Что такое «духовная свобода» или «Смотри, Я творю всё новое!»

Где найти «духовную свободу»?
И что такое «свобода во Христе»?

Эти вопросы часто превращаются в безответный и болезненный вопль тех, кто вырвался из духовного плена лютых сектантов, рядящихся в «овечьи шкуры». Прозревая, многие такие христиане начинают понимать, что их попросту держали в духовном плену, где их свобода, обещанная Христом, попиралась многочисленными лжеучениями, которые сознательно навязывались им лжепастырями.

И это закономерно, ведь апостол Петр предупреждал, что в собрании обязательно появятся лжеучителя (2е Петра 2:2). Но, удивительное дело: во многих христианских религиях, «пастыри» не особо спешат признать этот неудобный факт. Как правило, они говорят, что лжеучителя есть, но только не в их религии. Или говорят, что «у нас лжеучителей нет, потому что мы их разоблачили, и они от нас вышли». Часто бывает и так, что в случае обнаружения очевидных лжеучений или грехов пасторов какой-то религии, другие пастыри ревностно оправдывают и защищают своих коллег — по крайней мере до тех пор, пока они остаются под единой религиозной крышей. Но если вы сталкиваетесь с такими поведением и доводами, то можете быть уверенным, что перед вами стоят лжеучителя. И не важно осознанно ли они говорит вам неправду или нет. Ведь они прямо противоречат апостолу Петру, предупреждавшему верных христиан, что лжеучители появятся и будут обитать именно в среде христианского собрания!

Апостол Павел, предсказывая появление в собрании «лютых волков», не просто так сравнил их со свирепыми хищниками. Он пояснил, что эти «волки» не пощадят стадо Высокого Господина (Деяния 20:29). Разве удивительно, что под их руководством настоящая духовная свобода невозможна?

Однако, чтобы понять, чем является настоящая «свобода во Христе», сначала нам следует понять что такое духовное рабство, и как люди оказываются в нем. Иначе мы никогда не поймем, от чего именно освобождает нас учение Христа.

Как лжепастыри наносят вред?

Лжепастырей не интересует воля Господина Христа. Их интересуют личные интересы, основными из которых являются материальная выгода и личная власть. Не секрет, что в природе волки охотно питаются овцами. Поэтому ждать, что христианствующие волки дадут «овцам» свободу, просто глупо. Ведь, освободившись, «овцы» будут идти за Христом, а не за пастырями. Следовательно, никакой материальной выгоды лжепастырям не светит. Не говоря о власти.

Именно поэтому лжепастыри держат овец в своеобразной духовной «клетке». Они выдают свою власть за власть Христа, а себя — за Его законных представителей. Они — мастера «надувать щеки», и очень любят подолгу рассуждать об истинности собрания, которое они возглавляют. Или о том как «много они делают» для соверующих. Но особенно они любят цитировать библейские тексты о подчинении пастырям.

Как правило, духовная «клетка», создаваемая лжеучителями, состоит из «надутого пустословия»: лжеучений, лжепророчеств и бесконечного потока указаний, превращаемых в правила, обязательные для исполнения. Это и понятно, ведь так лжепастыри выглядят более важными. И, чем больше указаний они дают, тем меньше времени остаётся у «овец» для размышления над Словом Бога и, как следствие, на принятие зрелых и осознанных решений.

В итоге «овцы» часто действуют не на основании собственного понимания Библии, но на основании чужих идей, хитро внедренных им лукавыми делателями. И в этом наибольшая опасность. Ведь так «овцы» не только не могут развить «ум Христов». Оказываясь под полным управлением лжеучителей, они вообще могут перестать быть «овцами» Иисуса.

Вполне логично, что количество религиозных требований и, разъяснений к ним, неизбежно будет расти. Нет ни одного человека, который смог бы их все учесть и затем выполнить. Что говорить, даже древние израильтяне не могли исполнить Закон Бога; а когда их учителя стали требовать исполнения дополнительных «разъяснений» к Закону — то и подавно!

