«Царь северный». Грядущий властелин планеты

По мере возрастания угрозы новой глобальной войны, перед каждым христианином стоит важный вопрос: можно ли увидеть отражение этому в библейских пророчествах? В своем видении, простирающемся до «времени конца», пророк Даниил увидел «великую войну», которая так напугала его, что он после этого целых три недели ничего не ел (Даниила 10:1-3 НМ).

Из текста явствует, что описанное Даниилом противостояние «северного» и «южного» царей имеет прямое отношение к этой ужасной бойне, в результате которой всемирную власть получит “царь северный”, описанный в книге Апокалипсиса, как семиглавый “багряный зверь”. Но о каких царях идет речь? Возможно ли “северного царя” опознать? Какую войну увидел Даниил и когда она произойдет? Что именно должны ожидать бодрствующие христиане и человечество?

Читая данное исследование, по-настоящему бодрствующий и проницательный читатель должен увидеть удивительное сходство библейских образов с сегодняшними мировыми событиями – причем даже без современного толкования этих пророчеств. (Но если читатель не хочет утомлять себя анализом библейских текстов и сразу захочет понять, как все это можно истолковать, то можно начать с последнего подзаголовка этой статьи. В любом случае, будет полезным, если затем вы все-таки прочитаете весь этот материал заново, с Библией в руках и желательно не менее двух раз. Тогда вы сможете гораздо лучше увидеть полноту взаимосвязей пророческой картины Библии и оценить ее удивительное сходство с тем, что уже происходит в сегодняшнем мире.)

* * *

Долгое время Общество Сторожевой Башни толковало пророчество Даниила о «северном царе», как о Советском Союзе. У многих современных верующих такое мнение породило навязчивую мысль о том, будто бы этим последним царем станет Россия. Помимо этого, критика России в мировых средствах массовой информации поспособствовала тому, что даже маленький чих Российского руководства вызывает у ряда христианских деятелей «апокалиптический пророческий синдром», вещающий будто бы «царь северный» уже вышел и Армагеддон вот-вот начнётся. Однако, если «время конца» начнется в ближайшем будущем, имеются веские библейские основания считать, что заблуждающиеся христиане ждут «северного царя» совсем не с той стороны, откуда он явится.

Последний «царь северный» и его предшественник

Действующий во «время конца» последний «царь северный» описан у Даниила, как последний победитель, в итоге получающий поистине мировую власть. Его власть будет всемирной, что и позволит ему провести нападение на народ «святых Всевышнего», который проявится по всей планете во «время конца».

В статье о ключах к библейским пророчествам было показано, что все касающиеся «времени конца» пророчества подобны собранному из фрагментов фильму об одном и том же событии, записанном с различных точек обзора. Соединяя кадры всех фрагментов в обратном порядке — от кульминационной точки «фильма» до нашего времени — мы сможем лучше узнать тех, кто выполнит свои заключительные роли, а также последовательность событий только по присущим им чертам и действиям.

Такой подход — правильный и помогает понять, что семиглавый «зверь» Откровения — это тот же персонаж, который в книге Даниила описан как последний «царь северный». Почему последний? Во-первых, потому что вплоть до «времени конца» все воплощения «северного царя» (в пророчестве Даниила) сменяют друг друга по очереди (см. Даниила 10я и 11я главы). Следовательно, последний из их числа и будет являться последним «северным царем». Во-вторых, этот богопротивный правитель проявится только после победы над всеми своими врагами (Даниила 11:44,45).

Тогда логично, что в преддверии «времени конца» должен существовать и прародитель последнего «северного царя» – предшественник, предпоследний «царь северный», хотя и стремящийся к мировой власти, но еще ее не получивший. Главной помехой для предпоследнего «северного царя» на пути к получению мирового господства стоит «царь южный». Так как на кону противоборства лежит мировое господство, очевидно, что оба царя невероятно амбициозны. Несомненно, речь не о каком-то местечковом противостоянии, но о борьбе, вокруг которой вращается вся мировая история, предшествующая «времени конца» . Если мы живем в близком преддверии «времени конца», то борьба этих царей должна происходить уже сегодня.

Еще одна важная деталь содержится в 7 и 8 главах книги пророка Даниила: последний побеждающий царь описан, как быстро преобразующийся и разрастающийся «небольшой рог». Это ключевая деталь: непосредственно перед своим последним выходом, «царь северный» выглядит незначительным – как «небольшой рог». В это время его трудно опознать, так как он является лишь одной из многих держав на планете, причем выглядит слабее своих соперников.

Для бодрствующего наблюдателя особо важно то, что сам факт грядущей победы в борьбе за мировую власть показывает, что в духовном смысле последний «царь северный» является детищем предпоследнего «северного царя» – исполнением его замысла и прямым потомком.

Строго говоря, предпоследний и последний «царь северный» – это разные проявления одной и той же державы, которая в момент победы над «царем южным» по-прежнему должна выглядеть как «небольшой рог». И только потом, после победы над всеми земными конкурентами, власть этого рога «разрастётся» и станет больше всех (Даниил 7:20). Таким образом, именно с момента этой победы предпоследний «царь северный» превратится в последнего, вслед за чем начнётся его необычайный рост и последующий поход против «святых».

Разве «небольшой рог» – это сегодняшняя Россия?

Анализируя интерпретацию Общества Сторожевой Башни, данную в книге «Внимайте пророчеству Даниила» (©1999), легко понять, что даже постановка вопроса о том, будто СССР — это предпоследний «царь северный» вызывает недоумение. Во-первых, СССР ушел с мировой сцены, в то время как описанный в пророчестве «царь северный» никогда и никуда не исчезает – он постоянно борется и проходит свой путь до самого конца. Во-вторых, «царь северный» побеждает «царя южного», а СССР, наоборот, пал жертвой «холодной войны». В-третьих, в параллельных пророчествах Даниила, к моменту своего последнего выхода «царь северный» изображен, как «небольшой рог». Так, подробности о «небольшом роге», изложенные в 7 главе Даниила показывают, что, выходя на мировую арену, этот «небольшой рог» свергнет трех царей, которые представлены «рогами»:

Потом увидел я в видении ночном, что вот, четвертый зверь – страшный и ужасный, и очень сильный… и десять рогов у него. Рассматривал я рога, и вот еще небольшой рог появился между ними, и из-за него выпали три прежних рога. В этом роге были глаза, подобные глазам человеческим, и уста, что говорили высокомерно. (Даниила 7:7,8, Танах).

И вот как ангел объяснил это видение:

А десять рогов – десять царей встанут из этого царства, и другой встанет после них, и будет он непохож на прежних, и свергнет он трех царей. (Даниила 7:24, Танах).

Суть в том, что один «небольшой рог» свергает три полноценных «рога», символизирующих царей (т. е. царства). Если попытаться привязать это описание не к СССР, а просто к России, то невольно возникает вопрос: существует ли хоть какой-то «рог», который сегодня больше, чем Россия? В территориальном смысле нет, а в военном – на сегодняшний день Россия является одной из двух ведущих ядерных держав.  Тогда существуют ли целых три «рога», больших чем Россия? Тоже очевидно, что нет. Если «время конца» вот-вот начнется, то уже только эти подробности исключают сегодняшнюю Россию из претендентов стать предпоследним «северным царем». Аналогичным образом нельзя сказать, что «небольшим рогом» является кто-то из таких могущественных держав начала 21-го века, как, например, Китай или Соединенные Штаты. Каждая из этих трех могущественных держав представляет собой «рог» полноценный и скорее даже большой, нежели «небольшой».

