«Два пророка» Апокалипсиса. Кто они и как их узнать?

Самыми загадочными и самыми не понимаемыми символами книги Откровение являются фигуры т.н. «двух пророков» Апокалипсиса. Если читатель Библии не понимает, что они на самом деле обозначают, смысл событий книги Апокалипсиса так и останется для него закрытым. К счастью, рассказ о действиях этих персонажей содержит множество символов, параллельные объяснения к которым «разбросаны» по всей Библии. Эти параллели не только позволяют определить тех, кто «двумя пророками» обозначен, но и безошибочно узнать их, когда они проявятся во «время конца».

Многие из читавших 11ю главу Откровения понимают описание «двух пророков» совершенно по-разному. Одни ожидают появления буквальных двух человек, которые, по их мнению, должны стать этими пророками. Другие при этом отмечают, что если враг «двух пророков» – «зверь из бездны» – описан символически, то и «два пророка» должны бы означать символическое описание кого-то (Откровение 11:3,7). Но те, кто ожидает двух реальных людей, приводят в качестве аргумента следующие их описательные названия, каждое из которых, казалось бы, безоговорочно включает в себя числительное «два»:

1. «Два свидетеля» (Откровение 11:3).
2. «Два пророка» (Откровение 11:10).
3. «Две маслины» (Откровение 11:4).
4. «Два светильника» (Откровение 11:4).

Если допустить, что первые два названия – буквальны, то очевидно, что два последние явно указывают на какой-то описательный символизм, позволяющий узнать об этих пророках нечто особенное. Подлинное значение этих символов вполне может опровергнуть понимание о том, что речь идет о двух буквальных людях. В самом деле, ну не могут же люди быть буквальными «светильниками» или такими деревьями, как «маслина». Что же это означает?

«Два светильника»

В оригинальном греческом тексте есть два однокоренных слова, которые часто переводят как «светильник»:

1. λύχνος [люхнос] — имеет значение «светильник» (номер Стронга 3088);
2. λυχνία [люхниа] — имеет значение «посдвечник», «светильник» (номер Стронга 3087).

(Например, оба этих слова сразу используются в таких текстах, как Матфея 5:15 и Луки 8:16, и если читатель хочет увидеть разницу между ними, он может эти тексты просмотреть).

В греческом тексте Откровения 11:4, описывающем двух пророков, использовано второе слово [люхниа]. Интересно, что значение символа, сокрытого этим словом, Иисус объявил еще в самом начале книги Откровение:

Священная же тайна… такова: семь звезд – это ангелы семи собраний, а семь светильников [люхниа]- это семь собраний (Откровение 1:20, НМ).

Таким образом, с самого начала книги Откровение Иисус определяет значение символа «светильник» [люхниа], как «собрание». Интересно, что в Своем послании к семи церквям, которые существовали в первом веке, Иисус, обращаясь к «ангелу» (старейшине) Эфесского собрания, укоряет его:

…вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник [люхниа] твой с места его, если не покаешься (Откровение 2:5).

В этом тексте Иисус использует слово «светильник» в единственном символическом смысле, который Он объявил в предисловии Своего послания: «светильник» обозначает собрание христиан. Ничего не указывает и на то, что значение этого символа изменилось для «двух светильников».

Первое, что приходит в голову, когда читаешь о «двух светильниках», – это вопрос, а почему собраний два, а не семь, как в начале? Ну, во-первых, в 11й главе речь идет не о первом веке, а о событиях «времени конца», во время которого будет действовать «остаток» святых. А, во-вторых, «два пророка» описаны несколькими символами, и слово «светильник» – это только один из них. В любом случае, так как никакого другого значения слову [люхниа] в Откровении более не присвоено, вполне логично, что в отношении «двух пророков» оно должно означать собрания «пророков» и «свидетелей». Это самый явный и недвусмысленный намек на то, что говорится не о двух буквальных людях, а о собрании пророчествующих и свидетельствующих христиан. Тем не менее, чтобы подтвердить или опровергнуть такое понимание, сначала будет правильным разобрать остальные символы, описывающие этих персонажей, и события, с ними происходящие.

