Ключи к пониманию библейских пророчеств

Как ни странно, самые важные, но пренебрегаемые толкователями ключи к пониманию глобальных пророчеств Библии заключаются в двух очень простых фактах.

Во-первых, все эти пророчества имеют одну общую точку пересечения – “время конца”, завершающееся восстановлением власти Царства Бога. Фактически, время исполнения пророчеств и Божья цель являются основными ключами к правильному пониманию и толкованию пророчеств. В самом деле, если Царство Иеговы – это цель Бога, то и исследовать пророчества нужно с точки зрения цели Бога, а не с позиций целей людей или их религиозных групп. Иначе понять пророчества невозможно. Кроме того, исследование должно учитывать момент исполнения пророчеств. Говоря просто, исследуя глобальные пророчества, предпочтительнее идти в обратном направлении – от времени достижения цели до нашего времени, а не наоборот. Если этого не делать, можно легко пойти по ложному следу. И ниже мы поймем почему.

Во-вторых, пророки многократно повторяли один и тот же “пейзаж” будущего, каждый раз рассматриваемый с разных точек обзора. И именно этот “пейзаж” или образную общую картину мы должны видеть в первую очередь.

С какой целью были сделаны такие многократные пророческие повторения? На то есть две причины. О первой сказал Иисус Христос, назвавший Своих учеников “несмысленными и медлительными сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!” (Луки 24:25). Поэтому им нужно было повторять много раз одно и то же, одно и то же – до тех пор, пока эти “несмысленные” служители не поймут того, что Бог хочет им донести. Вторая причина вытекает из первой и заключается в том, что повторения делаются не только чтобы подвести “несмысленных” к одной и той же цели и точке времени. Такие пророчества не просто дублируют, но и дополняют друг друга новыми деталями, наполняя ними общую картину и раскрывая ее все лучше и яснее.

Дополняя друг друга и ведя к одной цели, все глобальные пророчества Библии как бы параллельны между собой. Поэтому нужно прилагать усилия, чтобы видеть не отдельные тексты и отрывки пророчеств, а всю показанную в них картину. И ни в коем случае нельзя спешить привязывать библейские тексты к событиям и персонажам реальности. Пока вся картина не ясна, истолкование делать нельзя! Потому что отдельно рассмотренные тексты (фрагменты) с поспешно прицепленными к ним объектами реального мира обязательно приводят к ошибкам и уводят в сторону. На этом споткнулись тысячи истолкователей.

Примерная схема изучения и понимания пророчеств

В целом, вся схема изучения пророчеств с целью их понимания выглядит примерно так же, как общепринятый процесс обучения, и включает три основных этапа:

(1) получение информации (чтение пророчеств и Библии);
(2) осознание/понимание пророческой картины в целом;
(3) сравнение понятого с реальностью.

Это примерно так же, как в школе:

(1) Получаем и читаем учебник – (2) изучаем и глубоко вникаем в смысл темы урока (глубокое понимание теории) – (3) решаем по уроку задачу (практика).

Иногда все три шага могут частично или полностью совпадать. Так, изучение (2) часто совмещается с практикой (3). Но в случае истолкования пророчеств лучше их разделить максимально. Здесь как в математике, ложное истолкование одного из начальных символов (и т.п.) повлечет за собой целую серию неизбежных лжетолкований впоследствии. В итоге – всегда тупик.

Но самый важный и самый тяжелый шаг в этой схеме – это шаг второй – “осознание и понимание пророческой картины в ее полной совокупности”.

Почему нужно стараться видеть всю пророческую картину в целом?

Потому что часто так обучает Сам Иегова! В пророчествах Он всегда объявляет самую основную мысль о том, что произойдет в будущем, и только потом – детали, ее поясняющие. Например, это видно из пророческого сна, который Он показал царю Навуходоносору. Сначала Навуходоносор увидел самую основную “мысль” пророчества: Царством Бога разбивается нечто, символизированное истуканом. Иегова сразу показал ему всю картину – полностью. Затем, через пророка Даниила Бог сразу объявил, что вся картина относится к будущему – к “последним дням” (Даниила 2:28). И только потом Он стал привязывать ее к реальности, постепенно уточняя, что именно обозначает вся картина в целом и отдельные ее детали – в частности.

