Что такое «хула на Святой Дух»? И что значит Божье прощение?

Вопрос: Что значит хула на Бога или святого духа? Как справится с Богохульными мыслями? Простит ли Бог оскорбления в свой адрес?
(Виктория)

Ответ: Это, пожалуй, самые болезненные из вопросов, которые задают себе христиане, столкнувшиеся с тяжелыми испытаниями. Из таких испытаний не всегда удается выйти с легкостью и(или) духовно неповрежденным, что доставляет пережившим их особо тяжкую боль. Наверное, в жизни каждого верного христианина бывало время, когда он задавал себе подобные вопросы и не находил ответа на них. И, несомненно, ты далеко не одинок в своих попытках найти на них ответ.

Как я понял из опыта, выпавшего на мою долю, и также из опыта тех, с кем сталкивался на своем жизненном пути, как правило, такие вопросы задают люди, столкнувшиеся с вопиющей несправедливостью. Или с каким-то иным ужасом или несчастьем, которые случились с ними или, возможно, с дорогими для них людьми. Когда такое случается с человеком, вполне возможно, что у него возникнут сомнения в Боге или даже гнев на Него. И впоследствии, всё это, вместе взятое, может вызывать у такого человека боль, не проходящую долгие месяцы и годы. Но ещё хуже, когда ситуация не исправляется и справедливость не восстанавливается, и когда кажется, что этому нет конца и что Бог будто бы отвернулся, а у тебя как будто не осталось никакой надежды.

К особому несчастью, обычно всё это испытывают люди с чуткой душой, с обострённым чувством справедливости и с ранимым сердцем. Однако, самое неприятное заключается в том, что твоей душе больно не только из-за происшедшего или происходящего. Нет, вдвойне больнее из-за того, когда кажется будто бы ты сам, по собственной вине оскорбил Дух Божий, отрезав себя и от Него, и от всякой надежды на прощение. Но действительно ли это так? Что такое хула на Святой Дух? И существуют ли библейские основания заключить, что тебе нет прощения?

В Библии описано очень много ситуаций, позволяющих понять точку зрения Бога на эти вопросы. Поэтому, забегая наперед и говоря очень кратко, нужно увидеть самое главное: Бог проводит существенную разницу между поступками разных людей, которые согрешили (в том числе своими устами) против Него. И, хотя в случае каждого согрешения право окончательного суда принадлежит только Божьей справедливости и Его милосердию, такие проступки можно разделить на две условные группы.

В первую группу проступков можно отделить случаи, когда человек находится и действует под руководством привитых ему ложных ожиданий или неточных представлений о Боге и Его замысле. Очевидно, что будучи неправильно обученным, человек не может абсолютно правильно оценить ни свои действия, ни Божьи. И, соответственно, не может поступать абсолютно безгрешно. Попадая в таком состоянии под давление непредвиденных обстоятельств, человек может придти в крайнюю степень отчаяния и даже согрешить против Бога. Но впоследствии он может горько раскаяться в сказанном или сделанном и прилагать все старания, чтобы не повторять своего греха.

Однако, совсем другое дело, когда с какого-то момента времени человек правильно осведомляется о Боге и Его замысле, но продолжает целенаправленно грешить против Бога постоянным и злонамеренным противлением, настаивая при этом на своей «праведности» (сравни Притчи 14:17,ПАМ).

Итак, теперь это можно рассмотреть на некоторых библейских примерах.

Что такое хула на Святой Дух?

Самое известное высказывание, нагоняющее страх неотвратимости наказания за хулу на Святой Дух, принадлежит Иисусу Христу. Чтобы понять, что именно Иисус назвал хулой на Дух, необходимо рассмотреть при каких обстоятельствах Он это сказал:

«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: …если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:22-32).

Используемое вдохновенными апостолами греческое слово βλασφημία [бласфэмИа], переведенное в данном тексте как «хула» имеет значения «хула, поношение, богохульство, злоречие, укоризненное злословие». (см. также Марка 3:28, Луки 5:21, Иоанна 10:33). Например, в списке пороков, приведенных в Колоссянам 3:8 это же слово переведено как «злоречие», и это не то же самое, что «сквернословие», для обозначения которого в этом же списке использовано совершенно другое слово – αισχρολογίαν [айсхрологИан], имеющее значение «сквернословие, непристойная речь, грязный разговор».

Т.е. «хула» это не обязательно «сквернословие» или «грязная речь». Нет, слово, переведенное, как «хула», обозначает, скорее, умышленное приписывание унизительных и отвратительных качеств объекту или лицу, против которого эта хула направлена. Т.е. это слово относится именно к унижающей сути сказанного, но не к форме слов, в которые эта суть облекается. Следовательно, «хула» не обязательно может или должна прозвучать в нецензурных выражениях — нет, точно так же она может прозвучать и в общепринятых выражениях и даже вполне литературных.

[В качестве примера можно привести пророка Исаию, который до начала своего служения был «человеком с нечистыми устами». Он был с детства посвящен Иегове, как член Его народа. Но, выражаясь языком современных понятий, Исаия, (до своего призвания) живя «среди народа с нечистыми устами», попросту матерился вместе со всем своим окружением. И когда ему явилось великое видение от Иеговы, Исаия до смерти испугался именно из-за этой своей грешной склонности. Однако, Иегова видел гораздо дальше, чем «нечистые слова», которые произносил этот человек. Под этой неприглядной оболочкой Бог увидел его доброе и отзывчивое сердце, и без всяких упреков повелел Своему ангелу «очистить» уста Исаии (Исаии 6:5-7). А затем Бог призвал Исаию служить одним из самых великих пророков, которых когда-либо знал этот мир (Исаия 6:8). 

Этот пример помогает нам понять две утешительных вещи. Во-первых, «нечистая речь» не всегда является богохульством или хулой на Дух. И, во-вторых, в этом примере можно увидеть, что отношение Бога к человеку может сильно отличаться от отношения этого человека самому себе. Ведь, в первую очередь, Бог смотрит не на то, как человек себя повел, но на то, что этим человеком движет, и как он относится к своим проступкам.]