«Две маслины»

Что же обозначает символ «две маслины»? Так как слово, переведенное, как «маслина», в книге Откровения больше не встречается, будет правильным искать как символически оно используется в остальной Библии. Одним из немногих мест, в которых это слово используется в качестве символа, является Иеремии 11:16, где под маслиной подразумевается народ Израиль, состоящий с Богом в Соглашении (в Завете). Если учесть, что в эпоху «времени конца» существует лишь один народ, состоящий в Новом Соглашении с Богом, то предварительный вывод приводит к мысли, что термин «две маслины», применяемый к «двум пророкам», показывает, что на самом деле они символизируют членов Новозаветного народа Бога, действующего во «время конца». Это и неудивительно, особенно, если вспомнить, что события 11й главы, описанные с участием «двух маслин», происходят уже после запечатления 144х тысяч и, как следствие, после запечатления и проявления символического Новозаветного Израиля, происшедшего непосредственно перед этим – сразу после «великого бедствия» (Откровение 6:12-7:4).

Также и в послании апостола Павла к Римлянам слово «маслина» используется символически (Римлянам 11:17-24). Интересно, что Павел тоже описывает Израиль как маслину, на которую прививают еще и ветви «дикой маслины», символизирующие в его примере язычников, принявших христианство. Некоторые толкователи говорят, что это и есть разъяснение символа «двух маслин», которыми, по их мнению, и являются язычники и израильтяне, ставшие единым народом Бога. Однако это толкование не отражает сути символа из Откровения, потому что Павел говорит не о двух, а об ОДНОЙ маслине, на которую среди природных ветвей привиты и дикие ветки. Очевидно же, что две разные породы, привитые на общий корень (и ствол), все равно остаются одним деревом. Тем не менее, в его примере маслина тоже символизирует народ Бога, только теперь уже вошедший в Новый Завет с Богом. Учитывая, что это произошло после смерти Христа, этот Завет «подписавшей», такое понимание подтверждает основу смысла, в котором слово «маслина» использовал Иеремия.

Наконец, самым точным и, конечно, отнюдь не случайным совпадением со смыслом повествования о «двух маслинах» Апокалипсиса является повествование пророка Захарии. Наиболее примечательно в этом случае то, что в качестве символа Захарии был дан термин… «две маслины»!

…И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее… Тогда… стал я говорить и сказал ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото? И сказал он мне: …это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Захарии 4:2-14).

В загадочно-символическом описании видения, увиденного пророком, мы снова видим светильник (хотя то, что называется светильником, скорее, выполняет функции подсвечника для поставленных на него лампад); наверху светильника чашечка для масла (елея), используемого для заправки лампад; а с двух сторон от чашечки расположены «две маслины» (Захарии 4:2-14). Любознательный Захария попытался вникнуть, что же все это означает, и один из вопросов, которые он задал ангелу, касался именно этих «двух маслин». Удивительно, но ответ ангела прямо согласуется с тем, что мы уже узнали о «двух пророках» Апокалипсиса. В согласии с его пояснением, маслины обозначали «помазанных елеем, предстоящих Господу всей земли». Но так как помазание елеем (маслом маслины) обозначало помазание на царство, очевидно, что говоря о «двух маслинах» Апокалипсиса, Иоанн дает понять, что речь идет не просто о народе Бога, но о помазанных христианах — т.е. о царственном священстве, которое и составляют «святые Всевышнего»! (1 Петра 2:9, Даниила 7:13,14,27, сравни 1 Царств 10:1, 16:13).

Поэтому самый первый вывод, недвусмысленно напрашивающийся из рассмотренных символов, показывает, что говоря о «двух свидетелях», которые во «время конца» будут «мучить» землю своим «свидетельством», Иоанн говорит о собрании помазанных христиан — т.е. о «святых Всевышнего». Речь идет о тех самых «святых», которые (как мы уже не раз рассматривали в наших статьях) перед своим выходом будут отмечены печатью имен Иеговы и Христа. (Откровение 7:1-4, ср. 14:1, перевод Кассиана). Сразу после этого запечатления и во всесилии поддержки Святого Духа они выйдут на мировую арену, чтобы засвидетельствовать последние суды Бога для этой пропитанной нечестием системы. Как уже упоминалось, их выход полностью гармонирует с последовательностью событий Апокалипсиса. Ведь их запечатление происходит сразу же после «великого бедствия» – т.е в начале «великого Дня Иеговы» и «времен язычников» («времени конца») (см. статью «Царь северный». «Великая война» и День Иеговы).