Давая Даниилу другие глобальные пророчества, Иегова тоже сразу объявлял самое главное: то, что они касаются не начала, а конца – Царства, приход которого сбудется в “последние дни” (Даниил 8:19 и 10:14). После этого ангелы давали Даниилу истолкование подробностей. Как видим, в Своих пророчествах Иегова всегда сначала оглашает основную мысль и рисует всю картину, и только потом начинает пояснять ее детали и фрагменты.

Так же делал и Иисус. Провозглашая Свои пророческие притчи, он часто начинал с самого последнего и самого главного: «Царство Небесное подобно…», – и далее уже уточнял какую-то деталь, поясняющую истину о Царстве. Ведь Царство Бога – это самая основная мысль Его пророчеств. Практически в каждой Своей пророческой притче Он начинал с будущего – с Царства, и затем открывал о нем новые детали. Нам ничего не остается, как подражать этому примеру, потому что он – правильный.

Как уже писалось в статье “Добро пожаловать”, на этапе понимания целостности всей картины, в параллельных пророчествах и в остальной Библии нужно искать следующее:

1) правильные внутренние и смысловые связи пророчеств;

2) определения пророческих символов и понятий в самой Библии;

3) выявление прообразов и их аналогий;

4) и, самое главное, – выявление точных последовательностей символически описанных и взаимосвязанных грядущих событий.

Но делать все это нужно, в первую очередь учитывая цель Бога (т.е. установление власти Небесного Царства) и момент ее исполнения.

Говоря просто, идем от главного – к деталям и фрагментам. Или от общего – к частному. Сначала “слушаем” только Бога (Библию). Выслушав, стараемся понять и “увидеть” самое главное из того, что увидел именно Он. И только потом вникаем в детали и начинаем “оглядываться по сторонам”, как бы уже Его глазами, сравнивая: похоже ли увиденное Богом на нашу современность или нет. Наоборот поступать никак нельзя.

Конечно, эта схема примерная; об этом можно писать и даже спорить бесконечно. Поэтому важна здесь не методика, а степень знаний о Боге. То есть нужно знать Его, как личность, видеть Его цели, и осознавать чем они обусловлены. А так же просить Его о помощи, понимать образ его мышления и действия. Ну и, конечно же, на деле помнить свое положение перед Ним, и быть честным. Имея это, вскоре можно применять все перечисленные методы интуитивно, особо не задумываясь об их последовательности и применении (чем мы займемся чуть ниже). Честный человек всегда готов признать, что ошибся, если его ошибка очевидна и ясно определена по сказанному в Писаниях.

Итак, если мы пользуемся этими ключами, то ищем объяснение пророчеств в Библии, то есть у Самого Иеговы. Ведь, как не единожды показал пророк Даниил, – истолковать загадку, данную Иеговой, можно только Духом Бога, который и вдохновил содержание Писаний.

Общая точка всех пророчеств – установление Царства Бога

К сожалению, большинство толкователей пророчеств допускают одну и ту же ошибку – они толкуют их только от начала исполнения и до конца. Такие толкователи могут думать, что подражают этим Даниилу, но Даниил получал истолкование напрямую от Иеговы, а нам Иегова пока дал только Библию. Результатом их подхода часто становится то, что толкования двух параллельных пророчеств приводят не только к различным событиям и временам их исполнения, но даже к привязке одних и тех же пророческих персонажей к совершенно разным историческим субъектам. В этом можно убедиться, вспомнив, насколько бездумно Общество Сторожевой Башни истолковало значение “зверя багряного” (Откровение 17:3, см.также статью «Царь северный» и «Зверь багряный». Кто есть кто?). Подобного можно избежать, если понимать, что все глобальные пророчества – параллельны между собой, дополняют друг друга, имеют одну и ту же цель и одну и ту же финальную точку – момент победы Божьего Царства над последним языческим царством.

Поэтому правильное исследование подобно тому, как идущий путник, пытаясь найти местонахождение цели своего путешествия, получает некоторые фрагменты карты и пытается определить, где именно находится конечный пункт назначения и ориентиры, которые укажут правильное направление к нему. Если он начнет рассматривать каждый фрагмент карты отдельно от цели, он может сбиться с пути. Так, например, некоторые ошибочно понимали и понимают ряд пророчеств Даниила, толкуя их, как исполнившиеся исключительно в отношении древней иудейской страны. Это происходило потому, что они проигнорировали суть пророчеств, ведь конечной целью толкователи видели не власть Бога, а всего лишь освобождение иудеев древности и получение ими власти, как обещанной награды за исполнение Закона. Ту же ошибку сделал и Рассел, который досрочно привязал себя и своих товарищей к получению небесной награды сынов Бога и к предсказанной цели Иеговы, достижение которой не осуществилось до сих пор. Ту же ошибку делает и современная Сторожевая Башня, которая досрочно привязала верования своей религии ко все еще не достигнутой цели Бога. В связи с этим почему-то приходят на память вопрос Иеговы, заданный древним: “Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?” (Исаия 45:11).