Сказанного уже достаточно, хотя есть и другие подробности пророчеств, указывающие на то, что сегодняшняя* Россия не соответствует библейскому описанию «небольшого рога». Дальнейшее исследование сделает это еще более очевидным.

[* – на момент написания этой статьи – 2014 год]

Гений коварства, действующий «не своею силою»

Еще одна важнейшая характеристика «небольшого рога» заключается в том, что «его сила станет могущественной, но не благодаря его собственной силе» (Даниила 8:24 НМ). Говоря просто, этот царь получает власть, благодаря силе и действию чужих рук. Это неудивительно, потому то, что он определен, как «искусный в коварстве» (Даниила 8:23). Такие характеристики дают понять, как именно выходящий «небольшой рог» сможет победить трех своих конкурентов. Именно «коварство» поможет этому царю получить мировую власть и вводить в заблуждение всю планету. Как известно, «коварство» или присущее «небольшому рогу» мастерство «двусмысленных высказываний» (НМ) помогают скрывать свои замыслы и представлять вещи совсем не такими, какими они есть на самом деле. Сюда может включаться все, что угодно: от провозглашения ложных целей до подмены понятий и тайных заговоров.

Кстати, в параллельном пророчестве (в Даниила 11:30), о «царе северном» сообщается, что однажды он «опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета». Фактически он будет действовать среди народа Бога руками отступников, с которыми у него есть «соглашение», то есть самый настоящий заговор, наверняка составленный в тайне от верных. Это еще одно подтверждение, что действовать чужими руками, при помощи интриг и тайных заговоров, для «северного царя» является укоренившимся образом действия, т.е. он поступает так постоянно. Это видно и в его борьбе с «царем южным»:

У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени. (Даниила 11:27)

Вот почему наблюдатель исполнения пророчеств должен быть особо проницательным. Так как два царя лгут друг другу, сидя прямо за одним столом, их борьбу трудно увидеть со стороны. Поэтому они могут казаться союзниками или даже друзьями. Для жителя ближнего Востока времен Даниила совместная трапеза двух лиц за одним столом олицетворяла собой показательные открытость и искреннее гостеприимство, что не могло не вызвать изумления у Даниила.

Да, оба царя окажутся коварными и лживыми. Однако в итоге победит становящийся «небольшим рогом» предпоследний «царь северный», в том числе и потому, что, по сравнению с «царем южным», он мастер интриг несравненно больший, «искусный в коварстве» и укрепляет власть «не своею силою». Благодаря всему этому, в конечном итоге последний «царь северный» становится поистине «царем наглым» или «царем свирепого вида» (НМ), «зверем», который чужими руками успешно творит «удивительные опустошения» и губит даже «сильных», которые, несомненно, настолько же сильнее его, как три обычных рога сильнее, чем один рог маленький (Даниила 8:24).

Наконец, логично заключить, что эти два царя — северный и южный — должны были бы как-то дублироваться и в других пророчествах. Так и есть — они появляются еще в двух глобальных пророчествах Библии, причем оба раза — в самом конце рассказов о мировых событиях:

1. В пророческом сне Навуходоносора, истолкованном через пророка Даниила, побеждающий «царь северный» и его противник («царь южный») представлены соответственно как крепкое «железо» и хрупкая «глина» (Даниила 2 глава). Они являются последней составной частью символического «истукана», которого разбивает Царство Бога (Даниила 2:44,45).

2. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, описывающем события «времени конца», цари северный и южный представлены в двойном царстве, изображенном как «двурогий зверь». Без «двурогого зверя» невозможно существование символического «зверя семиглавого», которого тоже разбивает Царство Бога (Откровение 13:11-15).

Забегая наперед, нужно сказать еще об одной ключевой истине этих пророчеств: «семиглавый зверь» Откровения символизирует то же самое, что и истукан из сна Навуходоносора — последнего «северного царя».

А теперь разберем связи этих пророчеств подробнее.

«Железо и глина» – это и есть «цари северный и южный»!

Когда Даниил получил от Бога истолкование значения истукана, которого царь Навуходоносор увидел в своем сне, оказалось, что это было глобальное пророчество о судьбе всей планеты. Фактически, это пророчество говорит о последовательной смене власти. Компоненты из разных металлов, входящие в состав истукана, представляли собой последовательность сменявших друг друга главенствующих мировых империй (Даниил 2 гл.). Все представленные империи прошлого представлены металлами, а вот последнее царство представлено двумя компонентами и описано как «железо-глиняное» царство.

В согласии с историей и данными Даниилу толкованиями, представленными в истукане державами были: Вавилон, Мидо-Персия, Греция Александра Македонского, Рим и последнее «царство», представленное железно-глиняными ногами. Царство Бога должно было придти только тогда, когда пройдут все предсказанные царства этого мира и когда придет последнее «железо-глиняное» царство, без которого истукан появиться не может. Но если со значением первых четырех металлов истукана все ясно, то последнее двойное царство всегда вызывало самые различные догадки и толкования. Тем не менее, приход Царства Бога должен застать именно это «двойное царство», состоящее из двух не смешивающихся компонентов, описанных как «железо» и «глина» (Даниил 2:44). При этом, пророчество Даниила о борьбе северного и южного царей, показывает, что два царя конкурируют между собой до тех пор, пока «царь северный» не подчинит себе своего соперника полностью (Даниил 10, 11 главы).

И так как оба пророчества Даниила пересекаются в одной и той же точке времени, вполне логично, что железо и глина истукана — это и есть цари северный и южный, в котором имперский «царь северный», как конечный победитель, представлен железом, а подчинившийся его власти «царь южный» — глиной.

Двурогий зверь Откровения — это объединенные «цари северный и южный»

Совершенно не случайно, что книга Апокалипсиса Иоанна дублирует и дополняет сообщения Даниила, описывая «двурогого зверя», который действует во «время конца». Так же, как в железо-глиняном царстве в книге Даниила, так и в «двурогом звере» Откровения видна некая последняя составная держава, состоящая из двух «царств». И в период «времени конца» эта составная держава должна иметь огромное влияние на планете. Даже не просто огромное. Внимательное чтение показывает, что «зверь двурогий» играет роль даже большую, чем зверь семиглавый. Почему? Потому что за спиной мировой власти «зверя семиглавого» будет стоять именно «зверь двурогий»:

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. (Откровение 13:11, 12)

Объединенный из двух царств «двурогий зверь» имеет рога ягненка. Но, невзирая на такой обольщающий вид, он говорит, как дракон (т.е. как сатана дьявол). Главная мысль здесь заключается в том, что «двурогий зверь» имеет такую же власть, как «зверь первый» – сатанинский «зверь семиглавый», у которого «смертельная рана исцелела». Однако, несмотря на огромную власть, «двурогий зверь» почему-то заставляет поклоняться всю землю не самому себе, но зверю семиглавому. Почему? Да потому, что это выгодно ему самому и потому, что в этом «поклонении» будет воля дракона-дьявола, чьим образным голосом и «говорит» зверь двурогий.

Так, в Откровении 14:7 Иоанн сообщает, что во «время конца» прозвучит последний ангельский призыв поклониться Богу, «Сотворившему небо и землю, и море и источники вод». В тот же период и в противовес Божьему призыву, «двурогий зверь» начинает говорить «как дракон» и заставляет всю землю поклониться идолу — зверю семиглавому. Фактически, власть этих двух зверей — семиглавого и двурогого является полной противоположностью власти другой пары – Бога и Его Агнца.

И чтобы добиться своей цели, «двурогий зверь» не только говорит лживым языком дьявола, но и…

…творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя… (Откровение 13:13-15).