«Два свидетеля»

Почему «святые Всевышнего» описаны, как «два свидетеля»?

Во-первых, они должны «свидетельствовать» о чем-то, а в согласии с правилом древнего Закона (которое продублировал и Павел), свидетельство двух и более человек считается истинным (1 Коринфянам 13:1, Евреям 10:28).

Во-вторых, один из «святых Всевышнего» – это записавший Откровение Иоанн, и он тоже назван «свидетельствующим об Иисусе» (Откровение 1:9, 1 Петра 2:9).

В-третьих, сам Иисус Христос тоже назван «свидетелем верным и истинным» (Откровение 1:5; 3:14). Что же тогда говорить о его духовных помазанных братьях, названных «святыми Всевышнего»? – Они тоже описаны как «свидетели», «свидетельствующие» или «имеющие свидетельство» (Откровение 2:13, 12:17, 17:6, 19:10, 20:4).

В-четвертых, так же, как все «святые», «два свидетеля» будут убиты «зверем» за «свидетельство свое» (Откровение 11:7, сравни Откровение 20:4).

Уже только перечисленные сходства и объяснения из Писаний подчеркивают, что под «двумя свидетелями» Апокалипсиса логично понимать именно собрание помазанных христиан, действующих во «время конца». Ниже будут рассмотрены и другие доказательства.

В целом, если просмотреть на огромное множество раз, когда в христианских Писаниях употребляются слова, производные от слова «свидетель», то непредвзятый читатель может убедиться в том, что делу свидетельства посвящена практически вся деятельность настоящих учеников Христа и поклонников Иеговы.

Они гонимы, несмотря на всю мощь поддержки Святого Духа

Подлинный свидетель точно говорит о том, что знает. Даже из нашей жизни известно, что свидетель, говорящий правду, часто подвергается притеснениям и преследованиям, ведь правда угодна далеко не всем, кто ее слышит. Поэтому Божьи истины, которые будут провозглашаться «свидетелями» Апокалипсиса, не могут быть провозглашенными без содействия «Духа истины» – Святого Духа Иеговы (Иоанн 14:17). Интересно, что Иисус тоже прямо связал свидетельское назначение своих учеников с воздействием на них Святого Духа:

…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деяния 1:8, Иоанн 15:26, 16:13).

Как следует из примера и слов Христа, а также из истории всех Божьих служителей, их настоящее «свидетельство» было невозможным без сопровождения мощью Святого Духа. Это подтвердили и апостолы:

Свидетели… [Иисусу] в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деяния 5:32).

И очевидно, что свидетельство «святых Всевышнего», которое будет дано во «время конца», – будет самым невиданным из всех свидетельств, предпринятых христианами в послеапостольские времена. Это подтверждается потрясающей мощью дел, которые будет позволено «двум свидетелям» вершить, что мы обсудим чуть ниже (Откровение 11:5,6). Собственно, именно так и получит свое финальное исполнение предсказание Иисуса Христа о предшествующей концу проповеди всем языческим народам:

…вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для СВИДЕТЕЛЬСТВА перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие… не вы будете говорить, но Дух Святый (Марка 13:9-11).

С одной стороны, слова Иисуса частично исполнились в первом веке. Его ученики проповедовали во всех доступных местах, терпели гонения и свидетельствовали правителям. С другой стороны, в первом веке проповедь всем народам еще не осуществилась. Такое всемирное свидетельство должно было произойти только во «время конца» («времена язычников»).

Кроме того, в 11й главе Откровения говорится, что последнее свидетельство будет «мучить» живущих на земле (Откровение 11:10). Мир не примет последних «свидетелей» так же, как не принимал Иисуса и апостолов в первом веке. Следовательно, слова Иисуса о преследованиях подтверждают, что преддверие конца не будет временем благоденствия для Божьих служителей. Их тоже будут преследовать, и даже верующие будут бить их в своих собраниях (слово, транс-литерированное как «синагога» обозначает собрание или место, где верующие собирались для поклонения Богу). Очевидно, что без мощной поддержки Святого Духа они просто не смогут выполнить свое заключительное свидетельство.