Поэтому, возвращаясь к словам Христа из Матфея 12:22-32, становится очевидным, что в данном случае «хулой на Святой Дух» Иисус назвал именно умышленное приписывание нечистой силе дел, которые были сотворены силой Бога. Иными словами, сила Бога представлялась обвинителями Христа, как сила нечистая, демоническая.

Например, если бы какой-нибудь неосведомленный язычник не увидел, но услышал о чудесах Иисуса, которые тот творил в среде Своего народа, то, не зная тонкостей происходящего, мог бы и всерьез принять заявления противников Иисуса, будто бы Его чудеса являются демоническими. Более того, по своей неосведомленности, такой язычник мог бы и сам (вслед за противниками Христа) до какого-то времени повторять, что эти чудеса — от демонов. Однако, такое мнение было бы, скорее, вызвано невежеством, а не сознательным противлением, как это было в случае оппонентов Иисуса. Потому что противники Христа видели проявление силы Духа воочию. В связи с этим Иисус говорил, что если бы в языческих городах «в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в (Иудее), то давно бы они во вретище и пепле покаялись». Этим Он тоже подчеркивал явную злонамеренность противления своих оппонентов.

Итак, почему Иисус отнёс этот проступок к грехам, которые не имеют прощения? Чтобы понять это, нужно ответить на два вопроса: к кому были адресованы эти Его слова? (1) И по какой причине? (2)

Во-первых, эти слова Христа были адресованы к закоренелым противникам Его деятельности.

Во-вторых, евангельские писатели сообщают, что противники Иисуса проявляли такой противящийся настрой постоянно. Да, Иисус явно не вписывался в их ожидания, связанные с появлением Мессии. Но ведь и чудеса, которые Он творил, были явно от Бога! Да и всё, чему Он учил, соответствовало справедливому Духу Писаний, которые они знали с детства. Это было настолько очевидным для всех участников событий, что у каждого из них были все возможности изменить свои неправильные представления о Боге и Его замысле. Но противники Иисуса упрямо отвергали всё это. В связи с этим очевидно, что в их противлении ясно прослеживалось злое и укоренившееся намерение отрицать все очевидные факты как из жизни, так и из Писаний.

Более того, весь контекст описанного показывает, что их негативный настрой был осознанным, а в его основе лежало абсолютное нежелание признавать свою неправоту перед Писаниями, а также гордыня, ненависть и зависть к чудесам Иисуса. Ведь в действительности эти чудеса выявляли черствость и злобу их сердец.

В самом деле, разве не было причин для радости, когда Иисус исцелял неизлечимые болезни, избавляя от мучений несчастных людей, страдавших до этого всю свою жизнь? Любой нормальный человек только порадовался бы за них! Но противники Иисуса приходили в еще большую злобу, приписывая сверхъестественной силе Иисуса демоническое происхождение, а самому Иисусу — мыслимые и немыслимые грехи (ср. Иоанн 9:18,19,24). Вот именно этот злой настрой и стал основой их оскорбительных высказываний, и не случайно, что Иисус назвал всё это не иначе как «хулой на Святой Дух». Наконец, Он прямо указал им на причину такого их поведения:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матфея 12:34,35).

Таким образом, их богохульная и унизительная речь была не просто каким-то случайным порывом, высказанным под давлением какого-то ужаса, внезапного несчастья или иной вопиющей несправедливости. Нет, это было проявлением лютой ненависти, которой были наполнены их сердца, и они не боролись за то, чтобы раскаяться и очистить свои сердца от злобы. Поэтому они злобно хулили сделанное Иисусом в тот момент, когда им надлежало радоваться справедливым делам, сделанным во благо человеку и во славу Бога. Это и есть хула на Святой Дух. По сути это есть то же самое, что делали ропотники во дни Моисея, когда они в упор отказывались признавать все благодеяния, сделанные для них Святым Духом Бога (Евреям 3:16-19).

Не судите себя

К сожалению, читая слова Христа из Матфея 12:22-35, раскаивающийся человек, который согрешил против Бога своими устами, тоже может обвинять себя в том, что раз он в чем-то обвинил или оскорбил Отца, то его сердце непременно было злым, а сам он «похулил Дух» и теперь не заслуживает прощения. И если ты в чем-то оступился или погрешил устами, то разве это означает, что Бог уже считает тебя согрешившим против Святого Духа и достойным только смерти?

Дело в том, что древние израильтяне, которые тяжко грешили против Бога, тоже думали именно так. Им казалось, что после их грехов у них уже нет шанса ни на исправление, ни на прощение. На основании этого они были уверены, что теперь они достойны только смерти. Об этом записал пророк Иезекииль, и очень примечательно то, ЧТО Бог ответил им на это:

И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите такие речи: “на нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаиваем: как же нам остаться в живых?” Скажи им: жив Я, говорит Господь Иегова: не смерти беззаконника хочу, но того, чтобы беззаконник отстал от пути своего, и жил. Обратитесь, отстаньте от порочных путей своих; и к чему вам доводить себя до смерти, дом Израилев? (Иезекииль 33:10,11,ПАМ)

Как видно из этих слов, самое первое, на что Бог указал израильтянам через Иезекииля — это то, что они не знают Его в полной мере: ведь Иегова — это Бог жизни, а не смерти. Из этих слов следует, что для Бога есть вещи более важные, чем проступок человека. У Него нет ни цели, ни желания непременно умерщвлять всякого грешника. И если ты, внезапно оступившись, прилагаешь все усилия искать Божью справедливость, то у тебя есть и надежда на прощение. Бог ведь видит не только проступки, но и обстоятельства, которые к ним привели. Так же Он видит и сердца согрешивших. И для Него намного важнее, как в итоге человек относится к своему проступку, и имеет ли он готовность не повторять его.

[Нужно учесть, что в этой статье мы говорим, преимущественно о грехах против Бога, а не против людей. Понятно, что грех против людей тоже является грехом против Бога, однако такие грехи можно (и нужно) заглаживать, например, возмещая ущерб этим людям и/или попросив у них прощения. В случае же греха против Бога затрагиваются только личные взаимоотношения человека с Богом, и преимущественно таким случаям и посвящена эта статья.]