Поэтому для нас, как для тех, кто может дожить до «времени конца», важно, что все четыре глобальных пророчества книги Даниила должны были показать будущим поклонникам Бога, ЧТО будет их ожидать перед наступлением власти Божьего Царства. В той же точке соединяются все остальные глобальные пророчества Библии. Налагая такие пророчества друг на друга, мы получаем нечто похожее на собранный из фрагментов фильм об одном и том же событии, записанном с различных точек обзора. Соединяя кадры всех фрагментов в обратном порядке – от кульминационной точки «фильма» до нашего времени – мы сможем распознать тех, кто выполнит свои заключительные роли, а также последовательность событий только по присущим им чертам и действиям.

Учитывая сказанное и сделав небольшой экскурс по книге Даниила, мы поймем не только внутреннюю логику этой книги, но и логику других пророчеств, включая книгу Апокалипсиса, записанную Иоанном. Кратко рассмотрев некоторые глобальные пророчества, мы вплотную подойдем к рубежу правильного осмысления такого загадочного персонажа, как “царь северный”, который в книге Откровение изображен жутким семиглавым зверем, покоряющем планету во “время конца”. (Смотрите это исследование в статье «Царь северный» и «Зверь багряный». Кто есть кто?)

Внимательный читатель должен обнаружить и то, что в книге Откровение Иегова снова использует тот же прием, показывая одни и те же события по несколько раз. При этом последовательное повторение записанных Иоанном образов не только дополняет книгу Даниила новыми подробностями. Повторение этих образов помогает в расшифровывании самой же книги Откровения и многих других пророчеств Библии, касающихся “времени конца”.

Какие ключевые повторения можно увидеть в книге пророка Даниила?

Первое глобальное пророчество, которое получил Даниил, было дано посредством сна, полученного Вавилонским царем Навуходоносором. Это был сон, в котором, по толкованию Даниила, царь увидел закодированную последовательность возникновения великих мировых держав вплоть до времени конца. Во сне Навуходоносор увидел огромный истукан, от головы до ног последовательно состоявший из разных металлов, символизировавших мировые державы. Они должны были сменять одна другую до тех пор, пока последнюю державу (царство) должно было бы сменить Царство Бога. В целом, было показано пять мировых держав, первой из которых был Вавилон Навуходоносора, представленный золотой головой истукана. Сегодня общеизвестно, что последующие части истукана соответственно символизировали: серебряная грудь и руки – Мидо-Персию, медный живот и бедра – Грецию, железные ноги – Рим. Заканчивали этот ансамбль ступни, состоящие частично из железа и частично из глины. Как объяснил Даниил, железно-глиняное царство станет последним компонентом объекта, который исчезнет от удара, нанесенного Царством Бога.

Единственное, чего не объяснил Даниил Навуходоносору, это значение того, что же символизировал собой сам истукан, который, по словам Даниила, рухнет только во время “последних дней”. Этот истукан, несмотря на преемственность составляющих его держав, оказался полностью собранным только в момент удара Божьего Царства. Что же он означает? И почему Даниил ничего не сказал об этом? Не будем торопиться, потому что в дальнейших исследованиях мы увидим, что значение истукана было раскрыто через апостола Иоанна в книге Откровения.

Второе глобальное пророчество, полученное Даниилом, описано в 7-ой главе его книги, когда Даниил увидел сон, в котором из моря последовательно выходили четыре зверя. В конечном итоге на арене появляется небольшой рог четвертого зверя, восстающий против святых Самого Иеговы. Восстание рога кончилось тем, что его власть была отобрана в пользу власти “святых”, как наступающего Царства Бога.

Беглый просмотр только этих двух пророчеств показывает, что в обоих случаях Даниилу были явлены одни и те же события, только представленные разными символами и освещенные отличающимися подробностями того, что должно было произойти. Налагая одно пророчество на другое, мы уже можем лучше понять картину “времени конца”, когда последнее земное царство уступит место правлению Царства Бога.