Наконец, так же, как и время служения Христа, срок их свидетельства ограничен — они будут свидетельствовать 42 месяца (1260 дней), определенных в Откровении 11:2 как «времена попрания Иерусалима язычниками» или, как назвал их Иисус «времена язычников» (Луки 21:24). Если принять, что речь идет о новом духовном народе, то очевидно, что «попрание Иерусалима» – это и есть предсказанные Иисусом преследования, которые избранные будут претерпевать от язычников до окончания срока, отведенного «святым» для свидетельства.

«Два пророка»

Почему эти служители названы еще и пророками? Самая главная причина заключается в том, что…

…свидетельство Иисуса – это дух пророчества (Откровение 19:10).

Как выше уже отмечалось, суть деятельности «святых», которая будет проведена в грядущее «время конца», заключается в «проповеди благой вести» о наступающем Царстве Бога. А предсказание будущего — это и есть пророчество (Матфея 24:14, НМ, Марка 13:9-11).

Горе тому, кто воспротивится «двум свидетелям»!

Текст Откровения 11:5,6 явно намекает о могущественном сверхъестественном Источнике, от Имени Которого будут действовать символические «два свидетеля». Это неудивительно, ведь весть, которую они принесут, не будет их собственной вестью. Так же как Моисей, Илия Фесвитянин, Иисус и многие другие назначенные Богом служители, «свидетели» из 11й главы Апокалипсиса будут выполнять миссию, возложенную на них свыше.

Текст Откровения 11:5 предупреждает, что всякому, «кто захочет их обидеть, надлежит быть убиту». Слово, переведенное, как «обидеть» еще имеет смысл «навредить», преступить закон, согрешить. Поэтому здесь говорится не о простой обиде, а о деятельности, направленной против свидетельства этих «пророков». Весть, что провозгласят «свидетели» будет столь важна, что всякий, кто воспрепятствует их деятельности, в итоге получит — ни много, ни мало — смертный приговор.

«Они имеют власть затворить небо»

Дальнейшая характеристика «пророков» говорит о том, что они будут наделены силой творить настоящие чудеса:

Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откровение 11:6).

Из приведенной цитаты следует, что на протяжении 42х пророческих месяцев, отведенных для их свидетельства (Откр. 11:2,3), они будут обладать такой же властью творить чудеса, которую имели Моисей, Илия Фесвитянин и другие служители Бога. Это подтверждается сходством чудес, описанных в этом тексте. Так, например, Моисей, когда был послан к фараону Египта (в те времена бывшего мощнейшей державой мира), однажды произвел чудо, в результате которого вода в реках и источниках Египта превратилась в кровь (Исход 7:19,20). Или например, апостол Иаков сообщает об Илии, что он…

…был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев (Иакова 5:17).

Интересное совпадение с рассказом об Илии заключается и в сроке, который указывает Иаков. Он составлял три с половиной года, и это такой же срок, который отведен для служения т.н. «двух пророков». Очевидно, что назначенные служители Бога в прошлом и их деятельность были прообразами на т.н. «двух свидетелей» и их деятельность. Поэтому, больше узнавая о служителях прошлого, мы сможем узнать намного больше и о последних «святых Всевышнего».

Но и это еще не все. Текст Откровения 11:6 прямо намекает, что власть, данная этим пророкам Апокалипсиса, будет больше власти всех тех, кто появлялся от имени Бога в прошлом. В пользу такого вывода говорят слова о том, что эти помазанники смогут «поражать землю всякою язвою, когда только захотят», т.е. по личному желанию. Это очень серьезно и свидетельствует о невероятном доверии Иеговы к Своим избранникам. И это логично, если мы помним, что в «устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим», и что они «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откровение 14:4,5).

Очевидно, что доверяя избранным творить столь могущественные чудеса, Иегова делает всё для того, чтобы засвидетельствовать миру подлинность их избрания и божественной вести. И это просто необходимо, потому что во «время конца» люди будут поставлены перед окончательным выбором — или вечная жизнь или вечная смерть. Неудивительно, что всякий, восставший против такого мощного свидетельства, обрекается на неминуемую смерть (сравни Матфея 12:28-33).

