Природа информации, и что означает «вдохновлены Святым Духом»?

Что означает «вдохновлены духом»? Казалось бы, в эпоху информационных технологий ответ на такой вопрос лежит просто на поверхности. Однако «научные» споры превратили поиск этого ответа в дебри словесных джунглей, а религиозные толкования сделали его не только непостижимым для человеческого понимания, но даже представляющимся как нечто дремучее и мракобесное.

Тем не менее, природа информации и источники вдохновения имеют прямую связь. Поняв чем является информация по своей природе, можно не только легко сформулировать что она такое, но и понять почему написано, что «все Писание богодухновенно», и почему древние служители Бога, в т.ч. писавшие Библию, неоднократно названы в ней, как «движимые» или «вдохновленные» Святым Духом. И Библия действительно содержит исчерпывающие ответы на на эти вопросы.

Чем является информация по своей природе?

Обратим внимание на постановку самого вопроса. В начале исследования не ставится цель выяснить ЧТО есть информация. Тем более, о том, что такое информация, научные споры идут до сих пор (а у религиозников даже сам этот вопрос практически не звучит). Однако, и сами эти споры проистекают из-за материалистического склада ума многих исследователей, а также из-за факта, что в материальном мире не существует ни одного точного аналога информации. Кроме того, у информации нет ни одного физически регистрируемого свойства и ни одного доказательства ее материальности. Потому что (и это признается в сегодняшних вариантах Википедии) по своей природе информация нематериальна. И, следовательно, она не является частью материального мира, хотя и оказывает на него прямое влияние.

Это легко понять на простейших примерах.

Например, придя с работы, жена рассказывает мужу, что сегодня у нее было прекрасное настроение, потому что по пути на работу она подвозила школьную подругу, и они прекрасно пообщались на женские темы, обсмаковали свежие анекдоты и от души насмеялись. Услышав этот рассказ, её муж получил некоторую информацию (как минимум, о событиях у жены). Однако можно ли полученную ним информацию взвесить на весах? Или измерить линейкой, спидометром, термометром или еще каким либо прибором, сообщающим физические, химические или иные проявления материальных предметов? Нет, это невозможно, потому что полученная им информация — это сущность нематериальная.

Материальными могут быть только носители информации: например, лист с текстом, камень с письменами, винчестер компьютера или USB-флешка. Тем не менее, во всех перечисленных (и не только) примерах сам носитель информации хранит лишь информационные коды. Например, такие, как язык в виде комбинаций символов (букв) или в виде магнитных меток на диске винчестера. Не владея языком этого текста (т.е. кодами), не имея устройств (или переводчика), которые способны преобразовать полученные коды в язык, понятный человеку, адресат не получит информации, записанной на камне или на флешке. Он может долбить этим камнем орехи и даже молиться на него, но он никак не может получить этой информации, хотя, казалось бы, вот она, в его руках. Однако, нет, при таких обстоятельствах в его руках есть только материальные предметы, а самой информации нет, потому что опять-таки сама по себе информация нематериальна.

Истинная природа информации

И вот здесь нам на помощь приходит Библия. В первую очередь, в вопросах терминологии. Нет, в ней нет прямого определения природы информации. Но зато в ней есть сведения о её происхождении(!), что мы рассмотрим чуть ниже. А также в Библии есть то, что нас сейчас интересует в первую очередь: в ней есть чёткая терминология разделения окружающих нас живых сущностей на две категории: материальные и нематериальные.

Так, разъясняя смысл воскресения, Павел привел следующее пояснение:

«…Если есть тело физическое, то есть и тело духовное…» (1е Коринфянам 15:44,СлЖ)

Как видно в контексте, апостол прямо противопоставляет физической (или «душевной») сущности сущность духовную. И хотя он говорит о живых существах, в 47м тексте он поясняет, что «физическое» относится к человеку, сотворенному из материи (из праха или глины). Из чего видно, что в его словах под «физическим» (или «душевным») телом прямо подразумевается сущность материальная.

Таким образом, ничто не препятствует применить эту терминологию к отделению материальных предметов от нематериальных, и определить, что…

…информация — это сущность духовная.

[И если авторы Википедии и научные деятели с такой терминологией несогласны, то можно им лишь посоветовать наконец-то предложить иной общий термин, который охватит все сущности нематериального мира да и сам этот мир, существование которого видно хотя бы из существования информации. Это важно, ведь если информация нематериальна, то и необходимость возникновения подобного определения уже давно назрела, и оно неизбежно. Тем более, что нет никаких доказуемых оснований утверждать, что, как явление, информация изначально происходит из материального мира.]