Поэтому просто задумайся над тем, какие грехи в течении столетий терпел Иегова от Своего древнего народа. Над этим следует размышлять не для того, чтобы считать, будто бы наши грехи не так страшны, как грехи древних отступников. Нет, человек, ищущий Бога, не будет оправдывать себя проступками других людей (Галатам 6:5, сравни Луки 18:11, Бытие 3:12). Рассматривая отношение древних грешников к своим грехам, христианину, в первую очередь, следует задумываться о том, как милостив Бог ко всем, кто хочет найти Его благосклонность.

Ведь каких только ужасов не творили Его «поклонники», научившись этому от развращенных народов, которые жили вокруг Израиля! И каких только оскорблений эти грешники не отправили в Его адрес! (2я Паралипоменон 36:16). Тем не менее, на протяжении долгих столетий Бог терпеливо посылал к ним пророков с одной и той же вестью: раскайтесь и обратитесь от злых дел ваших!

И если их упорные грехи не имели прощения, то какой смысл было посылать к ним эти вести? Если их грехи были неисправимыми, то в чем смысл слов пророка Исаии, который тоже был послан к ним с такими же словами:

Омойтесь, очиститесь, удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте злодействовать. Учитесь делать добро; любите справедливость; восстановите угнетенного; защитите сироту; разберите дело вдовицы. Приидите, и станем судиться, говорит Иегова. Если будут грехи ваши, как алая ткань, все станет бело, как снег; если будут краснеть, как багряница, все будет, как волна. Если хотите, и послушаетесь, то будете наслаждаться добром земли. (Исаия 1:16-19)

На эти слова нужно обратить особое внимание. Никогда не изменяющийся Бог как будто до сих пор указывает, что даже если ваши сердца кажутся вам безнадежно испорченными, а грехи – такими же неисправимыми, как крашенная ткань, то просто «обратитесь», и Он сделает вас чище белого снега. Этим Бог показывает, что Он Сам — лично — будет считать обратившегося грешника настолько чистым, как белый снег!

Задумайся, если бы не было прощения при раскаянии от самых тяжких грехов, то разве эти слова были бы правдой? Конечно, нет. Поэтому не суди себя. И, раскаиваясь перед Богом, позволь Ему простить тебя. Что бы ни случилось, каждому христианину следует прислушаться к словам апостола Петра: «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1е Петра 5:6,7).

Ведь, отказывая Богу в прощении, мы бы свидетельствовали, что считаем наш суд на собой более праведным, чем суд Божий. И это было бы еще хуже, чем тот проступок, которым мы согрешили. Более того, этим мы показывали бы, что не знаем Его, и представляли бы Его неправедным и бесконечно жестоким. Но даже сами мысли, приводящие к таким выводам, являются невыносимо тяжкими, и, как видно из Библии, они явно исходят не от Бога. Поэтому не нужно давать им возобладать над собой. Бог видит сокрушенные раскаянием сердца и желает им помочь. Ведь, как писал псалмопевец, «сердца сокрушенного и удрученного не отвергаешь Ты, Боже» (Псалом 50:19,СинП; ср. Исаии 66:2).

«Примет ли Бог моё раскаяние?»

Но, конечно, всё выше рассмотренное касается тех, кто искренне раскаялся и полностью доверился Божьему суду, а также от всего сердца прилагает усилия, чтобы исправить своё поведение.

Но ты спросишь: разве может быть такое, что чьё-то раскаяние Он не примет? Примет ли Бог моё раскаяние?

Из древнего Закона мы знаем, что такое грех. Но так как в эпоху Нового Завета взаимоотношения с Богом зависят от поступков по Духу Закона, а не по самому Закону, то нам не нужно утруждать себя точным перечнем грехов, за которые не будет прощения. Суд по Духу подразумевает индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Нам лишь остаётся довериться Божьему милосердию и справедливости и прилагать старания, чтобы, раскаиваясь, держаться от греха подальше и стараться узнать Бога как можно лучше — тогда у нас не будет сомнений ни в чём.

Рассматривая следующие примеры Божьего мышления и Его судов, напомним себе, что в Библии есть лишь упоминание о «книге жизни», в которую не попадут упорно нераскаивающиеся грешники. Кроме того, в Писаниях описан и целый ряд случаев, когда люди совершали самые ужасные грехи против Него — грехи, за которые должно было выносить смертный приговор, — но Он прощал, когда они раскаивались, и даже активно им помогал.

Одним из таких самых вопиющих грешников против Бога был древне-иудейский царь Манассия. Он не только ввел себя и древний народ Бога в разврат и кровопролитное беззаконие, но и в упрямое идолопоклонство, что является, пожалуй, наиболее тяжким грехом против Бога (4я Царств 21:1-18). Однако, впоследствии, когда Манассия, будучи наказанным Богом, попал во вражеский плен, он глубоко раскаялся и был прощен Богом. Причем Бог даже помог ему – до такой степени, что Манассия был возвращен на царский трон* (2я Паралипоменон 23:10-13). Это, пожалуй, один из наилучших примеров того, что, видя в сердце грешника искреннее раскаяние, Иегова поступает по духу — прощает полностью и бескорыстно. То есть на примере раскаяния Манассии видно, что даже его тяжкие грехи не были расценены как непростительная хула на Святой Дух и, в случае искреннего раскаяния, прощались.

Поэтому, если ты от всего сердца раскаиваешься в сделанном и стараешься исправить свои пути, то у тебя есть все основания для уверенности, что Бог простит тебя и будет к тебе благосклонен. Ведь Он желает тебе только добра, и если ты это понимаешь, то у тебя нет причин лишать себя сил непосильным беспокойством.

[*– Правда, в случае с Манассией Иегова так и не отменил уже провозглашенное наказание всему народу, хотя и отсрочил срок его наступления (4я Царств 23:26). Но это наказание не было отменено, в том числе и из-за того, что (в отличие от Манассии), большая часть народа так и не раскаялась в своих богохульных грехах и в идолопоклонстве — и это хорошо видно из других книг Библии, например, из книги Иеремии.]