Однако Бог посчитал нужным показать Даниилу картину «времени конца» еще два раза, дополнив ее новыми подробностями. Для этого Он дал ему еще два глобальных пророчества.

В 8-ой главе Даниил описывает еще одно видение, в котором также видит сменяющих друг друга зверей, которых в итоге тоже сменяет появляющийся небольшой рог, в итоге разрастающийся вплоть до успешного нападения на воинство небесного Вождя. Это нападение окончится поражением коварного воинственного рога, сеющего на своем пути “удивительные опустошения” и гибель «святого народа». Еще одна его примечательная характеристика заключается в том, что хотя рог и “небольшой”, он “искусный в коварстве”, т.е. настоящий мастер интриг. Поэтому, несмотря на “небольшой” размер, он становится “царем свирепого вида” (8:23 НМ). Контекст фразы, что этот рог будет сокрушен не рукою, говорит о том, что этот властитель будет свержен не человеческим правлением, но властью, исходящей свыше.

Наконец, содержание последнего глобального пророчества, показанного Даниилу в видении, записано в главах с 10-й по 12-ю. Интересно, что это видение называется “видением о великой войне” (Даниила 10:1, НМ). Контекст показывает, что увиденная война так напугала Даниила, что он три недели после этого был в трауре и ничего не ел. Он очень хотел понять значение этого видения, и поэтому к нему был послан ангел. Ангел разъяснил Даниилу увиденное, сделав ударение на то, оно относится к “последним дням” (Даниила 10:14, НМ). Примечательно, что глобальное пророчество, которое было дано посредством сна Навуходоносору, тоже касалось этого времени – того, что произойдет в “последние дни” (Даниила 2:28).

Понимая, что все эти пророчества параллельны между собой и ведут к одной и той же точке будущего, можно придти только к одному разумному выводу – речь в них идет об одних и тех же событиях и об одних и тех же персонажах. В самом деле:

1) “небольшой рог” из 7-й и 8-й глав Даниила – это тот же персонаж, который в Даниила 11:44,45 обозначен, как “царь северный”;

2) статье “Времена язычников – это и есть время конца!”, было установлено, что поднимающийся из бездны «зверь» из 11-й главы Откровения – это тот же персонаж, который в Даниила 11:44,45 назван последним «царем северным»;

3) в статье о «Царе северном» и «Звере багряном» мы увидели, что семиглавый зверь Откровения и “зверь багряный” – это все тот же последний «царь северный».

Наконец, каждое из рассмотренных описаний будущего вещает об одной и той же участи этого царя: «небольшой рог», «царь северный» и «семиглавый зверь» Откровения уничтожаются сверхъестественным образом с последующим наступлением Царства Бога. Поэтому книга Откровение, да и многие другие пророчества Библии, направленные в эту же точку времени тоже дополняют эту картину. И среди них – пророчества Исаии, Иеремии, Софонии, Иоиля, Малахии и других пророков.

Ищите ключи к пророчествам!

Как можно было убедиться, в предыдущих статьях тоже использовались ключи, описанные выше. Возможно, что кто-то знает или обнаружит и другие ключи, лишенные хитрости и лукавства. Все такие ключи просто необходимо использовать. Конечно, в этой статье мы не в состоянии наложить друг на друга все подробности о “времени конца”, изложенные в пророчествах Даниила и других пророков. Но теперь каждый из нас может самостоятельно использовать эти ключи, чтобы увидеть пророческие взаимосвязи многих пророчеств, осознавая то, что предсказано. Причем можно осознавать не только то, что произойдет во время полного исполнения пророчеств, но и то, что будет этому времени предшествовать. Более того, внимательному читателю эти ключи помогут различить ошибочные и ложные толкования, умышленно направленные на обольщение доверчивых верующих. Конечно, для этого нужно молиться о мудрости и хорошо потрудиться, но стремиться быть свободным от обмана и ошибочных толкований действительно того стоит (Даниила 12:10, Иакова 1:5).

Наконец, нам осталось сделать небольшой экскурс в обратном направлении от момента установления Царства Бога к нашему времени. Как уже было установлено в предыдущих статьях, непосредственно перед наступлением Царства Бога должен пройти ограниченный срок времени, называемый “временем конца” или “временами язычников”. Он длится 1260 дней или 42 месяца (по 30 дней каждый) или три с половиной времени (т.е. 3,5 года по 360 дней каждый).