«И когда кончат они свидетельство свое…»

Когда окончатся «времена язычников» (1260 дней), отведенные для свидетельства избранных, они будут убиты «зверем, выходящим из бездны» (Откровение 11:7). Нет, «зверь» не выйдет из бездны только в конце этого срока. Фраза-метка «выходящий из бездны» дана для того, чтобы мы знали о каком именно «звере» идет речь — о последнем «царе северном», также описанном в последующих главах Откровения, как «семиглавый зверь» (для лучшего понимания смотри статьи «Царь северный». Грядущий властелин планеты и «Царь северный» и «Зверь багряный». Кто есть кто?).

Можно ли сделать вывод, что на протяжении 1260 дней все помазанные «свидетели» будут живы и никто из них не будет убит? Отвечая на вопросы апостолов о конце этой системы, Иисус пояснил это так:

«…Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас]… и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства… Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят…» (Лук.21:12-17, ср. Марка 13:9-13)

Так же как и в первом веке, на протяжении последнего срока их свидетельства «некоторые» из святых всё-таки будут умерщвлены язычниками, топчущими их духовный «город» (Откровение 11:2). Слова Иисуса опровергают мысль, будто бы одновременная смерть всех назначенных «свидетелей» наступит точь-в-точь по окончании этих 1260 дней. Нет, в согласии с Иисусом, «некоторых» из них умертвят еще во время их «свидетельства» (Луки 21:13 -> 21:16). Но, забегая наперед, нужно сказать, что окончание 1260 дней является точкой времени, после которой весь земной «остаток» народа «святых» будет умерщвлен полностью [см. Откровение 11:13 -> Исаия 6:10-13, 3 Царств 19:14,18, Римлянам 11:1-5; а число «7000» символизирует именно верный остаток Божьего народа (3 Царств 19:14,18, Римлянам 11:1-5)].

«И многие… будут смотреть на трупы их три дня с половиною…»
(Откровение 11:9)

Хотя, для того, чтобы узнать т.н. «двух пророков» Апокалипсиса, достаточно того, что рассматривалось до этого момента, нужно признать, что не всему, изложенному в Откровении 11:9-12, можно так же просто найти объяснение в самой Библии. К счастью, ряд моментов раскрыт и на них можно остановиться более подробно, что мы и сделаем. Об остальном — можно лишь порассуждать.

Важный момент, на котором следует остановиться, – это последовательность событий, происходящих сразу после смерти символических «двух свидетелей». Как повествует дальнейший текст, «зверь» оставит трупы «свидетелей» не похороненными и они будут лежать «три с половиной дня» на всеобщем обозрении, после чего воскреснут.

То, что убитых «свидетелей» не хоронят, является прямым намеком на вопиющее неуважение к их вести и на надругательство над ними со стороны развращенных язычников (сравни Иеремии 16:4,10,11). Более того, язычники радуются их смерти (Откровение 11:11:7-10). Несомненно, факт такого злорадства, а, тем более, из-за смерти людей праведных (что несомненно), говорит о необычайной черствости и крайней степени морального разложения язычников. Это подтверждается названием символического «города», посреди которого будут брошены «трупы свидетелей», ведь одно из его «духовных» названий — это «Содом» (Откровение 11:8).

Воистину, люди с таким омерзительным складом ума будут вечно унижать, притеснять и уничтожать других людей, особенно тех, которые намного лучше их самих (сравни Исаии 26:10). Из-за таких отвратительных людей на планете никогда не будет ни мира, ни процветания (Исаия 48:22, 57:20,21). Кроме того, весть, за которую убивают «свидетелей», исходит от самого Иеговы, поэтому, убивая за нее, язычники и их идольский «зверь» показывают, что готовы поднять руку на Самого Создателя. Бросая такой вызов Всевышнему, эти безумцы вряд ли будут осознавать, что в этот раз Он обязательно примет их вызов. Поэтому конец системы будет воистину страшным: как показывает дальнейший текст, месть Иеговы за смерть Своих избранных сынов уже не заставит себя долго ждать (Откровение 11:14,18).

Что означают «три с половиной дня»?