Следовательно, будучи не в состоянии исполнить растущее число требований лжепастырей, «овцы» обречены жить с постоянным чувством вины. Что же происходит когда человек пребывает в этом чувстве постоянно? Тогда не только его здоровью, но и его духовности наносится страшный вред! Рано или поздно такой человек начинает приходить к выводам, что его не за что любить. А если человек перестает любить себя, то разве он сможет «любить ближнего, как самого себя»? Конечно, нет!

Но наибольший вред наступает тогда, когда люди, казалось бы, приходят к «логичному» выводу, будто бы все эти невыполнимые требования исходят от Бога. И, как следствие, они подсознательно представляют себе Бога неимоверно требовательным и жестоким.

В итоге одни ожесточаются против Бога. А другие приходят в полное отчаяние, чувствуя себя виновными перед Ним и, конечно, перед самозваными «пастырями».

Вот так, навязывая бесконечные правила и чувство вины, лжепастыри держат в подчинении умы своих подопечных. А по сути – в рабстве.

Этим и сбываются слова Петра, предупреждавшего о появлении лжеучителей в собрании:

«Кто кем побежден, тот тому и раб» (2е Петра 2:19).

И это закономерно: ведь если кто-то принимает решения за тебя, то уже не ты управляешь собой, но тобой управляет тот, чьи указания ты исполняешь. У человека верующего такое положение возможно только в двух случаях — либо в духовном «младенчестве», либо в духовном рабстве.

Вот почему лжепастыри виновны не только в создании «духовной клетки». Загнав паству в эту «клетку», они кормят «овец» духовной «пищей», отравленной лжеучениями. А ещё, несмотря на кажущееся изобилие такой «пищи», лжепастыри морят «овец» духовным голодом (Исаия 55:2).

Разве при таком «питании» возможно человеку оставаться радостным и постоянно жаждущим активной духовной деятельности? Сможет ли он достичь зрелости и полноты «ума Христова»? Научится ли он ясно различать добро и зло, чтобы принимать самостоятельные зрелые решения? Конечно, нет! Постоянно отравляя свое сердце ложью, человек просто не сможет понять что есть духовная свобода во Христе, не говоря о том, как ее достичь!

Христос разрушает козни лжеучителей

Несомненно, Христос понимал, насколько тяжким будет положение Его последователей после Его отшествия. Это очевидно из Его притчи «о пшенице и плевелах», в которой Он предрек совместное существование верных и ложных христиан вплоть до «жатвы» и конца этого мира (Матфея 13:24-43). Последующие (в том числе сегодняшние) события лишь подтвердили Его правоту: лжеучения и сектантство всех видов прочно вошли во все христианские собрания, начиная со времен деятельности Его апостолов.

К сожалению, это было неизбежным. Поэтому Павел писал братьям: «среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание» (1е Коринфянам 11:19, РБО).

Слово, которое здесь переведено как «разногласия», еще можно перевести как «секта», «ересь», «лжеучения» и «разделения». Таким образом Павел тоже говорит о духовном противостоянии, которое должно было появиться в собраниях. Ведь только в такой духовной войне и выясняется, кто на самом деле не пошел на поводу у новоявленных сектантов, «выдержал испытание» перед Богом и, как следствие, научился различать добро и зло, тем самым приобретая духовную свободу.

Поэтому, уходя, Иисус пообещал духовную помощь через Святого Духа, который должен был научить учеников всему, что могло бы им пригодиться, в том числе для распознавания лжеучителей и лжеучений. Его обещание исполнилось на Его учениках. Получив запечатление и руководство Духа, они записали всё необходимое; и в итоге всё это было собрано в книгу, известную под названием «Библия». Именно эта книга до сего дня разбивает все лжеучения сектантства и не оставляет шансов сознательным лжеучителям, загнавшим миллионы ищущих в духовное рабство.

Именно поэтому, что бы ни происходило в любом собрании, Библия и только Библия должна оставаться для христианина — центральным источником духовной пищи!

Оставаясь доступной в каждом собрании, вдохновленное Духом Слово продолжает оказывать мощнейшее воздействие на умы всех искренних читателей, помогая им обрести «ум Христов». А ведь без приобретения этого «ума» христианская свобода недостижима.