Что же будет перед наступлением “времени конца”? Неужели это и будет “великая война”, показанная Даниилу? Если – да, то что это за война и как ее опознать? И что говорят об этом Откровение и другие пророчества? Например, книга Откровение тоже предрекает войну, которая должна произойти перед наступлением короткого “времени конца”, и эта война затронет жизнь каждого живущего. Имеет ли отношение эта война к противоборству, записанному в книге Даниила? Как это узнать, если пророчество о противоборстве двух царей “запечатано”? И неужели нельзя узнать такие важные подробности из параллельных пророчеств? Конечно, можно. Например, по словам ангела, говорившего Иоанну, книга Откровения не является запечатанной. Кроме того, мы можем узнать о событиях “времени конца” из множества других прообразов и параллельных пророчеств. Об этом и пойдет речь в следующих статьях.

3 thoughts to “Ключи к пониманию библейских пророчеств”

  1. Статья обновлена более подробным описанием методики исследования и понимания пророчеств. И описанием того, как Иегова в Своих пророчествах сначала выделяет самое главное, а затем уже разъясняет детали и делает истолкование как деталей, так и общей картины.
    На эту тему можно писать без конца, но это особо и не нужно. Хотя знания важны, это только один из остальных компонентов, необходимых христианину. Без этого “остального” такие знания не даются. И каждый честный верующий это знает (Даниил 12:10).

  2. Идея “танцевать от печки” – “времени конца”, несомненно имеет свои плюсы. Однако, невозможно танцевать от “печки”, которая скрыта в тумане времени. Отсюда и ошибочные телодвижения, могущие привести к падению во время танца. Иисус Христос предложил своим ученикам не заботится о ДНЕ ЗАВТРАШНЕМ, а танцевать от времени, как в ДУХОВНОМ ХРАМЕ Иеговы Бога появится МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ: Мар.13:14 “Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” По этой статье, вынужден добавить, что у авторов не указан самый главный КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ВСЕХ БИБЛЕЙСКИХ ПРОРОЧЕСТВ, без которых понять их правильно невозможно. Это святой дух Иеговы Бога, который он посылает сегодня только тем, кто пьет от чаши Нового завета – крови Христа и питается его плотью. 2 Петра 1:19 “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
    20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
    21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.”

    1. к Сергею
      1. Сергей, будьте добры читать внимательно. В статье все-таки указан самый главный ключ к пониманию пророчеств, без которого понять их правильно невозможно. Вот, цитирую для Вас:

      “…если мы пользуемся этими ключами, то ищем объяснение пророчеств в Библии, то есть у Самого Иеговы. Ведь, как не единожды показал пророк Даниил, — истолковать загадку, данную Иеговой, можно только Духом Бога, который и вдохновил содержание Писаний.”

      Христианин не может рассматривать действие Духа, как нечто отдельное от Слова Бога. Потому что Слово Бога тоже вдохновлено этим Духом (2 Тимофею 3:15-17; Псалом 119:105,НМ; 2 Петра 3:16). Поэтому Дух Слову противоречить не может, равно и наоборот. Для зрелого христианина это вещи настолько явные, что я не могу останавливаться на каждой из них. Здесь расчет на то, что читатель уже является зрелым христианином, способным различать добро и зло на практике. Разбор пророчеств – это уже далеко не “начатки” учения Библии. И если здесь начать подробно расписывать важность очевидных для зрелого христианина понятий, то до разбора пророчеств вообще никогда не дойдем. Поэтому прошу быть очень внимательными при чтении, чтобы не задавать вопросов, которые в статье уже затронуты, хотя и не подробно. Учитывайте ОСНОВНУЮ ТЕМУ статьи.

      2. Идея «танцевать» от «времени конца» не просто “имеет свои плюсы”. “Время конца” не сокрыто в тумане времени. О нем достаточно сказано в Библии. И оно является одним из ГЛАВНЫХ мотивов пророчеств. Поэтому, начиная с главного, – со “времени конца” – мы подражаем примерам Христа и Бога, рассмотренным в статье.

      3. Появление “мерзости” запустения напрямую связано с началом событий “времени конца” (Даниил 12:4,11 НМ). Поэтому нет смысла делать из них две разные точки отсчета. Это практически одно и то же время. Вы, конечно, поднимаете правильный вопрос, но сама эта “мерзость” должна рассматриваться в отдельной статье. Всему свое время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code