Почему мертвые «свидетели» будут лежать «три с половиной дня» и что это означает? Это один из самых трудных моментов для понимания. Этот срок назван дважды и оба раза одинаково – как «три с половиной дня» (Откровение 11:9 и 11:11). Например, в этой же главе дважды назван и срок в 1260 дней, отведенных язычникам попирать Иерусалим. Однако, в отличие от «трех с половиной дней», срок в 1260 дней каждый раз упоминается по-разному: например, «1260 дней» и «42 месяца» (Откровение 11:2→11:3), или «1260 дней» и «время, времена и полвремени» (Откровение 12:6→12:14). Такие повторения являются разъясняющими и прямо намекают на буквальность срока «времени конца». Но почему сделано повторение срока в «три с половиной дня» неясно, об этом можно лишь порассуждать. В любом случае, этот срок тоже указан в днях и, по сравнению с вышеназванным сроком «времен язычников», кажется очень коротким.

[Некоторые толкователи применяют к этому сроку правило «день за год» (Числа 14:34, Иезекииль 4:6), утверждая, что три с половиной дня — это еще три с половиной года, которые пройдут после 1260 дней служения «двух светильников».

Но, во-первых, мысль о двух последовательных сроках (по «три с половиной года» каждый) явно связана с непониманием ограниченности срока «времени конца», недвусмысленно очерченного в книге Даниила: срок ограничен как «три с половиной времени» и ни дня больше (Даниил 7:25-27). Даниил уточняет, что по его окончании небесная царственная власть отдается «святым Всевышнего» (Даниил 7:13,14,27). Дополняя сказанное Даниилом, текст Откровения сообщает, что полноправный приход Царства Бога возвещается сигналом «седьмой трубы», звучащей сразу после гибели «святого остатка» (Откровение 11:13-15). Как известно, после этой трубы «времени», отведенного для существования языческого мира, «больше не будет» (Откровение 10:5-7). – Потому что с момента звучания седьмой трубы свершится тайна Бога, о которой Он вещал еще рабам своим пророкам — т.е. наступит власть Царства Бога (Откровение 11:15-19; Ефесянам 1:9-10, Даниил 7:13,14,27, ср. Амос 3:7).

Во-вторых, предположение о том, что «два свидетеля» будут лежать мертвыми аж три с половиной года, выражает явное непонимание наступления момента их воскресения в потоке событий. И чуть ниже мы обязательно это рассмотрим.]

Почему трупы «свидетелей» лежат именно «три с половиной дня», а не три или четыре? Ответ заключается в том, что сразу по окончании 3,5 дней «две маслины» воскресают и возносятся на небо. Очевидно, что продолжительность этого срока определена Самим Богом.

[Сам факт, что воскресшие поднимаются на небо, говорит о том, что воскресают они в теле духовном, которое человек плотский видеть не может. Тем не менее, язычники описаны, как те, кто видит их воскресение и небесное вознесение. И это вызывает у язычников страх. Скорее всего, описание видимости их вознесения такое же символическое, как, например, понятие «двух маслин». В любом случае, оно однозначно указывает, что после смерти святых произойдут какие-то сверхъестественные явления, как это было после смерти Иисуса (Луки 23:45,46). Такие события должны бы дать язычникам понять, что святые действительно были представителями Всевышнего. Однако ввиду того, что в своем бесчувствии язычники зашли так же далеко, как фараон древнего Египта, они уже не остановятся и, к своей погибели, «рассвирепеют» еще больше (Откровение 11:18, ср. Исход 14:8).]

Еще, можно допустить, что речь идет о буквальных «трех с половиной днях». Больше всего такой краткий срок может намекать на воскресение Христа, которое было первым из ему подобных (ср. 1 Коринфянам 15:20-23). Правда, Иисус воскрес на третий день после своей смерти, а «святые» – через «три дня с половиною», и невозможно однозначно сказать чем вызвано такое несоответствие. К тому же Христос был положен в могилу, а тела «святых» бросают «на улице».

В целом, срок в «три с половиной дня» действительно выглядит загадкой. Отметая заведомо ложные истолкования, можно только догадываться, почему он определен таковым. К сожалению, необходимо признать, что однозначно трактовать срок в «три с половиной дня» пока еще невозможно. Скорее всего, что истину об этом раскроют сами «святые» – в грядущее «время конца».

Но самый интересный момент связан с окончанием «трех дней с половиною»…

Воскресение «двух пророков» или воскресение всего «остатка»?

Действительно, хорошим дополнительным ключом к пониманию значения пророчества 11й главы является момент воскресения «двух пророков». Ведь если «два пророка» и «остаток» святых символизируют разных людей, то стоит задуматься над таким вопросом: кто из них воскресает раньше?