Итак, жизнь «образа» семиглавого зверя напрямую зависит от «зверя двурогого», а не от самого семиглавого.

Еще в одном параллельном пророчестве Апокалипсиса «двурогий зверь» представлен как «лжепророк»:

И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. (Откровение 19:20)

Этот текст расширяет понимание предыдущей цитаты: обольщение «двурогим зверем» направлено не только на поклонение образу «семиглавого зверя», но и на поклонение самому «зверю семиглавому». По сути, принятие начертания «зверя» и поклонение его «образу» – это одно и то же действие — поклонение самому «зверю семиглавому» или полное признание его власти, как достойной альтернативы власти Христа и Его Царства, проявляющейся через «святых» в тот же период времени. В полной противоположности пророчествованию «святых», вещающих о наступающей власти Царства Бога, «двурогий зверь» вещает о царстве семиглавого «зверя», чью власть он возвеличивает и провозглашает. Именно поэтому «двурогий зверь» назван еще и «лжепророком».

Использованная Иоанном метка «образ зверя» прямо говорит об идолопоклонстве. Но для того, чтобы этот безжизненный идол оживить, нужны мощные «знамения» и, конечно же, «дух», без которого «образ зверя» бессилен (сравни Иезекииль 37:4-6). И так как семиглавый зверь получает дух от «зверя двурогого», очевидно, что и сам зверь семиглавый не способен подчинять себе других без силы «двурогого зверя». Интересно, что, в параллельном пророчестве Даниила разрастающийся «небольшой рог» тоже укрепляется «не своею силою». Поэтому разросшийся «небольшой рог» и «семиглавый зверь» представляют собой одно и то же последнее мироправительство, сила которого будет происходить от «зверя двурогого», стоящего за его спиной (Даниила 8:24, Откровение 13:15).

Нужно видеть, что объединенный двурогий зверь появляется только во «время конца» – в последние 42 месяца существования этой системы. До «времени конца» он в таком виде еще не существовал – в тот период «царь северный» коварно конкурировал с «царем южным». Главная же суть этого пророчества заключается в удивительной метаморфозе: «двурогий зверь», одной из частей которого является ранее победивший предпоследний «царь северный», укрепляет власть «зверя семиглавого», чем заставляет всю землю ему поклониться. Фактически двурогий зверь делегирует ему свою власть, в результате чего последним «царем северным» становится сам семиглавый «зверь», действующий не только в интересах сатаны, но и в интересах власти «зверя двурогого». Именно так победивший в предыдущей схватке предпоследний «царь северный» объединяется с «царем южным», и, как «небольшой рог» начинает разрастаться, как бы преображаясь в «зверя семиглавого», тоже использующего «коварство» и «не свою силу», в том числе и силу покоренного «царя южного». Несомненно, этот «семиглавый зверь» символизирует краткосрочное и последнее мировое правительство земли, которому в итоге передадут свои властные полномочия все запуганные и обманутые национальные правительства планеты (Откровение 17:12,13, сравни Откровение 13:4).

Как уже упоминалось, подтверждение такому выводу можно наблюдать и в пророчестве об «истукане», явленном во сне царя Навуходоносора и ставшим самым первым из глобальных пророчеств, записанных пророком Даниилом. И это так потому, что…

…«Истукан» из сна Навуходоносора и «семиглавый зверь» Откровения — это один и тот же персонаж — последний «царь северный»

В самом деле, описание «семиглавого зверя» Откровения открывает его поразительное сходство с истуканом, которого Вавилонский царь Навуходоносор увидел в своем пророческом сне. Так, «семиглавый зверь» из 13-й главы Откровения «был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва». Все это напоминает нам его предшественников, описанных в Даниила 7:4-6 как лев, барс и медведь. Очевидно, что семиглавый зверь из 13-й главы Откровения – это зверь составной, в состав которого как бы вошли все предыдущие звери – то есть державы, выходившие до него на мировую арену и описанные Даниилом.

Тогда давайте посмотрим и на золотой истукан, который видел Навуходоносор. Этот истукан тоже составной и в него входят символы тех же держав, которые входят в последнего царя – «семиглавого зверя» Откровения:

У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. (Даниил 2:32,33)

В параллельных пророчествах Даниила лев представлял собой золотой Вавилон (голову истукана), Медведь – серебряную Мидо-Персию (грудь истукана), Барс – медную Грецию (пояс и бедра истукана) (Даниила 2:37,38; 7:4-7; 8:3-8,20-22). «Семиглавый зверь» из 13-й главы Откровения имеет десять рогов – так же, как и железный Рим (ноги истукана) имел десять рогов в видении Даниила, описанном в 7-й главе. В конце концов, составной «семиглавый зверь» просуществует до самого своего уничтожения от рук Царства Бога – и это произойдет так же, как истукан был уничтожен камнем, символизирующем наступающую власть Божьего Царства. Такое множество сходств дает понять, что происхождение зверя и золотого истукана не просто одинаковое (Даниил 2:44,45; Откровение 19:20). Так как во «время конца» быть двух всемирных правительств не может, «семиглавый зверь» Апокалипсиса и «истукан» Даниила символизируют одно и то же – последнее мировое правительство, унаследовавшее власть и манеры своих предшественников. Это верно и потому, что истукан укомплектовывается только после появления железо-глиняного царства и стоит в «последних днях» (Даниила 2:28). Поэтому истукан символизирует то же самое, что символизируют последний «царь северный», разрастающийся «небольшой рог» и «семиглавый зверь» Откровения — всё это описания последнего правительства земли. Мироправительства, появляющегося после жуткой войны, о чем символизирует смертельная рана, зияющая на одной из голов этого «зверя».

Наконец, сами понятия «истукана» из пророчества Даниила и «образа зверя» из Апокалипсиса Иоанна ярко говорят об одном и том же — речь идет об идолопоклонстве: о полном подчинении и признании, которых этот «зверь» затребует. В полной оппозиции к власти Царства Бога, проявляющейся в виде «святых», это правительство поистине станет идолом, подменяющим Бога и Его Царство. Да и то, что вдохновляющий его «двурогий зверь» имеет рога подобные рогам Агнца (Ягненка), показывает, что в этом есть подмена Агнца — Иисуса Христа, Сына Божьего, Который так же укрепляет и прославляет власть Иеговы, как «двурогий зверь» — власть «зверя семиглавого» (сравни с 1 Коринфянам 15:27,28).

Некоторые важные штрихи к пониманию пророчеств о «царе северном» – «небольшом роге» – «семиглавом звере»

1. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. (Откровение 17:11)

Семиглавый «зверь» потому и назван восьмым после семи, потому что он — последний. Последующий за этим текст подтверждает этот вывод – в погоне за желанием сохранить хоть какие-то свои властные полномочия, цари земли поклонятся ему тем, что передадут всю свою власть:

И десять рогов, которые ты видел, суть десять* царей**, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. (Откровение 17:11)

[*В данном контексте число «десять» означает полноту, т. е. всех царей земли. Это подтверждается, например, в Откровении 2:20:

Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Очевидно, что испытания должны постигать христиан всю жизнь, а не только лишь десять дней (сравни с Деяния 14:22). Поэтому Христос призывает быть верным до смерти, а не только лишь 10 дней испытания. Если бы по истечении 10 дней скорбей у христианина их больше не было, то призыв Христа быть верным до смерти стал бы бессмысленным. Очевидно, что в данном контексте число десять — символизирует полноту скорбей, выпадающих на долю христианина.