Более того, есть и иные сущности, которые по-праву могут считаться духовными. Например, это разум, который тоже не имеет ни одного материального свойства. Человеческий мозг — это не разум; приняв сегодняшние представления о нём, можно по-праву утверждать, что мозг — это всего лишь носитель разума.

[Разум точно также нематериален, как и «любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, самообладание» и т.п. В Библии эти понятия называются «плодами духа», т.е. происходящими от духа, духовными (Галатам 5:22,23). Что интересно в этом смысле, это факт, что если личность не имеет лукавства, то перечисленные личностные качества прямо противоположны материализму меркантильности.]

Примечательно, но факт, показывающий как информация себя ведёт, может не найти ни одной аналогии в материальном мире. Так, например, сегодня описан т.н. информационный «эффект Стрейзанд», когда одна известная певица подала иск в суд на человека, выложившего в интернете фотографию её частного дома. Она потребовала от него удаления фотографии и многомиллионной компенсации за нанесение ущерба. Вслед за чем, за очень короткое время эта фотография была многократно скопирована и растиражирована в сети настолько широко, что вполне могла придти мысль, будто сайтов, где этой фотографии нет, скоро не останется. Вообще, этот эффект назван социальным, однако он был бы невозможен, если бы не было мощной среды информационного обмена. Поэтому не будет неправильным называть его и информационным, особенно, учитывая его долгосрочные проявления, что сейчас еще рассмотрим. Он был сформулирован примерно так: «удаление однажды обнародованной информации с попыткой её дальнейшего сокрытия неизбежно приведёт к её широчайшему распространению».

С чем в материальном мире это можно сравнить? Разве закопанный слиток может превратиться в глобальный сад золотонесущих деревьев?

Ещё одно подтверждение такому же поведению информации сегодня можно наблюдать и по интенсивым информационным волнам на тему альтернативной истории, пытающейся разоблачить попытки сокрытия и фальсификаций правдивых исторических событий некоторыми влиятельными лицами прошлого. Как видно, эти попытки тоже привели к прямо противоположным результатам, и неизвестно чем это закончится. Ведь как только в виде интернета появилась и заработала мировая система информационного обмена, так и понеслись по ней огромные инфо-волны. Кажется, как будто и здесь, спустя десятки и сотни лет срабатывает тот самый информационный «эффект Стрейзанд», который после, казалось бы, вечного академического штиля внезапно воскресил нестыкующиеся детали давно забытых и сокрытых сведений и вызвал нарастающий информационный шторм.

Наверное, по этой причине Христос и говорил, что «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Луки 12:2,3). У Него, как у «Слова Божьего», наверняка, были все основания это говорить. И, как видим, ни одно из событий прошлого, включая добродетельные и преступные, действительно не может быть навсегда сокрыто — сама природа мироздания и сущность информации не дадут этого сделать.

В рамках одной статьи просто невозможно рассмотреть многие другие факты, как например, человеческие законы об информации, типа защиты авторского права или персональных данных. Более того, бывает такая информация, которую невозможно описать словами и вообще никак, чем лишний раз подтверждается превосходство и отличие природы информации от способов и языков, которыми мы пытаемся её передавать (сравни Римлянам 8:26, 2е Коринфянам 12:4).

Явно, что природа информации разительно отличается от законов материального мира, и, скорее, наш мир зависит от информации, чем информация от него. Кстати, в связи с выражением Иисуса Христа о том, что «дух дышит, где хочет», видим что информация тоже ведёт себя подобно духу: дышит, где хочет, как хочет и когда хочет. Она тоже не подвластна законам материального мира.

Также очевидно, что будучи нематериальной, информация не может умереть смертью материальных созданий. Например, иногда правдивая информация о событиях всплывает тогда, когда никто этого не ожидает, и оттуда, откуда никто бы и подумать не мог. Поэтому, когда преступники думают, что они уничтожили какую-то информацию, они всего лишь самонадеянно применяют свои материалистические понятия к духовной сущности. Конечно, многое можно списать на случайность, и хотя абсолютным правилом это назвать нельзя, но люди часто подмечают и системность возникновения загадочных случаев, когда виновников сокрытия каких-то преступлений внезапно постигали необъяснимые жизненные наказания, которые выглядели словно месть за содеянное.