Чтобы понять, что даёт этот вопрос, давайте посмотрим на изложенную в Откровении 11:7-15 последовательность буквально. Для наглядности так же допустим, что речь идет о двух буквальных людях. Остальные символы примем так, как выше они уже расшифрованы (например, «десятая часть города» и «7000», как «остаток», и т.п.). В итоге (при таком буквальном подходе) последовательность событий этого отрывка выглядит следующим образом:

1. После того, как 1260 дней свидетельства «двух пророков» заканчиваются, их убивает «зверь из бездны»…
2. …и их «трупы» лежат «три с половиной дня» на улице города (Откровение 11:7-10).
3. Затем, после трех с половиной дней, эти «два человека» воскресают и поднимаются на небо (11:11,12).
4. В момент их вознесения («в тот же час») погибает «остаток» народа «святых» (11:13). Это очень важный момент: в согласии с буквальным пониманием изложенной последовательности, выходит, что «остаток» погибает тогда, когда «два свидетеля» уже воскресли.
5. После этого, «скоро», т.е. вслед за гибелью «остатка», звучит ангельская «седьмая труба» (11:14,15) — последняя из труб.

Но, в согласии апостолом Павлом, небесное воскресение начинается только в момент звука последней трубы – как для давно умерших помазанных святых, так и для живущего во «время конца» их «остатка» (1е Коринфянам 15:50-53). По этой же причине воскресение помазанных «двух светильников» тоже должно произойти не раньше этого времени.

Тогда получается явное противоречие: при буквальном рассмотрении текста выходит, что два помазанных «свидетеля» воскресают раньше седьмой трубы! Ведь очевидно же, что она начинает трубить только в момент смерти последних помазанников из «остатка».

Тогда наиболее разумное объяснение состоит в том, что небесное воскресение не только двух отдельных человек, но и вообще воскресение любого помазанника не может начаться раньше смерти «остатка» помазанных служителей, последний из которых должен «измениться» (т.е. умереть физически) вместе со звуком седьмой трубы. Вполне логично, что слова Откровения 11:11,12 написаны с отклонением от хронологии событий и являются разъясняющим повторением, символика которого описывает не просто гибель двух отдельных людей, но гибель и последующее воскресение всего помазанного «остатка». Таким образом, мы получили еще один довод в пользу того, что «два свидетеля» – это и есть «остаток» помазанных христиан, чья заключительная деятельность будет происходить во «время конца».

[А если учесть еще и предсказание Иисуса о том, что «некоторые» из «остатка» будут умертвляемы на протяжении «времени конца» (Лук.21:12-17, ср. Марка 13:9-13, см. выше), то возможно допустить, что срок «три с половиной» дня — тоже является сроком символическим. Конечно, нужно понимать, что это всего лишь допущение и никто на нем не настаивает.]

Сколько времени проходит между окончанием 1260 дней и звуком «седьмой трубы»?

Ввиду рассмотренного, власть Царства не может наступить прежде смерти последнего из «святых», поэтому окончание «времени конца» есть точным знаком того, что все святые уже земной путь свой закончили и готовы приступить к небесным обязанностям царей и священников во главе с Иисусом Христом (также см. статью об этом). Точный срок «времени конца» назначен ясно — 1260 дней. По его окончании наступает власть Царства Бога (Даниил 7:25-27, ср. Откровение 11:2,3). Ещё, в согласии с Даниилом (7:20,25-27; 8:9), разросшийся «небольшой рог» (он же – «семиглавый зверь») будет угнетать «святых Всевышнего» на протяжении того же срока – «времени, времен и полувремени» (ср. Откровение 12:6,14), по окончании которых незамедлительно наступает власть Царства. Ещё одно параллельное пророчество сообщает, что этот срок завершится «полным сокрушением силы» народа святого (Даниила 12:7, Танах). Наконец, в Откровении 11:13-15 описано завершение этих событий и подводится общий итог:

И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих… Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр.11:13-15)

Как уже не раз писалось, число «одна десятая» символизирует «остаток» (Исаия 6:10-13, ср. 10:21,22), а число «7000» символизирует именно верный «остаток» (3 Царств 19:14,18, Римлянам 11:1-5). Точно вслед за гибелью «остатка» описано звучание седьмой трубы — последней, и символизирована она, как «третье горе» (Откровение 11:14,15). Но это для земли — «горе»; на небе же в этот момент царит невероятное ликование, потому звук этой трубы возвещает начинающееся правление Божьего Царства над землей (Откровение 11:15-17).