Еще одним примером Божьего прощения является случай с Давидом, который подлежал смертельному приговору за своё прелюбодеяние с Вирсавией и за убийство её мужа. Давид искренне раскаялся и смертный приговор был отменен, хотя некоторое время Давид еще пожинал тяжкие последствия своего согрешения (2я Царств 12:13,14). Однако, наилучшим подтверждением того, что после наказания Давида Иегова не вынашивал планы мести против него, является факт, что второй ребенок Давида от Вирсавии (Соломон) стал прародителем Иисуса Христа.

Таким образом, Писания показывают, что Бог готов не только прощать раскаивающегося грешника, но прощать бескорыстно и навсегда.

Простит ли Бог Иуду Искариота?

Как было рассмотрено выше, бывают настолько упрямо совершаемые грехи, что они не будут прощены никогда. И некоторых согрешивших христиан волнует: что же это за грехи, раскаяние в которых не помогает?

Обычно при этом вспоминают пример греха Иуды Искариота, о котором Иисус сказал, что «лучше бы ему и не родиться». С уст Христа это звучит как приговор Бога, Который видел сердце этого предателя.

В ситуации с Искариотом для многих непонятно лишь то, действительно ли он раскаялся, и если да, то простит ли Его Бог? Но еще вопрос, раскаялся ли он на самом деле, и перед Богом ли? или лишь перед обществом, от которого зависела его жизнь? Мы этого не знаем, потому что, в отличие от Бога, не можем увидеть, что было в его сердце.

Поэтому, учитывая сказанное об Иуде Христом, мы не можем добавить ничего более конкретного. Мы не Бог и не можем принимать судебное решение по Искариоту. Ведь на это имеет право только Он.

Никто из нас не видел и не слышал воочию всего того, что видел и слышал Искариот. Ведь Иуду обучал Сам Иисус, и у него были все шансы смягчить своё сердце, чтобы не согрешить. Идя на предательство, Иуда явно шел против ясно выраженной воли Бога и против явных проявлений силы Его Духа. Как иудей, Он знал Писания с детства. И он лично получил просвещение от Иисуса и, как подтверждение этому, воочию видел Его потрясающие чудеса. Поэтому он просто должен был понимать, Кто за Иисусом стоит. Кроме того, Иуда был вместе с апостолами, которые находились под прямой опекой Сына Божьего (Деяния 1:16,17, Иоанн 17:12), а не под действием обмана, насилия или вопиющей несправедливости. Поэтому Он сам дал себя обмануть (Иакова 1:14).

Однако, после предательства, он, казалось бы, раскаялся в сделанном и пришел в Храм, стараясь вернуть тридцать сребреников, за которые он предал Господа. А затем просто повесился.

И некоторые согрешившие христиане настолько мучаются из-за своего поступка, что пытаются сравнить свой грех с грехом Иуды, пытаясь на его примере понять простит ли их Бог и примет ли их раскаяние или нет. И нужно сказать, что это совершенно неразумно. И вот почему.

Любой грех оскорбляет Дух Бога!

Как следствие обучения, полученного от своих религиозных учителей, некоторые христиане пытаются понять, за какие именно грехи не последует прощения. Они пытаются это понять, чтобы не повторить эти грехи или чтобы вынести себе «правильное судебное решение». Но, во-первых, такие христиане берут на себя роль Судьи. И, во-вторых, они пытаются оценивать свои поступки не по Духу, но как бы по заповеди, забывая, что в эпоху служения по Духу нет особого перечня грехов, за которые непременно последует т.н. «смерть вторая»! В том-то и дело, что суд по Духу — это суд Бога по рассмотрению состояния сердца конкретного человека, т.е. по отношению его сердца к проступкам, которые он совершил.

И самое главное, чего еще не понимают такие христиане, это то, что любой грех оскорбляет Дух Бога! Это можно понять из ряда библейских высказываний.

Например, это видно в следующем отрывке из послания к Евреям:

Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евреям 10:26-29).

Здесь следует обратить особое внимание на слово, переведенное как «произвольно [грешить]»: в этой фразе на языке оригинала это слово несло значение «[грешить] добровольно, произвольно, охотно». Например, это же слово прямо противопоставляется поступкам под принуждением в 1м Петра 5:2. Таким образом, такое охотное и добровольное действие прямо противоположно поступкам, совершенным не вполне осознанно, например, из-за обмана при обучении в собрании (ср. Луки 12:47,48). Как показывают дальнейшие слова апостола, такая наглая добровольность, лежащая в основе осознанного греха, считается «оскорблением» Святого Духа (10:29). Это становится тем более верно, если такой грех осознанно и с желанием повторяется человеком снова и снова.

Более того, слово, переведенное в Евреям 10:29 как «оскорблять», имеет значение «издеваться, оскорблять, глумиться». Такое значение во многом совпадает со значением слова βλασφημία [бласфэмИа] – «хула, поношение, укоризненное злословие».

Таким образом снова подтверждается вышеприведенная мысль, любой грех, совершаемый вполне «охотно» и по «доброй воле» может стать таким глумлением над Святым Духом, что оно в свою очередь может быть признанным как «хула на Святой Дух». И в итоге может привести к тому, что более «не останется жертвы за грехи» и ничего, кроме смертного приговора.

Однако и здесь библейские примеры показывают серьезные различия в Божьем суде даже по отношению к сознательно грешащим. Это, например, показывают вышеприведенные примеры сознательных и добровольных грехов Давида и Манассии, которые, раскаявшись, были оправданы, хотя и потерпели некоторое наказание.