Ещё интересно, что и любовь, как понятие не материальное, но духовное, тоже неподвластна законам материального мира. Будучи духовной по своей природе, любовь не остановится ни перед чем, защищая объект смысла всей её жизни. Её невозможно законодательно создать или запретить, регламентировать или управлять ней законами или приказами человеческих правительств. То есть любовь ведёт себя так же духовно свободно, как и информация. И точно так же живёт и «дышит, где хочет» — даже тогда, когда объект её привязанности далеко или умирает. Этим подтверждается библейское определение, что настоящая «любовь никогда не перестаёт». Ведь и её происхождение — тоже не из материального мира, она полностью свободна него. Как следствие, привязанность к объекту любви для неё абсолютно естественна, и потому не сковывает её свободы. [Кстати, вот почему отсутствие любви — неестественно, и является духовным рабством].

Поэтому, выражаясь принятым библейским термином, вполне справедливо ещё раз подтвердить вывод, что подобно любви и разуму, по самой своей природе информация является сущностью духовной. Учитывая, что и само библейское понятие «дух» является многогранным, можно сказать, что, информация — это тоже дух.

Не правда ли, что поиск ответа на вопрос о том, что значит «вдохновлены Святым Духом» уже начинает приобретать явное направление? Однако теперь важно понять происхождение информации.

«В начале было Слово»

«В начале было Слово, и Слово было у Бога…» (Иоанна 1:1). Наверное, каждый хоть раз прочитавший Евангелие от Иоанна, запоминает эти слова на всю жизнь. Не вдаваясь в споры о греческих артиклях, контекст явно показывает, что под «Словом» здесь подразумевается Иисус Христос. Он назван здесь (и не только здесь) «Словом», исходящим от Создателя.

Что означает такое неожиданное имя? Почему «Слово»? Потому что говорит от имени Бога? Да, это правильно, но сейчас важней другое.

ЧТО такое «слово»?

Слово или слова — это всегда единица информации!

То есть в самом этом имени Иисуса Христа заключается простая и всеобъемлющая истина о том, что «в начале появилась информация»! Она была у Создателя и произошла от Создателя, от «Отца Духов» и Прародителя всякой духовной сущности — как живой, типа ангелов, так и понятийной, типа разума (Евреям 12:9).

Предупреждая суеверные возражения закосневших законников, вынужден отметить, что, возможно, такое «имя» как «информация» кому-то покажется обезличивающим или оскорбительным для Иисуса Христа. Однако для кого-то и имя «слово» покажется оскорбительным, потому что в их умах оно может ассоциироваться с нечестным болтуном. Но как, написано, «для нечистого — всё нечисто», и нечистый мышлением человек даже в самых правильных словах может узреть оскорбления, экстремизм и матерщину.

Ведь мы просто привыкли, что в качестве имени Христа мы используем термин «слово». Разве его суть и значение от этого меняются? Конечно, нет. Ведь главное для нас, что, понимая значение «слова» как единицы информации, мы понимаем что в своем первоначальном виде сама информация — как сущность — произошла от от Создателя всего.

Как видно из дальнейшего текста Иоанна, прежде этой «информации» появиться ничего не могло. В принципе, такая же последовательность видна и в книге Бытие, например:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3)

– то есть сначала возникает идея (единица информации) о предмете, и только потом — сам предмет. Причем идея, тоже выражена через «слово», что видно из глагола «сказал».

Собственно, когда и Павел пишет, что «у каждого дома есть свой строитель, Бог же – строитель всего», он просто не упоминает, что прежде появления дома всегда должна появиться идея о его строительстве, сама по себе являющаяся информацией (Евреям 3:4). И это не говоря об идеях в проектной документации и прочих сопровождающих строительство информационных волнах. В таком смысле очевидно, что информация всегда имеет создателя и всегда появляется раньше реализации каких-либо запланированных событий или вещей. Как и писалось, полная информация об этих вещах может существовать и тогда, когда сами вещи давно прошли или исчезли.

Более того, говоря о каком-то заранее спланированном событии или творении, мы знаем, что некоторый человек или группа людей, которые подали идею данного события или проекта, являются как бы вдохновителями затем сделанного. И средством вдохновения был тот же самый духовный инструмент — «информация».

Что означает «вдохновлены Святым Духом»?

Теперь можно легко говорить и о самом главном вопросе этого исследования. Ввиду того, что информация — это понятие духовное, будет правильным сказать, что когда на человека влияет какая-то информация, то он подвергается духовному воздействию. Или, выражаясь, языком Библии, — воздействию какого-то духа, которым и является информация. Такое воздействие может определить дальнейшие поступки человека и изменить всю дальнейшую жизнь.