Еще одну подсказку о значении числа «десять» можно увидеть в Захарии 8:23:

Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов… за полу иудея…

На первый взгляд, высказывание кажется нелогичным, поскольку всех народов, больше, чем десять. Буквальные десять человек не могут быть сразу из всех народов. Очевидно, что в этом есть иносказание, подразумевающее, что число «десять» в данном случае символическое и представляет полноту представительства всех народностей.

** Под словом «царь» в пророчествах часто подразумевается слово «царство» и наоборот. Это хорошо видно из того, как Даниил истолковал Вавилонскому царю Навуходоносору его сон он о «металлическом истукане»:

Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего… (Даниил 2:37-39)

Из истории известно, что сразу после смерти Навуходоносора «другое царство» (Мидо-Персия) выше его престола не поднялось. Напротив, на его трон воссел его Вавилонский преемник. Как и истолковал Даниил, лишь некоторое время спустя, Мидо-Персия победила Вавилон и заняла главенствующее место в мире. Очевидно, что говоря о самом «царе» Навуходоносоре, Даниил подразумевал под ним всё его «царство» – Вавилонскую империю. Поэтому, используемое в пророчествах слово «царь», очень часто означает «царство», правительство, государство или державу.]

2. Также есть важное замечание о «небольшом роге» в 8-й главе Даниила:

…сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране… (Даниил 8:8,9)

Этот текст очень сложен для перевода; более обосновано понимание, что «небольшой рог» выходит от одного из «четырех ветров», а не от одного из «четырех рогов». Т.е. трудно говорить о какой-либо его прямой преемственности от правителей древности, тем более, что «он отличный от прежних» (Даниил 7:24). (Это выглядит логичным, ведь книга Даниила писалась очень задолго до «времени конца», поэтому в ее пророчествах есть очень большие временные пропуски, подробности событий которых опускаются. Все глобальные пророчества этой книги (да и остальных тоже) направлены на «время конца» и то, что произойдет непосредственно перед ним, чтобы верные смогли сориентироваться.)

3. Еще одно важное замечание о «небольшом роге» имеется в Даниила 7:20:

…о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.

Эта важная подробность показывает, что только на момент своего выхода одиннадцатый «рог» по сравнению с другими рогами был действительно «небольшим». Однако, когда он начинает говорить высокомерно (против Бога и Его «святых»- см. Даниила 7:8,25), то он уже становится «больше прочих» – т.е. это уже появившееся мировое правительство, имеющее полноту власти над всей планетой. Это подтверждается и тем, что «семиглавый зверь» Откровения тоже имеет «уста, говорящие гордо и богохульно»! – см. Откровение 13:5.

Поэтому «семиглавый зверь» Откровения — это уже преобразованный и выросший «небольшой рог»; это «семиглавый зверь», наконец, получивший глобальную власть, благословение и полную поддержку своего прародителя.

4. …царь наглый и искусный в коварстве… и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения… (Даниила 8:23,24)

Понимая, что «семиглавый зверь» существует благодаря силе «зверя двурогого», логично заключить, что творимые им «удивительные опустошения» являются следствием применения силы «духа» и «знамений», исходящих от «зверя двурогого».  Учитывая насильственный характер действий грядущего всемирного правительства, логично, что такие «знамения» призваны запугать народы земли и их правителей, чтобы они беспрекословно выполняли волю «зверя семиглавого». И это хорошо видно из следующего пункта.

5. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. (Откровение 18:9,10)

Почему цари земные заплачут из-за смерти «Вавилона великого», если его смерть сделана их же руками? (см. Откровение 17:12-13,15-16) Все дело в том, что передав всю власть «семиглавому зверю», они уверены, что выполняют его волю и действуют под принуждением от него. Их плач свидетельствует о том, что если бы не воля «зверя» (в тот момент подталкиваемая Богом), то они действовали бы иным образом, ведь им невыгодна смерть их духовной «вавилонской» любовницы. Это показывает, что во «время конца» национальные правительства земли всё еще будут существовать. Однако, подталкиваемые Богом, перед концом системы они передадут основные властные полномочия «зверю семиглавому» и подчинятся его власти, чтобы еще «один час» (самый последний) царствовать вместе с ним (Откровение 17:12-13,17).

6. Еще одно из сходств «семиглавого зверя» и «истукана» заключается в том, что они оба несут в себе перечисление последовательности держав, существующих вплоть до установления власти Божьего Царства. Последовательность, которую несет в себе «истукан» рассмотрена чуть выше. Это Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим и последнее железо-глиняное царство (Даниил, 2-я глава). В «звере» эта последовательность представлена несколько иначе. Вот как это проиллюстрировал Иоанну ангел:

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. (Откровение 17:8-11)

Этот кажущийся сложным для понимания текст довольно просто объясняется. Раскрывая Иоанну сущность «зверя», ангел как бы переносит Иоанна в точку времени перед выходом зверя — в будущее время, непосредственно накануне «времени конца». В этот момент «зверь» с полученной смертельной раной находится «в бездне», но вскоре воскреснет и выйдет (текст 8-й).  Особое внимание(!) нужно обратить на то, что в находящийся «в бездне» «зверь» имеет семь голов, не меньше.

Дальше ангел начинает пояснять, что же означают эти семь голов — текст 9-й и 10-й. Он говорит:

Семь голов суть семь гор… и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Заметил ли читатель разницу? Здесь ангел вдруг говорит, что седьмая голова — это седьмой «царь», который «еще не пришел», т.е. он еще даже не появился. А в предыдущей фразе он обрисовал выходящего из бездны «зверя», у которого все его семь голов уже существуют! (см. Откровение 13:1) Однако, никакого противоречия в тексте нет. В словах Откровения 17:9,10 ангел, как бы «возвращает» Иоанна во время, в котором он и говорит Иоанну эти слова. — В то время, т.е. во время земной жизни Иоанна шестой царь (шестая голова) уже существовал, а «седьмой» еще не пришел, потому что должен придти в будущем — перед «временем конца». Фактически, тексты 9-й и 10-й являются вставкой для понимания, в которой Иоанн как бы возвращается из преддверия «времени конца» в свое время.

Многие толкователи пришли к выводу, что семь голов представляют собой семь мировых держав, с которыми пересекалась история народа Бога. Это разумно, так как приведенный текст Откровения тоже показывает, что народ Бога жил при «шестом» царе во время Иоанна, затем должен жить при седьмом, а во «время конца» — при последнем, восьмом, которым и есть сам «зверь». И хотя в «истукане» Даниила показано всего пять держав, начиная с Вавилона Навуходоносора, нужно принять, что «истукан» был показан ему, чтобы показать будущее, а не прошлое, поэтому он и «начинался» с самого Навуходоносора (Даниила 2:29). А вот головы «зверя» показывают последовательность мировых держав, включая все из них, в том числе все прошедшие еще до Иоанна. Да, оба образа – и «зверь», и «истукан» – несут в себе перечисление мировых держав, и хотя их число в них различается, логично, что они хотя бы частично должны совпадать. Так и есть. До Вавилона история древнего народа Бога начиналась еще во времена могущества Древнего Египта, который затем сменила Ассирия. Поэтому семь голов «зверя» должны представлять собой Египет, Ассирию, Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим и последнее «царство», которое сменит сам «зверь», он же – «восьмой царь», он же – «истукан» из сна Навуходоносора (и он же – уже разросшийся «небольшой рог» и последний «царь северный»!).

Так же как «истукан» находится в «последних днях» и не может появиться до появления последнего «железо-глиняного» царства (Данил 2:42), так и «семиглавый зверь» не может появиться пока не появится седьмая «голова» – седьмой царь. Во времена Иоанна «зверь» еще не существовал, но появляется только перед наступлением «времени конца» – тогда, когда появляется его последний компонент.