Еще один пример касается Анании и Сапфиры, которые, продав дом, принесли деньги в общую кассу, и решили утаить часть суммы. Будучи попросту жадными и лживыми, они при этом хотели выглядеть щедрыми и искренними. И солгали, говоря, что отдали всё, что имели. За что тут же были признаны, как солгавшие против Святого Духа, и умерли – сразу же после своей добровольной и сознательной лжи. (Деяния 5:1-10). При этом нужно обратить внимание, что грех Анании лежал именно там, где его мог видеть только Святой Дух, – в СЕРДЦЕ этого человека! (Деяния 5:3)

Другой пример касается брата из Коринфского собрания, который впал в разврат до такой степени, что «спал с женою своего отца». Сам факт, что при этом собрание «возгордилось» собой, показывает, что грех этого брата тоже был вполне осознанным и добровольным. За что Павел строго отчитал братьев и призвал их более не считать грешника членом своего собрания и братом (1е Коринфянам 5:1-5). Однако тот же Павел в своем 2м письме к Коринфянам писал, что брата, который осознал свой грех и глубоко раскаялся в содеянном, нужно простить и с радостью принять назад в любящую семью апостольского собрания (2е Коринфянам 2:6-11, 7:9-11). Более того, Павел написал, что это прощение исходит от имени Христа (2е Коринфянам 2:10), а значит и от Святого Духа.

Также то, что любой грех оскорбляет Дух Бога, видно, например, из ситуации перед потопом, когда земля наполнилась злодеяниями. Вот как Бог охарактеризовал происходящее:

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… (Бытие 6:3-7)

Как видно из этих слов, грехи людей оскорбляли Дух Бога! Причем оскорбляло Иегову именно то, чем были наполнены их сердца!

О чем это говорит? Дух Бога, который пронизывает всю Вселенную, – это Дух Любви, Истины и Справедливости. Пронизывая всю Вселенную, этот Дух пронизывает и каждое сердце, видя и чувствуя, что в нём происходит. По-другому быть не может, ведь всё созданное Богом — это как бы частица Его Самого, Его необъятной силы и энергии, как и написано: «ибо [будучи родом Божиим] мы Им живем и движемся и существуем…» (Деяния 17:28,29). Поэтому всякий раз, когда кто-нибудь где-то попирает справедливость или истину, Дух Божий чувствует эту «боль» как бы «внутри Самого Себя» и оскорбляется такими поступками, ведь они противны самой Его Сущности. Вот почему христиане настоятельно призываются:

«облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте… и не давайте места диаволу… И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:24-30).

Особое внимание нужно обратить на греческое слово λυπειτε [люпЭйтэ], которое переведено в данном тексте как «[не] оскорбляйте». А в языке оригинала это слово несет значение «стеснять, тяготить, опечалить, огорчать, терзать, мучить».

Это лучше всего доказывает, что, всякий раз согрешая, люди «тяготят, терзают и мучат» Дух Бога. Причем это происходит в случае любого неправедного поведения, а не только тогда, когда человек вслух обижается или гневается на Бога из-за того, чего не понимает.

Поэтому помни, что и у Него есть чувства и «боль», которая всякий раз утихает, когда Он видит сердца, стремящиеся к праведности и раскаивающиеся в своих грехах. Помни, что Иегова видит каждое «движение» твоего раскаивающегося сердца, и оно приносит невероятную радость и в Его «сердце».

Бог, как видно из всего перечисленного, невероятно долготерпелив и «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Иегова очень ценит сердца людей, готовых признать свою неправоту и раскаивающихся в своих проступках. И в результате их искреннего раскаяния Бог готов их простить. Поэтому, раскаявшись, возложи свои заботы на Бога и уповай на Него. Не огорчай, и не терзай впредь ни себя, ни Дух Бога. И, тем более, не делай впредь свои грехи сознательными, чтобы не довести Дух Божий до такого гнева, чтобы в нем не осталось места для прощения (Евреям 10:26-29). И в этом тебе поможет знание о Его любви, и обо всем, что Он сделал для тебя и на какие жертвы пошел.

БОГ ЛЮБИТ ТЕБЯ!

Но, что если тебя продолжают терзать мысли, из-за которых ты обвиняешь себя и думаешь, будто твой грех против Бога самый особенный и самый тяжкий из всех грехов, какие только можно себе представить? Что, если такие мысли угнетают тебя настолько, что ты невольно начинаешь считать, что Бог жестоко отверг тебя и обрек на неминуемую смерть? Постарайся молиться об этом. Даже самая короткая молитва будет услышана Богом, который знает о твоей нужде прежде твоего прошения у Него. «…И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:7).

Если тягостные мысли о Боге не уходят от тебя, то, скорее всего, у тебя было нелегкое прошлое, или ты был обучен неправильному представлению о личности Бога. Помни, что чаще всего такое происходит в результате обучения, полученного от своих религиозных учителей (например, в стенах Сторожевой Башни), которые приписывают свои собственные учения и дела Божьему влиянию. Такое обучение может крепко укорениться в уме доверчивых христиан, подменяя справедливость Бога заповедями и представлениями человеческих лидеров собрания. В итоге, проблемы и трудности, происходящие с человеком под воздействием такой среды, могут казаться ему, как исходящие от Самого Бога! Неудивительно, что в таком состоянии человек может обвинить и Самого Всевышнего.

В такой ситуации важно лишь вовремя остановиться и подумать: всё ли ты понимаешь правильно? Спроси себя: «А при чём здесь Бог? Имеет ли Он, вообще, отношение конкретно к этой ситуации?» Молись, или попроси кого-то, кому ты очень доверяешь, поговорить с тобой. Обязательно задавай себе логические вопросы, и попытайся с их помощью выяснить действительно ли Бог выглядит таким, как тебе кажется, или это следствие неправильного обучения твоей религии или боли, которая мешает тебе жить. И обязательно вспоминай записанное Иаковом:

Пусть никто не говорит, подвергшись испытанию: “Это Бог меня искушает”. Бога нельзя искусить злом, и Он никого не искушает (Иакова 1:13,РБО)

Или это:

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1е Коринфянам 10:13).

Бог, как никто другой, понимает боль предательства и Ему понятны чувства человека, который думает, что Бог несправедлив по отношению к нему. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, Он невиновен в происходящем и обязательно поддержит тебя, чтобы ты смог перенести этот тяжелый для тебя период. Ведь Он понимает, что все наши беды исходят из-за влияния на нас, исходящего от нашего окружения, и частично из-за нас самих.