Тогда и термин «вдохновлены Святым Духом» тоже означает людей, получивших информацию из определенного Источника, на Которого недвусмысленно указывает термин «Святой».

Поэтому теперь осталось лишь рассмотреть способы, т.е. как именно Дух Создателя влиял на людей, служивших Ему в древности.

Конечно, это не значит, что в человека неизменно вселялось что-то чуждое и отдельное от него. Нет, потому что, когда мы говорим о Святом Духе, то главные действующие на человека плоды этого Духа — возникающая любовь к Богу и вера в Него. Любовь и вера дают огромную духовную силу тому, в ком живут, и христианство первых веков является самым мощным подтверждением этому факту. При таком состоянии ума личность человека преображается, смыслом его жизни становится непреодолимое желание жить ради объекта своей любви и стремиться всегда быть с ним вместе.

Ввиду этого тоже понятно, что воздействие Божьего Духа не означает, будто бы Бог автоматически и до последней буквы водил рукой людей, записавших вошедшие в Писания книги, как то любят толковать некоторые религиозные баснописцы. Нет, люди веры древних времен просто знали Отца как личность, они любили Его, и именно эта любовь толкала их на то, что они совершили и/или записали. Также, нет никаких оснований считать, будто абсолютно каждое записанное ними слово Бог нашептывал им на ушко. Например, пророк Даниил записывал происшедшие с ним события по памяти, уже после самих событий. Да, он видел их воочию, но только потом, после осмысления всего происшедшего скрупулезно записал всё то, что посчитал непосредственно связанным с Божьим замыслом. Влиял ли на него при этом Дух Иеговы? Конечно влиял, но не всегда это происходило только так, как то утверждают сторонники буквального Божьего влияния на каждое действие человека.

Хотя понятно, что в каких-то случаях был способ и прямого воздействия, однако абсолютно верным будет сказать, что, независимо от способа, во всех описанных в Библии случаях Божьих людей вдохновляла полученная от Бога информация, независимо от того, как они ее получили.

Так, из текста книги Даниила очевидно, что информация от Бога влияла на него, как минимум, и через книгу пророка Иеремии, которую Даниил внимательно исследовал (Даниила 9:2). Это в свою очередь тоже вдохновило пророка на ряд богоугодных действий, приведших, как минимум, к появлению еще одного глобального пророчества. Если мы понимаем, что информация по своей природе духовна, то нетрудно признать, что тот же самый Дух, который помог Иеремии записать книгу его пророчеств, впоследствии влиял и на пророка Даниила, только теперь не напрямую от Бога, но со страниц книги Иеремии.

То же самое можно сказать и о Павле, постоянно использовавшем Писания древних служителей. Дух Бога влиял на него и через эти книги. То же самое можно сказать и об Иисусе Христе, который знал Священные Писания с детства. Подобно им, Духом были движимы все верные служители древности, что видно по записям, вошедшим в библейский канон. Внимательный и непредвзятый читатель Библии может четко увидеть абсолютное духовное единство всех ее авторов, дух видения всеобщего братства и жажду глобальной справедливости, присущие каждому из них. И, конечно же, пылкую любовь и абсолютное доверие к Создателю, сильную привязанность к Нему, включая непреодолимую готовность ждать обещанное торжество правды до своего последнего вздоха. Сам факт такого духовного единства подтверждает, что все они имеют «Один и Тот же Дух» (1 Коринфянам 12:4).

Но если информация, подобно духу, «дышит, где хочет», то неужели Святой Дух говорит только через Писания?

Конечно, нет. Святой Дух говорит не только через Писания. В Библии, например, тоже есть подобные мысли, см. Екклесиаста 12:11, Псалом 18:2-7 (и прочие). То есть Дух Бога может говорить и через творение, и через других людей, включая неверующих. Говорить как захочет, и, как Ему угодно, потому что Он «дышит где хочет». И те, кто Бога знают и любят, обязательно «услышат» голос Духа в любой ситуации.

Ведь проблема не в том, как и через кого Он говорит, а в том, кто слушает. Если сердце человека «не настроено» на этот Дух, не пронизано любовью к истине и справедливости, то он не сможет распознать голос этого Духа не только в слове верных христиан, но даже в словах Писаний (сравни 1 Иоанна 4:4-8).