7. Почему «семиглавый зверь» Апокалипсиса обозначает именно мировое правительство?

Во-первых, символические звери в пророчествах Даниила обозначали мировые империи в период могущества их власти, явной для всего мира.

Во-вторых, это видно из Откровения 17:12,13, где говорится, что «десять царей» передадут «семиглавому зверю» «свою силу и власть». Так как в данном контексте число «десять» обозначает полноту всех царей земли, логично, что вся их сила и власть в совокупности является мировой.

Кому же еще можно отдать мировую власть, как не тому, кто должен управлять всем миром? Очевидно, что символический «семиглавый зверь» – это и есть могущественное мировое правительство, которое появится во время конца.

8. Одним из препятствий для истолкования пророчеств о противоборствующих царях с их привязкой к современности является наличие могущественных международных собственников с мировыми именами; и от них иногда зависят даже самые сильные государства. Об этом много говорят в теориях заговоров, но нужно твердо усвоить, что об этом ничего не говорится в Библии.

И так как книга Даниила предназначалась в первую очередь для народа Бога (Даниил 10:14), а точнее – для его мудрых и испытанных представителей (Даниил 12:9,10), нет никакой нужды высматривать наднациональные силы, стоящие за спинами государств. Если они будут прямо вовлечены в события Апокалипсиса, то победят те из них, которые будут стоять именно за «царем северным», «небольшим рогом», который ко «времени конца» будет представлен конкретным государством. Это правильно, потому что книга Даниила содержит основные примеры пророческих символов, показывающие, что государства и их правители представлены либо рогами, либо зверями. Так как «небольшой рог» в итоге «разрастается», не мудро думать, что речь идет о конкретном человеке. Поэтому под «небольшим рогом» подразумевается именно государство, которое должно действовать к началу «времени конца». Из-за своего «небольшого» символического «размера» это государство должно казаться незначительным по сравнению с другими. И независимо от того, кто ним явно или тайно управляет, для внешнего наблюдателя именно это государство должно стоять за инициативой воссоздания нового мирового правительства, которое появится во «время конца».

Что все это может значить?

Подводя предварительный итог нашему исследованию о «царе северном», выделим самое необходимое для понимания.

Существует два периода: «время конца» и период ему предшествующий. Все глобальные пророчества Библии сходятся в периоде, названном «временем конца» и длящемся всего лишь 42 месяца. Этот период имеет очень характерные признаки, описанные в пророчествах и свидетельствующие, что сегодня «время конца» еще не наступило. Тем не менее, Библия дает понять самое основное из того, что этому времени предшествует, и о тех, кто в это время уже существуют.

Давайте мысленно перенесем себя в будущее — в самое начало «времени конца» и посмотрим на «прошлые» и «грядущие» события с этой временной точки.

До наступления «времени конца» существовало два противоборствующих «царства» (две державы), чьи правители, хотя и сидели «за одним столом», но были настолько лживы, что могли выглядеть друзьями и даже союзниками. Они описаны в пророчествах Даниила как цари «северный» и «южный». Так как призом их борьбы было мировое господство, очевидно, что эти два «царя» выделялись из среды им подобных, были невероятно амбициозны и последовательны в достижении такой высокой цели.

Естественно, мировое господство возможно только при наличии единого для всей земли правительства. Поэтому неудивительно, что каждый из них такое правительство желал и сделал бы все, чтобы его контролировать или каким-то образом возглавить. Библия умалчивает о том, попытался ли кто-то из них создать такое правительство до «времени конца», однако ясно дает понять, что еще до «времени конца» такое правительство уже было создано. Оно символизировано в книге Откровения «зверем семиглавым», который в преддверии «времени конца» как бы погиб из-за смертельной раны мечом. Так как меч — это символ войны (Откровение 6:4), очевидно, что тогдашняя попытка создать такое правительство была сорвана войной. [Общество Сторожевой Башни толкует, что этой войной была Вторая Мировая, а «зверем», пошедшим из-за нее в бездну, была Лига Народов, восстановленная после войны в виде Организации Объединенных Народов. Эта организация существует до сих пор, хотя после войны уже прошли многие десятилетия. Но, согласно Откровения, вышедший из бездны зверь должен просуществовать всего лишь три с половиной года (или 42 месяца, Откровение 13:5). Это еще раз доказывает, что такая война – дело будущего, а не прошлого.] Что это за война, мы поговорим в следующей статье, а сейчас вернемся к нашим двум царям.

То, что в пророчестве «об истукане» два царя представлены несовместимыми материалами – железом и глиной, говорит об их явном отличии друг от друга. Так как темой этого пророчества является смена власти над человечеством (Откровение 4:11, 1 Коринфянам 15:28), логично, что металл всех металлических компонентов истукана представлял власть империй, где все обязаны подчиниться воле императорского престола. Тогда железо и глина могут представлять государства с различными идеологиями власти. Как уже упоминалось, «царь северный», подобно всем его имперским предшественникам, тоже был представлен металлом – железом. Это, скорее всего, говорит об имперском характере власти, подчиняющем волю и жизнь отдельного индивидуума интересам империи (нужно сказать, что «семиглавый зверь» Откровения именно так себя и ведет). Однако, учитывая невероятное коварство предпоследнего «северного царя», не мудро ожидать, что имперский деспотизм будет выражен в его царстве столь явно, тем более, что его противник – «царь южный» весьма отличается. Ведь «южный царь» представлен прахом – глиной, которая рассматривается в руках Бога, как материал для изготовления человека (сравни Исаия 64:8). Таким образом, «глина» может символизировать государство с идеологией правления, призванной представлять не имперскую верхушку, но интересы и власть простых людей, вылепленных из глины. (Конечно, нет смысла разбирать насколько сами государства следуют собственной идеологии, но если мы стоим на пороге «времени конца», в основе правления с «глиняной» идеологией вполне может лежать идея о народном республиканско-демократическом государстве.)

В итоге предпоследний «царь северный» побеждает. Ввиду того, что ряд неистолкованных пророчеств Даниила запечатан, по его книге невозможно точно сказать, когда именно происходит эта победа. Однако, в Откровении, в период уже наступившего «времени конца» эти два царя выступят в полном единстве — в виде «зверя двурогого». Следовательно, к этому моменту предпоследний «царь северный» уже должен победить. Затем, вместе с покоренным «царем юга», «царь северный» должен способствовать полному восстановлению прежде разрушенного мирового правительства (смертельно раненного «зверя») и укрепить его такой силой власти, каковой оно еще никогда не имело. Так предпоследний «царь северный» преобразится в последнего и станет «семиглавым зверем» Откровения.

Нельзя забывать, что непосредственно в момент выхода, «царь северный» выглядел как «рог небольшой». Это важная деталь: говоря образным языком пророчеств Даниила, «царь северный» и «царь южный» к этому времени должны были соответственно и выглядеть, т.е. как два «рога» – «небольшой» и нормальный. И, несмотря на то, что «царь северный» выглядел как «рог небольшой», сила его власти заключалась в невероятном коварстве. Поэтому коварство – это его ключевой инструмент. Хотя пророчество Даниила о столкновении двух царей показывает, что «царь северный» пользуется «колесницами, всадниками и многочисленными кораблями» (Даниил 11:40), нужно вспомнить, что он побеждает ТРЕХ царей (Даниил 7:20). По-видимому, как непревзойденный мастер коварства, «царь северный» должен воспользоваться силами этих трех царей друг против друга, и в результате их взаимного ослабления получает полную победу. Текст намекает, что одним из этих трех царей и является «царь южный» [В параллельном пророчестве – в Даниила 11:43 – тоже говорится о подчинении «царем северным» трех царств и среди них – «Египта». В прошлом «царь южный» тоже однажды был представлен Египтом под правлением Клеопатры, легко узнаваемой в Даниила 11:17. Нужно понимать, что в те далекие времена Иегова не мог огласить название современного государства, которое будет последним «царем южным». Поэтому название «Египет» использовано как прообразное название «Египта» последнего, который должен был стать последним «южным царем» (сравни с 1 Коринфянам 10:11). И как прошлый Египет, не устоял перед «царем северным», так не устоит перед ним и «Египет» последний. В этом и есть суть прообразного названия «Египет»].