Но если ты по-прежнему испытываешь тягостные мысли, то подумай, как бы ты реагировал если бы против тебя кто-нибудь согрешил устами, но потом раскаялся и попросил прощения? Например, что если бы тебя оскорбил близкий человек, твой собственный ребенок или младший братишка (сестренка)? Стал бы ты, несмотря на его раскаяние и мольбы о прощении, требовать немедленной казни для него? Любому нормальному человеку даже сама мысль об этом может показаться омерзительной и кощунственной. Ведь настоящая любовь не только справедлива, но и готова прощать, надеясь на лучшее. И если ты, будучи грешным человеком, готов поступить по любви и простить раскаивающегося грешника, то какие есть основания думать, что Вечный Бог поступит менее справедливо, чем ты? Неужели ты более справедлив и более милосерден, чем Он?

Также, сожалея о сделанном, подумай и о том, что твоя боль вызвана твоим собственным отношением не только к этому греху, но и к самому себе. Но ведь это твоё отношение, а не Божье! Если тебе неприятна сама мысль о собственном грехе, о собственной неправде, то неужели Всевидящий этого не видит и не ценит? Бог, Который смотрит на сердца, прекрасно знает не только происшедшее и что к нему привело, но и всё, что происходит в твоем сердце. И уже сам факт, что ты знаешь и любишь Его справедливость, говорит, что ты ходишь в истине и должен прислушаться к словам апостола Иоанна:

По этому мы узнаем, что мы – от истины и успокоим пред Ним сердце наше, в чём бы ни осуждало нас сердце; ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1е Иоанна 3:19,20, перевод Кассиана).

Поэтому нет причин думать, что Бог отвернулся от тебя навсегда. Как можно видеть из всех вышеприведенных примеров, Бог всегда остаётся верным ко всем, чье сердце стремится к Нему и к Его справедливости. И если, несмотря на твой прошлый грех, твое сердце по-прежнему любит Его и стремится к Нему, то ничто, никто и никогда не сможет отлучить тебя от Его вечной любви.

15 thoughts to “Что такое «хула на Святой Дух»? И что значит Божье прощение?”

  1. Спасибо большое за ответ, честно сказать с большим нетерпением (частенько заходила) ждала Вашего ответа. Очень утешающие мысли написаны в статье. Не дающие шанса внимательному человеку загонять себя более в угол. Однако у меня немного другая ситуация….Мои оскорбительные мысли носят несколько иной характер, дело не в каких либо сложных жизненных ситуациях, и не в том что я на самом деле так думаю…Эти грязные, пошлые, оскорбительные мысли словно втискиваются в мою голову. И даже в те редкие моменты когда это давление отступает, я уже сама начинаю их вспоминать. И чем больше мне хочется гнать их от себя, тем больше я их привлекаю. Садясь за чтение Библии или в молитве, я сразу же вспоминаю эти жуткие фразы…боясь,что они придут… Пытаясь понять их источник, я не могу разобраться из моего ли сердца эта грязь…И если да, то откуда ей взяться. Если я люблю Бога…Вот такая не простая для меня и жутко болезненная ситуация…

    1. Да, при написании я думал, что такое может быть, но так как в Вашей просьбе первым звучал вопрос о хуле на Святой Дух, то и ответ был дан в таком же ключе. Тем более, что вопрос-то Вы поставили совершенно правильно, за что я даже благодарен. Ведь главное не допустить, чтобы грех укоренился и дошел до хулы на Дух – это очень серьезная тема в случае любого испытания, в том числе Вашего.

      Наверное, из всех статей, которые я написал, эта была самая трудная для меня. Мне ведь тоже пришлось дойти до этого понимания с большим трудом, и знаю размах духовного бедствия, которое Вы затронули своим вопросом. Например, в первые годы пребывания в собрании меня сильно тревожили навязанные братьями мысли о возможностях дьявола нападать на веру. Потом, молясь, однажды я понял, что главное для христианина – узнать и научиться мышлению Христа и Бога. И пугающие мысли о сатане полностью ушли из моей жизни. Правда, чтобы получить желаемое познание о Боге, пришлось проходить другие не менее болезненные испытания и проблемы. А они ведь тоже сопровождаются всякими совсем не радужными мыслями. Еще я много молился о том, чтобы получить мудрость и хорошую способность различать. И, как понимаю теперь, без испытаний получение такого опыта невозможно. Поэтому если Вас мучат такие болезненные проблемы, Вы духовно закаляетесь и растете. “Многими скорбями надлежит нам войти в Царство…” Сейчас оно кажется не радостью, а печалью, зато потом Вы будете иметь такую силу, которая позволить пройти этот путь успешно и до самого конца.

      Еще мне очень помог полный разрыв с “духовной отравой” из Сторожевой Башни. Конечно, иногда я пользуюсь публикациями для выяснения каких-то интерпретационных вопросов, но не даю Башне влиять на меня ни в чем. Ведь они просто мастера всяких неуравновешенных призывов и сравнений, которые вызывают ничем не обоснованное чувство вины, возникающее почему-то перед…Иеговой, Который тут и вовсе ни при чём! Духовная отрава, она и есть отрава, и нет смысла копаться в ней, чтобы найти пару библейских мыслей. Которые и так в изобилии исходят из Библии и от тех христиан, для которых Библия является верховным авторитетом.

      Да, лично для Вас было бы лучше всего узнать причину таких мыслей и избавиться от них насовсем. Вместе с причиной. Но проблема-то в том, что назвать причину точно – никто из нас не может. Вероятно, в Вашем случае Свидетели сказали бы, что эти мысли приходят вам от злых духов или вследствие какой-то болезни. Но доказать-то это невозможно. Судя по тому, как Вы описываете, у вас как бы происходит общение с “плохим и хорошим полицейским”. Сначала, типа приходит плохой и начинает терроризировать хульными обвинениями. А потом приходит “хороший” и пытается типа “вразумить”: “ну ты же как бы понимаешь, что первый полицейский плохой, но от правды не уйдешь. вот задумайся над тем, что он тебе сказал..”
      Ну как-то так.

      В принципе, в Вашем случае рецепт спасения тот же самый – молиться и задавать себе логические вопросы. Бог и так видит эти мысли, но будет правильно в молитве сказать Ему об этом, и, возможно, даже назвать сами мысли, прося о помощи. Это типа как ребенок зовет к себе отца и говорит: папа, у меня в комнате очень темно и мне кажется, что под кроватью сидит большое чудище. Оно очень страшное…
      Ну, как любящий папа действует дальше, надеюсь рассказывать не нужно.))