Что такое духовная свобода во Христе?

В первую очередь, духовная свобода заключается в возможности принимать решения самостоятельно, а не под принуждением или обманом. Но чтобы решения действительно приносили пользу всем, принимающий их человек должен быть духовно взрослым. Или зрелым. Вот почему апостолы постоянно призывали сохристиан вникать в учение Иисуса и стремиться к зрелости «ума Христова».

При этом, само учение Христа в корне отличается от служения по древнему Закон Моисея. Этот Закон, помимо главных 10 заповедей, содержал множество других заповедей и предписаний. А вот учение Христа столь подробного свода правил не имеет. Оно обращает основное внимание не на заповеди и правила, но, главным образом, на дух и мотивы человека, желающего быть в мире с Богом.

Строго говоря, в учении Христа есть всего лишь две заповеди:

1. Иисус сказал..: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;

2. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Матфея 22:37-39)

Даже если это и можно назвать «заповедями», то очевидно что они указывают не на какие-то действия или ритуалы, но исключительно на мотивы, которыми должен быть движим верующий. На этом христианские «заповеди» заканчиваются*. Все остальное, записанное в новозаветных писаниях, подробно разъясняет как достичь зрелости и «ума Христова», без которого исполнить две эти заповеди невозможно.

[* В книге Деяний продублировано еще одно допотопное указание: не употреблять в пищу кровь и удавленину (Бытие 9:4,5, Деяния 15:28,29). Однако даже в эпоху Ветхого Завета, когда употребление пищи с кровью каралось смертью, Иегова не вынес смертного приговора израильтянам, которые ели пищу с кровью, изголодавшись из-за неразумного заклятия Саула. (Левит 7:27, Второзаконие 12:23, 1я Царств 14:24-34) Это лишний раз показывает, что даже в эпоху Закона Дух этого Закона для Бога стоял выше, чем сам Закон. И это верно, ведь Иегова — есть Дух и всегда поступает исключительно по Духу — Духу любви, справедливости и благоразумия.]

К сожалению, большинство христиан даже не задумываются над этим — всего две основных заповеди и никаких множественных предписаний!

Самой важной является любовь к Богу, которая невозможна, если Бога не знать. По этой причине все апостольские писания (как и слова Христа), насквозь пронизаны мыслями о личности Бога и о необходимости знать Его. Без этого знания достичь любви к Богу невозможно, равно как зрелости и спасения (Иоанна 17:3, 2е Фессалоникийцам 1:8).

Вторая заповедь является следствием первой. Она побуждает человека любить Божье творение — людей.

Как видно, рамки свободы просто потрясающие, их не то что с человеческими законами, но даже с древним Законом Моисея сравнить невозможно. Ведь как не сравнимы ветер и парус, так же несравнимы Дух и Закон. По степени предоставляемой свободы они просто несовместимы!

А теперь сравните это с тем, что делают лжеучителя. Даже эти две заповеди они выворачивают наизнанку, многократно указывая как именно ты должен любить Бога и ближнего. И что именно ты должен делать для этого. Вот так снова рождается бесчисленное множество правил, из-за соблюдения которых человек уже не в состоянии не то что Бога узнать, но даже понять ради чего он всё это делает.

Ещё одни излюбленный прием лжеучителей — использовать ряд новозаветных текстов, где апостолы дают указания к разным ситуациям, происходившим в собраниях первого века. Используя эти наставления, лжеучителя и их пытаются превратить в подробный список догм, обязательных к исполнению.

Однако во всём написанном апостолами видна гибкость Божьей мудрости и тот же мотив, который охватывается двумя важнейшими заповедями христианства, — любить Бога и ближнего! Всё остальное отдаётся совести христианина и его благоразумию. А ведь в этом и состоит духовная свобода.

В чём заключается «ум Христов»?