Только после победы над этими тремя царствами «небольшой рог» начинает «разрастаться» во все стороны, и если бы не «святые Всевышнего», возникающие в то время, он получил бы полную победу над планетой. Именно поэтому он будет вынужден отправиться в поход еще раз — в свой последний бесславный поход — против Самого Всевышнего и Его помазанного народа.

Итак, говоря очень кратко, «семиглавый зверь» Откровения, описанный в параллельных пророчествах Даниила как «истукан» из сна Навуходоносора, как разросшийся «небольшой рог» и как последний «царь северный», символизирует одно и то же — грядущее и последнее всемирное правительство. Столь деспотичное, каковых наш мир еще не знал.

Послесловие. Великая война

Несмотря на запечатанность некоторых пророчеств Даниила и кажущуюся обрывочность их сведений, охватить всё множество пророческих деталей в одной статье невозможно. Однако, записанного в Библии, как и вышеизложенного вполне достаточно для того, чтобы ищущий читатель Писаний был полностью вооружен для дальнейших поисков и бодрствования. Более того, проницательный читатель не может не заметить огромное сходство рассказа Библии с картиной, сложившейся в реальности уже сегодня. И чем ближе к финишу, тем более поразительным будет это сходство.

И даже если до тех событий пройдет много времени и картина мировых событий преобразится, от пророческой она отличаться не будет. К тому же, ни Библия, ни взаимосвязи библейских пророчеств не изменятся. Бодрствующий христианин не окажется застигнутым врасплох. Поэтому независимо от того, действительно ли мы стоим на пороге этого времени или нет, тема последнего «северного царя» имеет еще один жизненно важный вопрос. Он касается видения о «великой войне», напугавшей Даниила до смерти.

Интересно, что библейский термин «великая война» уже давно и часто используется в описании каких-то мировых событий. Например, одно время «великой войной» именовали т.н. первую мировую войну 1914-1918 годов. А в современных медиа, например, даже в фильмах о будущем тоже часты упоминания о грядущей «великой войне». Встречая эту фразу снова и снова, невольно думаешь, что библейские пророчества даже здесь оставили свой след. Поэтому удивляться нечему. Те, кто внимательно читал библейские пророчества, прекрасно знают, что без «великой войны» их исполнение не завершится. Ведь, как мы видели выше, именно после этой войны выйдет последнее мировое правительство апокалиптического «зверя».

Что это за война? Когда она произойдет? И что все это будет означать? Об этом — в следующей статье.

Следующая статья:
«Царь северный». «Великая война» и День Иеговы

24 thoughts to “«Царь северный». Грядущий властелин планеты”

  1. 09.05.2014 статья обновлена и дополнена важными пунктами
    Смотрите выше – пункты 7 и 8 в разделе “Некоторые важные штрихи к пониманию пророчеств о «царе северном» — «небольшом роге» — «семиглавом звере».

    Больше дополнять здесь не буду. Есть еще очень много деталей, которые дополнят изложенный материал, подтвердят и сделают его более понятным. Но это будет выкладываться позже, скорее всего, в следующих статьях.

  2. Спасибо, авторам сайта. Весьма интересная версия о “великой войне” и “мировом правительстве”. Но увы, не учитывающая главное. Говоря о звере надо понимать, что ему поклонились все живущие НА ЗЕМЛЕ НАРОДА Иеговы Бога, а не землях народов других Богов, которые всегда поклонялись идолам. Образная ЗЕМЛЯ, на которой живут все служители Иеговы, вне зависимости состоят ли они к какой-либо одиозной Организации, носящей имя этого Бога или не состоят, согласно Библии дана им в наследие: Левит 20:24 “и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Иегова, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.” И если первоначально речь шла о буквальной земле, то позже речь шла о ЗЕМЛЕ-ЛЮДЯХ, которые живут на образной земле и являются наследием Иеговы Бога в отличие от ЗЕМЛИ-НАРОДОВ ДРУГИХ БОГОВ: Пс.32:12 “Блажен народ, у которого Иегова есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.” Таким образом, следует искать и ЗВЕРЯ и ПОСЛЕДНЕГО ЦАРЯ и ЛЖЕПРОРОКА на земле Иеговы Бога, а не на планете Земля, как жилищем народов имеющих совершенно различных Богов. Думаем, что авторы статьи, все еще пытающиеся находиться В СТАНЕ Организации “Свидетелей Иеговы”, и не готовы выйти ЗА СТАН ( Евр.13:13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание) К ХРИСТУ, должны учесть это важное обстоятельство, прежде чем строить свои версии библейских событий.

    1. Сергей, мысль о том, что “земля” означает общество, достойна рассмотрения, но не в контексте этой статьи. Дело в том, что “семиглавый зверь” Апокалипсиса выходит из “моря”, символизирующего грешное человечество (Исаия 57:20, ср. Луки 21:25). К “земле” народа Бога его происхождение не имеет никакого отношения. Ни один из прошлых зверей, описанных у Даниила, не выходил из народа Бога, но наоборот был его противником.

      Потом, если бы на земле Бога ВСЕ поклонились “зверю”, то у нее не было бы будущего. Однако Библия говорит, что многие из народа Бога не поклонятся “зверю” – Откровение 20:4. Поэтому Вы ошибаетесь.

      А где находится автор статьи не столь важно. Постарайтесь смотреть не на отдельных людей, а гораздо шире – на удивительно взаимосвязанную пророческую картину. И на то, насколько видение автора соответствует описанному в Писаниях.

      1. А ведь насчёт земли Сергей точно подметил.Кого губят губящие землю -людей в 11гл.16ст. откровения?Не о таких же губителях упоминает Павел очень переживая за братьев в Галатах 5гл.12ст?

      2. Сергей ошибается, и выше я показал ему в чём.
        Хотя “земля” из Откровения 11:16 вполне может обозначать именно людей.
        А текст Галатам 5:12 к этому не имеет отношениия; к тому же, в Синодальном переводе он переведен неправильно.

  3. Здравствуйте. Прочитал статью о царе северном и не могу с вами согласится .В согласии с историей и данными Даниилу толкованиями, представленными в истукане державами были: Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим. Так вот если Рим представлял железные голени то последней пятой империей которая будем управлять всем миром будет священная римская империя. Важность здесь играет материал (метал) , железо остается но добавляется глина , до римской (железа) добавляетсь священная ( глина). А то что Даниил видел 10 железно-глиняных пальцев так это те самые 10 рогов но голове звера з Откровения 13:1. это будет союз 10 царств которые примут власть зо зверем Откровения 17:12-14. И согласно Дан 2: 44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно. Во дни царств -10 железо-глиняных пальцев или 10 рогов на голове зверя.

