает – “старше ангелов” или “главнее ангелов”.

      Более того, в канонических Писаниях упоминается только один архангел, и тогда очевидно, что он “главнее всех ангелов”. Иисус, конечно же, тоже главнее всех ангелов и по праву тоже имеет право носить такое высокое звание (титул). А быть Сыном Человеческим и Сыном Божьим никак не мешать и быть старшим над всем ангелами, согласитесь.

      В Евреям 1:4-6 апостол пишет, что Иисус настолько «превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя». И добавляет: «да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Так что имеем очень сильный намёк, что Иисус выше и “главнее” всех ангелов, то есть “архангел”.

      Но есть и более удивительные тексты, которые рассмотрены в статье Разве Иисус Христос — это Архангел Михаил? Почитайте, пожалуйста, и пусть Бог поможет Вам это понять.

Комментарии закрыты