      У меня тоже пару раз была такая критическая ситуация с отвратительными мыслями о Боге, но удивительно, что по молитве почти сразу всё это улетучивалось и не возвращалось.

      Еще можно попросить какого-то зрелого христианина задать Вам логические вопросы; естественно ТОЛЬКО того, кому Вы можете довериться. Так как подобные мысли идут вопреки истине, то очевидно, что где-то в них есть промахи. А логические вопросы помогают эти промахи обнаружить. И в итоге каждая из хульных мыслей рано или поздно станет для Вас неактуальной и бесполезной в качестве источника давления на Вас.

    2. Да, Виктория, еще через это испытание Вы сможете научиться помогать тем, кто, возможно, столкнется с чем-то подобным. Это сейчас Ваше испытание Вам может казаться чем-то невыносимым, а потом Ваш опыт станет бесценным для тех, кто окажется с Вами рядом. Да,сейчас это очень тяжело, но, к сожалению, другого пути пока нет. В любом случае, Вы получаете бесценную практику “навыка для точнейшего различения добра и зла”. Испытания все равно какие-то потом будут, но точно знаю,что в целом, даже сегодня можно быть счастливым, несмотря ни на что, выпадающее на нашу долю.

  2. Уважаемый Страж, спасибо Вам большое, за то количество времени, потраченные силы, приложенные старания, которые Вы уделили на отклик, в котором я нашла много утешения. Сегодня я чувствую себя намного лучше. Многочисленные молитвы и чтение Библии помогли мне избавится от “нападок злого полицейского”. А прочитав статью я еще раз ободрилась и успокоилась. За что вам большое спасибо еще раз) Очень важные мысли приведены и в вашем ответе. Некоторыми своими мыслями хочу поделится и я, быть может кто то в них найдет хоть каплю утешения. Вы очень верно говорите о пользе испытания. Я вынесла два очень важных урока для себя.
    1. Я смогла осознать насколько сильно я дорожу присутствием Бога в моей жизни. Конечно, я и раньше очень ценила то что Бог открыл для меня Библию, что я почувствовала разницу между услышанной молитвой и той что не вышла за пределы комнаты, особой радостью было и то, что я узнала имя, которое превыше всех имен! Но осознать насколько сильно это важно для меня помогло именно это испытание. Я очень четко поняла, что страшнее того что я потеряю связь с Создателем нет ничего. Что бы со мной не случилось это не сможет идти ни в какое сравнение с тем если я совершу грех за который прощение получить не удастся. Все прошлые страхи отошли, ведь теперь я точно знаю чего на самом деле стоит бояться. Мне просто не хватало воздуха при мысли что Бог больше не услышит мою молитву, что я буду “жить”, но Бог отвернется от меня, что Иисус пострадал за меня напрасно, казалось сердце разорвется от этих разрушающих мыслей. Но я не оставляла молитв, и когда понемногу стала приходить в себя я твердо решила: даже если Бог вычеркнул меня из своей памяти, я все равно продолжу соблюдать его заповеди, и буду искать возможность, чем то послужить. Ведь я люблю Иегову, и не за надежду которую он предоставил, а просто как своего Отца. И эти мысли утешали меня. Я просто перестала верить, что в одном сердце может быть и любовь к Богу и хула на него. Потом во время чтения Библии, я подчеркнула мысль о том что важно как обо мне думает Бог, который больше сердца моего и помнит, что я прах, а не то как я сужу себя. Это все давало силы не сдаваться, не дать сатане добиться своего, и постепенно справляться с испытанием.
    2. Второй также важный урок, о том что Сатана действительно имеет влияние на людей, и что в образцовой молитве, которую дал Иисус не просто так сказано просить о защите от Злого. Я это знала, помнила о примере Иова, но В моей голове были гордые мысли, о том что ко мне сатане не подобраться, что мне опасаться его влияния ни к чему. Я с Богом, а значит сатана это мелочь, о которой можно позабыть. Я так же забыла и о том что в выметенный “дом” он стремится попасть куда более сильнее, чем в тот в котором и так живо его учение. Ведь в моем “доме” к тому времени больше не жили троица, бессмертная душа, которая трепещет перед вечными муками в аду. Но в нем еще не успела укорениться истина. Поэтому Бог дал мне такое испытание, которое не было выше моих сил. Эта мысль кстати, также очень утешала меня.
    Слава Богу за освобождение и великая благодарность за науку! Спасибо вам за внимание, и надеюсь моя история будет полезной другим.

  3. Доброго здоровья тебе Страж и спасибо за статью. Хотел воздержаться от комментария ,но после прочитанного твоего ответа- Виктории ,не могу.В твоем ответе видно насколько ты хорошо изучил психологию воспитанного Сторожевой башней свидетеля Иеговы,который сразу бы приписал данному человеку или диагноз, или деманизм,но ты это подметил четко,что не наше право это делать. Лучше помочь страдающему человеку,впрочем что ты и сделал, частично статьей, частично своим ответом. У тебя удивительно получается выполнять роль именно Стража,а не роль неодушевленного ,но хоть и сторожевого сооружения в виде башни.
    В отношении вопроса Виктории ,хотелось бы привести стих из Марка 9:29 или-же Матф 17:21,если это корректно,( именно через молитву Богу можно получить огромную пользу) и даже не зная истинную природу подобных мыслей мы можем получить помощь от Иеговы,чего Виктории и желаю!

  4. Спасибо и вам, ребята, за добрые слова.
    Простите меня, что большего сейчас не прокомментирую; я за последнее время очень устал и у меня почти не осталось физических сил. Надеюсь, что Бог поможет мне восстановить их в ближайшее время и благословит, чтобы мои обстоятельства складывались так, чтобы я еще смог хоть что-то сделать для Него. При возможности вспоминайте и меня иногда в своих молитвах.
    Благословений вам!