Как и гласят две важнейшие заповеди Иисуса, в первую очередь, «ум Христов» начинается со всеобъемлющей любви к Отцу. Которая является самой сущностью Христа и всех Его поступков. Кроме того, «ум Христа» состоял в любви Иисуса к Слову Отца. Ещё — в непревзойденной любви Христа к Отцовской справедливости — ради неё Иисус был готов отвергнуть Себя Самого. Подумать только, каков же на самом деле Отец, если любовь Сына к Нему не имеет границ!

Также «ум Христа» явно проявлялся в Его любви к ближним и, особенно, к несчастным и покалеченным, обездоленным и обманутым, ради спасения которых Христос жил, учил, творил чудеса и в итоге умер.

Всей своей жизнью Иисус показывал, что значит жить по Духу. Он личным примером показал, что значит исполнить две важнейшие заповеди. Ведь в этих двух заповедях состоит вся Его личность! Кому, как не Ему, присуща невероятная простота и мужественная прямолинейность, за которыми стоит чистая мудрость и ни единой капли лукавства? Кому, как не Ему, присущи верность и сострадание, отзывчивость и простодушная радость, детская непосредственность и в то же время – феноменальная проницательность? И, конечно, именно Ему принадлежит глубочайшее уважение к Божьему Слову и понимание человеческой природы.

В отличие от своих духовных противников, Иисус никогда не лицемерил, не пытался казаться важным, и не надувал щеки от непомерной гордыни. Напротив, Он был доступным, открытым и скромным, особенно по отношению к тем, кто искал Бога и Божьей воли. Он был настолько чист сердцем, что даже для самых униженных грешников стал светом и последней надеждой. В этом и проявлялась Его свобода от лжепастырей, за которую они Его возненавидели.

Как писал апостол Иоанн, перечислять дела и качества Иисуса — не хватит всех книг. Однако достичь познания о Нем возможно, главное — пропускать Его любовь и Его мотивы через свое сердце. Настолько, что бы они стали мотивами и желанием твоего сердца.

С этого и начинается настоящий «ум Христов», приобретая который, христианин начинает приобретать истинную христианскую свободу. А ещё приобретать зрелость, способность принимать мудрые и самостоятельные решения, не испытывая животного страха перед Богом и перед изменчивыми человеческими учениями. А также – ответственность и полное доверие к Небесному Отцу.

Нет сомнений, что этот путь очень непрост — это путь значительных умственных и эмоциональных усилий, а также жизненных испытаний, многие из которых будут отнюдь не легкими. Но другого пути к обретению духовной свободы пока нет. К тому же, у всех верных христиан разные ситуации, кто-то идет по этому пути быстрее, кто-то – медленнее. Но главное, чтобы человек шел, понимая, что это его личный путь, который никто другой за него проходить не будет. Другого выхода из духовного рабства не существует.

«Рабы греха»

К сожалению, подавляющее большинство людей ищет себе более легкие пути. Такие, чтобы не напрягать свой ум, и чтобы кто-то решал за них и указывал им, что и как делать. А также чтобы они были удовлетворенными потребителями благ и чтобы от них ничего не требовалось. Но вряд ли можно назвать этих людей свободными и «ревностными к добрым делам».

Вот почему умственно ленивые люди, а также те, которые перестают искать Бога, рано или поздно попадают в рабство лжеучений и/или лжеучителей, навязывающих им тьму правил и не дающих возрастать духовно. А потом они и сами становятся похожими на своих лжепастырей, и делаются рабами греха…

Так было в древности, и такое же положение можно увидеть и сегодня. В качестве примера, можно вспомнить как руководители хорошо известной нам религии дают множество указаний своей пастве о том, что «уместно» или «неуместно».

Например, они определяют строгий выбор одежды для посещения религиозных зданий своей «христианской» организации. В эти здания могут не впустить даже в случае незначительной погрешности в одежде, которая покажется «неприемлемой» авторам этого правила: например, если сестра явится в брюках.