Наконец, будет правильным сказать, что воздействие Духа тоже не всегда является только информационным. Служителей Бога часто сопровождали и иные явления и чудеса, которые хотя и несли явную информационную направленность, но для земного наблюдателя являлись неопровержимым подтверждением сверхъестественных и энергетических сил Создателя. Даже сегодня некоторые проницательные умы подмечают взаимосвязи энергии и информации, хотя это тема для отдельного разговора*. При этом, хотя подобия древним чудесам Иисуса сегодня не очевидны, для развития сильной веры этого и не нужно. Вполне достаточно информационного воздействия от Духа, которым пронизаны Писания.

[* В качестве прекрасного примера можно почитать не афишируемые, но вполне зафиксированные наукой удивительные факты об информационной работе сердца, которое, как оказывается, просто глупо считать механическим насосом, тупо качающим «питательную жидкость». Даже здесь Дух «говорит» через своё творение.]

Остерегайтесь манипуляторов. «Всё Писание богодуновенно» (2е Тимофею 3:16)

Итак, дух информации из Писаний содержит всё необходимое для развития настоящей любви, веры и для духовной зрелости читающих.

На этом фоне постоянные попытки всяких «организованных верующих» выискивать «чудеса», а также какие-то даты, знаки и знамения, выглядят, как минимум, странно. Время от времени сталкиваясь с ними, просто поражаешься уровню их дремучести в вопросах понимания самых простейших библейских учений. Зачастую они слепо повторяют учения своих человеческих авторитетов, но со стороны прекрасно видно, что их учения имеют слишком мало общего с духовным смыслом библейского повествования. Или не имеют его вообще. В них живет иной дух, иная информация, которая, скорее, похожа на воздействие лукавого, нежели на воздействие Божьего духа.

Мышление таких людей шаблонно. А их вера больше похожа на языческий набор суеверий, нежели на способность мыслить свободно и иметь глобальное видение Высшей справедливости. Пожалуй, это является главной причиной их мракобесной агрессивности к инакомыслящим в своей среде и не только.

Если бы они честно и внимательно вникали в Писания, то очень удивились бы, узнав, как изящно разоблачаются ложные толкования проходимцев. Но еще более они удивились бы, узнав, что Писания собраны настолько целостно и взаимосвязано, что любые тайные попытки религиозников подогнать библейские переводы под свои учения, каким-то странным образом всегда проявляются для верных читателей ещё до того, как факт подлога будет разоблачён официально и повсеместно. Внутренняя согласованность Писаний ведёт себя так же сильно и неожиданно, как и «эффект Стрейзанд» ведёт себя в отношении пройдох, пытающихся скрыть, переврать или утаить какую-то важную информацию от тех, кто имеет на неё полное право.

Иными словами, любая попытка привнести в библейский перевод свой собственный смысл, однажды приводит к тому, что перекрестный «голос» (или дух) множества других мест Писаний как бы входит в настолько ощутимый диссонанс с умышленными вставками, что последние разоблачаются ещё на уровне чтения. Конечно, при условии что и сам читатель является сердечно честным и уже проникся этим Духом настолько, что в состоянии ощущать подобные трюки едва ли не «на нюх» (Евреям 5:14). Тогда Библия и вся полученная из неё информация в человеке как бы оживают, пытаясь в едином порыве исторгнуть чужеродную вставку, говорящую вопреки Духу правды. Это производит такое впечатление, как будто Божья информация сама по себе пытается искоренить из себя кем-то навязанную ей неправду. Наверное, это одно из самых удивительных свойств информации и Библии, подтверждающее не только невозможность скрыть правду и сделать невидимыми внесённые в неё искажения, но и подлинность происхождения Писаний от Одного и Того же духовного Источника.

Как видно, материя победить дух не способна. Это так же верно, как и факт, что информация, как явление, происходит от Создателя и имеет духовную сущность. Изначально она была чиста, и в ней не было ничего лукавого и пошлого. Проблемы появились позже, и почему так произошло — это тема для отдельного разговора. Но, несмотря на то, что ничего не будет забыто, по самой своей природе такой же чистой она в итоге и останется. Потому что создана чистым Содателем и не просто имеет, но и отражает Его светлую духовную сущность.

Именно поэтому апостол был абсолютно искренен и полностью прав, говоря, что всё Писание вдохновлено Святым Духом и неизменно полезно для любого честного искателя правды (2е Тимофею 3:16, ср. 2е Петра 3:15, 15).

One thought to “Природа информации, и что означает «вдохновлены Святым Духом»?”

Комментарии закрыты