  5. У меня тоже часто в голову лезут всякие нехорошие мысли,и я тоже не пойму откуда они берутся?Я часто чувствую себя виноватым…дело в том -что мне очень нравится слушать тяжёлую музыку,у неё очень сильная энергетика,но дело в том что там поют далеко не праведные люди и самое плохое что многие “такие” группы поют совершенно противоположное Богу…..,богохульствуют,выражают злость-ненависть к Богу,некоторые вообще прославляют сатану.И я знаю об этом-хотя и не понимаю о чём они поют (если песни на чужом языке)А внутри,в своей душе меня тянет к Богу и я успокаиваю себя тем что думаю -“да и всё-равно о чём они там поют…мне-же нравится сама музыка,а не слова…..И некоторые люди мне говорят КАК-ТАК ?ТЫ ВРОДЕ ВЕРИШЬ В БОГА,А СЛУШАЕШЬ ТАКУЮ САТАНИНСКУЮ МУЗЫКУ – НУ ВОТ БОГ ТЕБЕ ПОКАЖЕТ…..что делать?

  6. Я так и не понял в чем заключается хула на Духа Святого? Хула на Бога это богохульство. Мне кажется хула на Духа Святого это именно хула на Третье Лицо Троицы как Свидетельствующее о Христе. Хула на Христа не прощается. Чтоб людей не отпугивали от спасения. Помните притчу о виноградарях? Так и иудеи захотели присвоить себе не своё. Я думаю, если человек будет целенаправленно идти против Христа, хорошо понимая и осознавая Его роль в деле спасения, веруя, что Христос Сын Божий, то все человеку конец.

    1. Ни Христос, ни апостолы, ни, тем более, пророки древности никогда и ничего не знали про учение о Троице. Бог неизменен от древности, и все они знали Иегову как Единого Истинного Бога. Как гласит официальная история, учение о Троице было привнесено при непосредственном вмешательстве религиозно-языческих властей Рима на т.н. “Никейском соборе” в 4м веке н.э. Что было сделано с одной лишь целью – возглавить христианство, которое никаким иным путем империя победить не могла. Поэтому исповедующие догмат о Троице по определению не могут понять что есть хула на Дух – у них просто бог совсем иной, небиблейский.
      Кроме того, если уж говорите, что “хула на Христа не прощается”, то это противоречит Матфея 12:32. А в остальном Вы, конечно,правы. Осведомленный и осознанно идущий против Христа шансов практически не имеет.

    1. Если раскаиваетесь, то простит непременно. Фарисеи не были прощены как раз по той причине, что они – не то, что не раскаивались – они даже не хотели признавать, что оскорбляют Святой Дух.

  7. Я уже 8 месяцев мучаюсь духовно. Чуствую на себе осуждение Божье и боюсь что похулила Духа Святого.Я в отчаянии и мне очень тяжело. Библию я не читаю, в церковь не хожу. Мне плохо даже от одной мысли о Библии. Потому что я сразу думаю об Божьем суде. Я уже не молюсь, только иногда прошу Бога помиловать меня. В сердце я на Бога ожесточенная. У меня на душе нету любви ни к кому. Напишите мне, пожалуйста, если кто знает как помочь и есть желание. Пожалуйста если кто знает таких людей как я или кто в подобной ситуации напишите пожалуйста ************@gmail.com

    1. Дорогая Анна, Бог точно не желает Вам никакого зла.
      Это абсолютно верно, ведь Он не желает зла даже грешникам (Иезекииль 33:11).

      У Вас сейчас, видимо, очень тяжелое состояние. Возможно, от нелегкой жизни и пережитых трудностей. Или из-за каких-то событий или людей. Очень похоже на нервное истощение, и Вам нужна срочная помощь. Вам сейчас крайне необходимы снижение нагрузок или, вообще, частый или даже полный отдых. Чтобы ничто на загружало ваши мысли слишком сильно. Возможно, следует обратиться к психологу или психотерапевту. Чтобы по его совету добавить какие-то расслабляющие и/или успокаивающие препараты. Крайне важен глубокий сон не менее 8 часов подряд каждые сутки. Мне одна хорошая знакомая посоветовала купить в аптеке беруши и ставить их в уши только на ночь. Они практически полностью изолируют мозг от звуков и помогают выспаться. Ведь если сон тревожный или прерывистый, то до истощения совсем недалеко. Несколько ночей полноценного сна, и становится значительно легче.

      Может также быть, что Вы чем-то заболели и не знаете об этом. Например, обыкновенный гастрит может довести человека до полной апатии, а небольшая язва даже до истерии. Врач должен помочь Вам найти физическую причину, если таковая имеется. Ведь тот же гастрит часто является следствием нервных перегрузок, которые из-за гастрита, в свою очередь, тоже усиливаются; заколдованный круг получается. Поэтому не стесняйтесь, обратитесь к врачу для консультации и осмотра.

      И не думайте о Божьем суде, зачем Вам отягощать себя? Этот суд будет временем спасения, и, поверьте, у Бога нет ни малейшего желания кому-то сделать зло. Когда-то читал исследование, что именно нервное напряжение или психическое состояние является причиной плохих мыслей о Боге. Поэтому постарайтесь подлечиться. Или заняться каким-то делом, например, легкой работой, в которой работают кончики пальцев – это тоже неплохо помогает.

      Поверьте, у меня не один раз бывали такие же мысли, как и у Вас. И молиться не хотелось, и, вообще, ничего-ничего. Но всегда оказывалось, что за этим стояли конкретные причины, устраняя которые становилось значительно легче. Бывает что некоторые причины устранить полностью невозможно, но все равно, можно улучшить хотя бы душевное состояние.

      Много бы еще хотелось Вам написать, но не знаю что.
      Искренне желаю Вам поправиться и желаю благословений.
      Пишите, если что, не стесняйтесь; а если захотите, то можно будет открыть Вам аккаунт на нашем форуме.

  8. Привет, Страж!
    Давно не слышал таких по настоящему освежающих слов!
    Уже некоторое время с удовольствием и интересом вычитываю статьи сайта. По ходу составляю список вопросов и противоречий, но в процессе чтения большинство из них находит свое объяснение)
    Спасибо Создателю за то, что питает тебя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code