Также может строго осуждаться возможность пребывания наедине с лицом противоположного пола, что считается особо неприемлемым, если это случится на чьей-то квартире да еще и в ночное время. Людей, допустивших такое событие, скорее всего, исключат из собрания, как блудников, даже не смотря на то, что между ними ничего не было. Да что там, не рекомендуется оставаться наедине даже людям одного пола. Религиозным законникам почему-то кажется, что двое людей обязательно набросятся друг на друга в порыве страсти, стоит им лишь оказаться наедине. По сути такие законники уверяют своих подопечных в их непреодолимой нечистоте и сеют между ними фанатизм, недоверие и подозрительность. Именно поэтому законники регламентируют чуть ли не каждую ситуацию в жизни соверующих, не доверяя тому, что их братья и сестры вполне могут оставаться нравственно-чистыми даже в более непредвиденных обстоятельствах.

Таким способом они и держат свою паству в жестоком духовном рабстве, не давая научиться свободному мышлению Христа и Бога. Стоит ли удивляться, если их подопечные не придут друг другу на помощь, если увидят как соверующие нарушают какое-то из правил своей религии? Более того, часто бывает, что такие «братья и сестры» тайно доносят друг на друга своим старейшинам. Причем не только если видят нарушение правил своей религии, но даже по подозрению в этом! Разве возможно себе представить такое в любящей семье Бога? Конечно, нет.

Это и есть современные «рабы греха», не познавшие ни Бога, ни истины. Они сами не имеют духовной свободы и других стремятся её лишить. Но ведь за такое поведение Иисус жёстко осуждал своих чрезмерно требовательных современников! Упрекая, что они не познали истины, Он так и сказал им:

«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанна 8:34).

Таким образом, если кто и дорос до «полноты возраста Христова», то не благодаря лжепастырям, но вопреки им. В любом случае, мировоззрением зрелых людей невозможно управлять с помощью лукавства и манипуляций. Ведь как поступки Иисуса, так и поступки зрелых христиан не подвластны лжеучителям, лишая последних духовной власти.

Неудивительно, что рабы греха ненавидят и изгоняют из собраний всех, кто освободился от их рабского мышления. Впрочем, за это убили и самого Христа.

Вот почему, говоря о вечной жизни, Иисус сказал:

«Раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Иоанна 8:35).

Да,  если люди хотят вечно пребывать в доме Отца, то им нужно освободить свой дух и стать такими же зрелыми по уму, как Иисус. Только тогда они станут сынами Отца по духу и членами духовной семьи, в которой процветает любовь. А ведь таким и замышлял Бог Своё творение, когда начинал исполнять Свой творческий замысел.

Почему же тогда «раб не пребывает в доме вечно»? Потому что в отцовском доме раб и сын явно находятся в разном положении, и это понятно даже по-человечески. «Раб греха» не может быть равным тому, кто уже получил духовную свободу и, как следствие, усыновление.

Духовная свобода как путь к вечному счастью

Однажды школьная учительница спросила у детей: как достичь счастья в семье? Многие дети отвечали, что нужно распределить обязанности, сделать график их выполнения, а также терпеть друг друга и не говорить обидных слов. А один мальчик сказал, что нужно просто любить друг друга; и тогда ни в графике, ни в распределении обязанностей не будет нужды. Потому что все и так будут готовы помочь друг другу во всем, что требуется.

И это самый лучший пример того, как жизнь по духу превосходит жизнь по правилам, которые люди пытаются друг другу навязать.

Поэтому, если совсем коротко, то полная духовная свобода человека невозможна, если нет любви, живущей в его сердце. В этом и состоят две заповеди христианства. Сегодня такую свободу можно приобрести духовно, а практическая ее реализация наступит лишь в обществе тех, кто искренне, бескорыстно и взаимно любят друг друга.

Самым лучшим примером тому может быть любящая семья, в которой все живут друг другом и друг для друга. В такой семье ни у кого не возникнет желания соперничать с тобой, что-то украсть у тебя или обмануть. Они не будут устанавливать друг другу свод правил и мелочных требований на все случаи жизни. Живя друг другом, члены такой семьи будут радоваться каждому совместному начинанию, каждому прожитому дню и каждому событию. Их будет радовать каждая твоя радость, а ты будешь счастлив делать их счастливыми и видеть их радостные лица.

И в такой бескорыстной любви — единственный и настоящий смысл жизни.