    1. В тексте 2й главы Даниила не указано, что истукан имеет по 10 пальцев на ногах. Кому-то может казаться логичным, что их должно быть десять, но там просто сказано “пальцы”. И все. Поэтому не вижу причин прибавлять к написанному. Например, в Библии написано, что один из сильных врагов Божьего народа в древности имел по шесть пальцев на руках и ногах (2 Царств 21:20, 1 Паралипоменон 20:6). Конечно, нельзя доказать, что это имеет связь с истуканом из 2й главы Даниила, но и нельзя этого опровергнуть. Но истукан, описанный уже в 3й главе Даниила был вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей. Такое упоминание чисел 60 и 6 в отношении идольской мерзости, сильно напоминает число 666 – число “зверя”, который тоже станет идольской мерзостью во “время конца” и тоже будет сильным врагом Бога. Как показано выше в статье, 7-главый “зверь” и сам истукан из 2й главы Даниила символизируют одно и то же правящее устройство, которое будет сметено Царством Бога. Что касается священной римской империи, то она в вашем истолковании одна, но ноги истукана состоят не из одного компонента, но из двух, из железа и глины. И если учесть, что в параллельном пророчестве перед “временем конца” существуют два царя – северный и южный, то это неудивительно, что заключительная часть истукана тоже состоит из двух компонентов. Точно так же число “два” появляется у “ДВУрогого зверя”, который будет уничтожен Царством. Очевидно, что сходства эти неслучайны, все они касаются одного и того же времени, и не оставляют сомнений относительно предсказанного развития событий.

      Но если Вы не согласны, это Ваше право. Только учтите, что два не смешивающиеся компонента ног истукана, не могут представлять собой целостное царство.

      1. Первый зверь из Откровения 13: 1-8 имеет другие названия: это человек греха,сын погибели 2 Фес.2:3, беззаконник 2 Фес.3:8 , малый рог Даниила 7:8, северный цар Даниила 11 глава, антихрист 1 Иоана 2:18. Это придет политический лидер, новый мировой правитель , это и будет антихрист. Второй зверь из Откровения 13:11-17 это будет лжепророк, духовный лидер. Есть мнение кто будет на момент прихода антихриста папой той и будет им. Всегда священная римская империя имела двух лидеров политического из Европы и духовного из Ватикана.Так будет и на этот раз. То что у него два рога похожие как в агнца это волк в овечий одежде. Вам нужно не только выйти из Организации сторожевой башни но и отказаться от духа антихриста который скрывается за учением лжепророка и лжеучителя Т.Рассела.

      2. “Человек греха” сидит в Храме, то есть внутри собрания “святых” (2 Фессалоникийцам 2:4, 1 Коринфянам 3:16). “Небольшой рог” (как и первый “зверь”) воюет с этим собранием “святых” (Даниил 7:24,25, Откровение 13:5). Поэтому “небольшой рог” никак не может быть “человеком греха”. Как и “семиглавый зверь”. Пожалуйста, чтобы не делать таких ошибок, читайте Библию внимательнее. Для этого рекомендую Вам статью Ключи к пониманию библейских пророчеств.

  4. Царь северный – посткоммунистическая россия… по сути мы теперь видим что это тот же ссср, только уже преобразованный. таже ложь которую мы и наши отци принимали раньше как должное теперь распространяется за пределы не только россии… так что именно царь северный – это и есть та власть в кремле. и да православие также… т.к. оно мертво и не может иметь реформирование изза трупов в церквях и поклонению иконам.

    1. Согласно Библии, “царь северный” еще описан и как “небольшой рог”, который получает мировую власть “не своею силою”. Он – мастер интриг, действующий чужими руками. На сегодняшний день Россия никак не похожа на “небольшого рога”. И по силам своим (ядерным в том числе) России нет особой нужды действовать “чужими руками” (хотя понятно, что любое государство такой возможностью захочет воспользоваться). Но сегодняшняя Россия осталась практически одна в своем противостоянии против других мощных держав, в том числе объединенных в экономические и военные союзы. Поэтому у нее нет особых возможностей воспользоваться их силами для достижения целей глобального господства. Это полностью расходится с описанием “небольшого рога”. Ведь, скорее даже, что силы самой России могут быть использованы другими более коварными игроками в их противостоянии между собой. Поэтому на сегодняшний день Россия никак не похожа на предпоследнего северного царя.

      Но это на сегодняшний день. Как будет дальше, посмотрим.

      Как написано, в то время “мудрые уразумеют”.

      1. По статистике экономика России – очень слаба и сравнима всего навсего с Южной Кореей, а то и меньше – это сейчас показатель настоящих “размеров” и влияния страны – вот тут и говорится о малом роге (как рог изобилия). А то коварство какое сейчас мы видим идет со стороны кремля (организация референдумов по всему миру) напрямую указывает что это именно царь северный и что за ним пойдут Ливийцы (Радикальные мусульмане типа ИГИЛ) в рядах которых сейчас воюют войска РФ… Кому открыта истина тот уразумеет!

      2. Знаете, безапелляционные пророческие утверждения, не подтверждаемые Библией (типа тех, что Вы выше написали), на библейском языке называются “гаданиями”. Но даже если принять Ваши слова к рассмотрению, то и это ни в какие рамки не лезет. Судите сами. Вот, Вы пишете:

        По статистике экономика России — очень слаба и сравнима всего навсего с Южной Кореей, а то и меньше — это сейчас показатель настоящих «размеров» и влияния страны — вот тут и говорится о малом роге (как рог изобилия).

        Во-первых, причем тут экономика к описанию “небольшого рога”? Во-вторых, если Вы пишете о маленьких возможностях “влияния” этой страны, то каким образом она может организовывать “референдумы по всему миру”? Вы же сами себя опровергаете! В-третьих, никакого отождествления “небольшого рога” с “рогом изобилия” в Библии нет. В-четвертых, с Вашим подходом можно смело предположить, что “небольшим рогом” является Южная Корея.)) И даже Корею Северную сюда можно приплести. Она, наверно, тоже референдумы по всему миру организовывает, да прямо под носом у американских и британских спецслужб, не? 😕 В самом деле, почему не Северная Корея? Она ведь меньше России и Китая, и к тому “Северная” и “небольшая”, не?)) И чем она не “рог изобилия”?))) Остальное даже комментировать странно, настолько оно далеко от Библии. А кто тогда, по-Вашему, “царь южный”, с которым “царь северный” сидит и трапезничает за одним столом? (Даниила 11:27)

        Кому открыта истина тот уразумеет!

        Та нет.)) Согласно пророчества Даниила, истину о царе северном “уразумеют” только мудрые и испытанные, и то – только во “время конца”. Так что поспешаете Вы с Вашими выводами. Сам Бог показывает, что еще не время, чтобы что-то безапелляционно утверждать.

  5. К какому именно времени относятся сновидения этих пророков?
    Это должно быть зашифровано в текстах (и не вычисляться по признакам схожести образов с известными на данный момент историческими вещами – как это делали адвентисты, затем расселиты, рутерфордовцы, норровцы, и вы в том числе…)

    1. Внимательный читатель хорошо осведомлен, что на этом сайте есть наглядные примеры из действительности, однако нет никаких жестких привязок пророчеств к историческим или современным вещам. Более того, такие привязки осуждаются здесь, как раз ввиду незнания нами начала “времени конца”.

      И, как уже сказал, любые исторические вещи, в том числе современные, если и приводятся на сайте, то только в качестве наиболее подходящих наглядных примеров. И об этом каждый раз напоминается читателям. Просто Вы не увидели почему-то. Или не хотели увидеть.

      В самом деле, где мне брать эти примеры если не из действительности? Не из пальца же высасывать. Иисус тоже приводил примеры из действительности, да и пророки если использовали какие-то образы, то из вполне знакомых читателю событий, деталей или образов. Так же поступаю и я.
      _____________________
      А основное время исполнения всех глобальных пророчеств – это “время конца”, оно же – “кончина века” или “времена язычников”. Об этом говорят практически все пророчества, и об этом же говорит львиная доля статей с этого сайта.