* * *

Заканчивая эту статью, давайте постараемся понять, что станет конечным результатом настоящей свободы Христовой. Для этого давайте мысленно перенесемся в вечную жизнь, описанную в Писаниях. Люди и даже многие христиане часто не понимают этого. Многие думают, что вечная жизнь когда-то наскучит. И что надоест постоянно наслаждаться, а, тем более, «каждый день видеть одни и те же физиономии, и делать одни и те же вещи». Однако, такие люди явно не понимают, что является духовной свободой и чем является будущее, описанное в Библии.

Будучи погруженными в спешку однообразной суеты нашей жизни, мы редко задумываемся о том, что происходит у нас над головами. А там раскинулась бескрайняя Вселенная, наполненная бесчисленными мириадами галактик и звезд, каждую из которых Бог называет по имени (Исаии 40:26). И всё это упорядочено, отлажено, и работает «как часы».

В духовной сфере обитают «тьмы тем» ангелов, которые предстоят перед Богом (Откровение 5:11). Ещё Библия говорит и о разногласиях, происходящих на небе (Иов 2,3 гл.). И о том, что святые будут «судить ангелов» (1у Коринфянам 6:3). Даже из этого очевидно, что невидимая нам небесная жизнь очень насыщена событиями.

Конечно, Апостол Павел предупреждал, чтобы мы «не вторгались плотским своим умом в служение ангелов» (Колоссянам 2:18), и по этой причине мы не будем, да и не сможем слишком подробно рассуждать о том, чего не видим.

Но из Библии явно следует, что в этом «небе» кипит невидимая нашему взору жизнь. Почему хотя бы раз в жизни не задуматься над этим? Возможно, сложно представить себе мириады ангелов, живущих во Вселенной, а еще сложнее представить себе то, чем они там всё это время занимаются. Но библейский факт в том, что они знают о нас (Евреям 1:14). И что они общаются с Богом. И, конечно, же взаимодействуют между собой (Даннила 10:13,21).

Да, они постоянно взаимодействуют, и, следовательно, общаются и что-то делают вместе!

Поэтому сейчас нет смысла поднимать вопросы о небесной и земной надежде людей, описанных в Библии. Вместо этого, мы сразу перенесемся в конец тысячелетнего Царства Христа, во время, когда уже не останется тех, кто не захотел узнать Бога, и когда настанет время вечной жизни.

Что произойдет в конце 1000-летнего Царства Христа?

Как уже писалось, даже на примере нашей земной жизни мы знаем, что самыми счастливыми являются те семьи, в которых все любят друг друга, и где люди что-то делают вместе. Они делают друг друга счастливыми уже только одним своим существованием. А еще люди, например, очень радуются, когда вместе что-то планируют и строят. Или, например, когда вместе отдыхают на природе, собирают грибы, готовят вкусный ужин или помогают животным. Потому что каждое такое совместное дело или событие интересно и приносит членам любящей семьи большую радость.

Но ведь точно так же было и при сотворении земли, «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости»! (Иов 38:7). Поэтому очевидно, что не только на земле, но и на небе все члены семьи испытывают радость, когда занимаются совместными делами. Например, если даже людям интересно, как программировались генные коды всего живого, то почему это может быть неинтересно «сынам Бога, восклицавшим от радости» при виде Божьего творения?

Подумать только, что будет, когда на Земле и, соответственно, во всей Вселенной наступит долгожданный мир. Все небесное и земное творение, наконец-то объединится в одну большую семью. И уже не останется ожесточившихся личностей с рабским мышлением, которые постоянно соперничают и стремятся господствовать друг над другом. Нет, в новую семью Бога войдут не рабы, но только сыны — лишь те, кто смог признать очевидное и, научившись любви у Отца и Сына, смог получить «славную свободу детей Бога».

И вот, когда вся семья соберется вместе, Отец как бы скажет Своим домашним: «Ну что, ребятки? А давайте все вместе займёмся чем-нибудь интересным?». Можно себе только представить радость от такого предложения. Именно в тот час и прозвучат такие слова:

«Смотри, Я творю всё новое!»

(Откровение 21:5, РБО)