  6. Россия ( Путин ) царь северный.
    Америка ( трамп ) антихрист.
    Все очевидно по моему..

    А то что рог, подвинет 3 других, может это имеется ввиду
    Влияние России , на приграничные государства.
    Украина, Белоруссия.
    Или победа во второй мировой: Германия , австро-Венгрия, Япония

    1. Если уж говорить об антихристе, то как раз “северный царь” противостоит Христу. Именно северный царь стоит в оппозиции Христу и божьему народу, и никак иначе. По этой причине ваше предположение просто противоречит Библии. Ведь если царь северный- это Россия, то Америка на роль антихриста не тянет, ведь эта роль как бы уже занята.

      А в статье были даны исчерпывающие причины, почему Россия быть царем севера пока не может – слишком не совпадает с библейским описанием.
      Настоящий последний царь севера еще не появился, а его предшественник выглядит куда менее значительным чем его конкуренты – как “небольшой рог”.

      Вторая мировая война здесь тем более ни при чем. Потому что три рога будут сломлены только в преддверии последнего выхода “небольшого рога”, становящегося последним северным царем. Это происходит в преддверии “времени конца”, которое никогда еще не наступало.

      Тест довольно сложен, поэтому такие вещи видны только после более тщательного сравнительного анализа текстов Писания, относящихся к “кончине века”.

  7. …о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.Крупнейшей европейской страной является Украина.

    1. Так как небольшой рог, разрастаясь, в итоге бросает вызов Самому Всевышнему, то очевидно, что к тому моменту на земле нет силы, способной ему противостоять. Иными словами, речь идет о мировом господстве, которое он получит к тому моменту.

      Ну, не знаю, Украина пока никак не похожа на страну, притязающую на мировое господство. Большего сказать пока ничего нельзя, а дальше видно будет.

    2. Хорошо, что Вы интересуетесь духовным, пытаетесь размышлять.
      У многих из нас могут быть разные догадки и предположения.

      Однако пророчество Даниила “запечатано до времени конца”. Поэтому точный ответ известен только Богу и раньше, чем наступит это время, не откроется.


  8. Интересную параллель ты провел! Сразу вспомнились слова Христа из Иоанна 8:28,29; 10:30; Матфея 28:17,18. Кажется это то случай, когда Сатана попытается сымитировать аналогичное единство во взаимодействии между двурогим и семиглавым зверями. Учитывая, что его цель – представить миру достойную замену Царству Бога, такое распределения ролей может оказать сильное впечатление на обольщаемых. Большинство вообще, увидев такое единство на фоне чудес, могут принять этот спектакль за установление Царства Бога (сравни 2-е Фесс 2:4).

    – здесь ты приводишь важное замечание о «небольшом роге» из 8-й главы Даниила (видение о козле, атакованном овном), но указывая на его «отличие от прежних [рогов]», ты сослался на «небольшой рог» из другого видения – Дан.7-й глава (видение об одном из четырех зверей). Как я понял, это не один и тот же «небольшой рог».
    1) Может ли в таком случае один персонаж быть представлен «небольшими рогами» из разных видений, опираясь на их взаимосвязь в виде «выражений-меток» (в данном случае – небольшой рог)?
    2) Или эта взаимосвязь видна из чего-то другого?
    3) Ссылаясь на «небольшой рог» из 7-й главы Даниила, ты пытаешься показать отличие «небольшого рога» из 8-й главы от «прежних» рогов, в то время как там подразумеваются ветра. Правильно ли проводить такую перекрестную параллель? Прости за дотошность.

    1. – здесь ты приводишь важное замечание о «небольшом роге» из 8-й главы Даниила (видение о козле, атакованном овном), но указывая на его «отличие от прежних [рогов]», ты сослался на «небольшой рог» из другого видения – Дан.7-й глава (видение об одном из четырех зверей). Как я понял, это не один и тот же «небольшой рог».
      1) Может ли в таком случае один персонаж быть представлен «небольшими рогами» из разных видений, опираясь на их взаимосвязь в виде «выражений-меток» (в данном случае – небольшой рог)?
      2) Или эта взаимосвязь видна из чего-то другого?

      «Небольшой рог» из разных видений (в 7й и 8й главах) – это один и тот же персонаж (т.е. символизирует одно и то же). Достаточные доказательства этому приведены в статье «Царь северный». «Великая война» и День Иеговы. Там не только определяющие слова-метки, хотя и их было бы достаточно. Ещё там есть совпадающие действия, совпадающее время исполнения и совпадающие окружающие персонажи. Этого слишком, чересчур много, чтобы говорить будто речь о разных персонажах, представленных “небольшим рогом”.

      3) Ссылаясь на «небольшой рог» из 7-й главы Даниила, ты пытаешься показать отличие «небольшого рога» из 8-й главы от «прежних» рогов, в то время как там подразумеваются ветра. Правильно ли проводить такую перекрестную параллель? Прости за дотошность.

      Тебе так кажется потому, что ты сейчас пытаешься рассматривать эти главы и, соответственно, персонажи раздельно. Однако это неправильно, все пророчества Даниила говорят об одном и том же времени, хотя ракурсы и описания в чем-то различаются. Но изобилие сходств, о которых я написал тебе чуть выше, показывает, что если принимать все эти описания как обзор одних и тех же событий, то проведение такой параллели не только правильно, но просто необходимо для углубленного понимания. Нужно видеть не только тысячи отдельных деревьев в лесу, но и весь лес, иначе можно дойти до вывода, что леса-то и нет.

      Поэтому, да, небольшой рог выходит от одного из четырех ветров в 8й_главе, и он же «отличный от других» царей, которые описаны прежде него в главе_7й.

      Это ведь не просто сборник забавных и никак не связанных между собой рассказов, как это получается у того же “ящика ответов”. Просто нужно смотреть глобально, системно, как бы глазами Бога, Который пытается донести до адресата одну и ту же мысль, для чего и даёт множество системных повторений и меток.

      А если рассматривать рассказы об одном и том же, как совершенно разные и с разными смысловыми оттенками, тогда и до сектантства недалеко, да и правильное понимание никогда не будет достигнуто.

  9. – да, ты прав! В процессе разбора видимо скатываюсь в разглядывание отдельных “деревьев”. Спасибо за замечание! Все равно буду еще перечитывать статьи.

  10. Юрий и Русан, ссылки на политические ресурсы, приводимые как весьма сомнительные “истолкования” пророчеств – здесь просто неуместны. Как и “факты” из них.
    Так что прошу понять правильно.

    Например, используя факты из постоянно меняющейся политики и притягивая их к Библии, Сторожевая Башня по сути занимается гаданиями, на чём уже неоднократно опозорила и себя, и Бога. Ведь есть факты прямо из Библии, которые приоритетнее для христианского исследователя.

    Хотя, если уж совсем буквально подходить, то соглашусь с тем, что относительно будущего периода “времени конца” назвать последнего северного царя “правителем с мировым влиянием” будет правильнее, чем “правителем над миром”.

    Но совершенно напрасно вы пытаетесь высмотреть этого “последнего царя” в период, когда он ещё не появился, потому что “время конца” (т.е. времена язычников) – ещё впереди только.

    Поэтому, вместо того, чтобы притягивать новостные факты к библейским пророчествам, лучше сначала понять сами пророчества более глубже. Потому что они и сами себя изъясняют, показывая, что любая сегодняшняя привязка – преждевременна, и как правило, ошибочна. Тысячи толкователей на этом опозорили Бога, зачем вам идти их путем?

Комментарии закрыты