Важно заметить, что «третье горе» приходит «скоро». Греческое слово ταχύ [тахЮ], переведенное в этом тексте, как «скоро» в языке оригинала означает «скоро, быстро, вскоре, поспешно, немедленно» (сравни Матфея 28:7,8; Иоанна 11:29). Этим подтверждаются и слова Павла, дважды объясняющего в дошедших до нас письмах, что гибель «остатка» практически совпадает со звуком седьмой трубы:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Коринфянам 15:51-53).

Павел указывает, что звук последней трубы еще застает некоторых членов «остатка» живыми, поэтому они описаны не как воскресающие из ранее умерших, но как «изменяющиеся». И мертвые и «изменяющиеся» становятся «нетленными». Как объяснялось в статье о полном выполнении Нового Завета, речь идет только о «воскресении первом», потому что над всеми, кто в нем воскресает, «смерть вторая не имеет власти» — и они действительно с этого момента «нетленны» (Откровение 20:6). Те же, кто «изменяются» — это именно «остаток», чье «изменение» происходит непосредственно с окончанием «времени конца». Однако, помазанники первого века были «мертвыми» до самого «времени конца», в которое они воскреснут из мертвых. В отличие от них, члены остатка в момент своей смерти воскресают сразу же — в «нетленном» теле. Т.е. для них это происходит как молниеносное «изменение», т.е. немедленое воскресение в момент смерти, «во мгновение ока». И они так же нетленны, как и остальные их воскресшие собратья.

Еще одно замечательное разъяснение этому моменту апостол Павел записал в своем первом письме к Фессалоникийцам:

«Сам Господь сказал нам,.. что мы, которые будем еще в живых к тому времени, когда придет Господь, нисколько не опередим тех, кто к этому моменту уже умрет. Потому что Господь сам придет с небес (о чем возвестят призывной клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми. Потом и мы, оставшиеся в живых, будем вместе с ними подняты на облаках, чтобы встретить Господа в воздухе и уже всегда с той поры будем с Ним» (1Фессалоникийцам 4:15-17, «Слово жизни»).

Особо примечательно, что смысл приведенного текста точно перекликается с апокалиптическим сообщением о «двух пророках». Павел пишет, что «оставшиеся в живых» до звука «трубы Божьей» будут «подняты на облаках». Понятно, что «оставшиеся» – это и есть «остаток». И так же как этот «остаток» поднимается «на облаках», точно так же – «на облаке» – на небо поднимаются и воскресшие «два свидетеля» (Откровение 11:12). И это является еще одним доказательством, что «два свидетеля» символизируют собой именно помазанный «остаток»!

Насколько же потрясающе библейские пророчества согласуются между собой! Удивительные вещи, записанные разными людьми, в разное время, в разных местах настолько согласуются, дополняют и объясняют друг друга, что это еще больше убеждает в том, что Библия не может быть простым и заурядным сборником книг из прошлого. Такая внутренняя согласованность скорее говорит о явном руководстве её написанием, длившемся многие века и исходящем из одного и того же Источника!

«Царство мира стало Царством нашего Господа и Его Христа!»
(Откровение 11:15)

Итак, причиной убийства «двух светильников» руками языческого «зверя» стало «свидетельство», которое несли человечеству эти помазанные служители. Пока символические «два пророка» были живы, их деятельность мучила живущих на земле (Откровение 11:10). При этом параллельное сообщение, записанное Даниилом о последнем противостоянии между Божьим народом и последним «северным царем», так же сообщает, что языческий «царь северный» выходит в свой последний поход против народа Бога — потому, что доходит до «горы преславного святилища». Но почему он идет на эту войну? Потому что его толкает на это ярость, вызванная паникой от «вестей с востока и севера», которые он слышит (Даниил 11:44, Танах). Сам объект его нападения (народ Бога), а также последующее вмешательство свыше ярко говорят о том, что пугающие царя вести имеют Божественное происхождение. (см. статью «Времена язычников». Это и есть «время конца»!).

И конечно же, момент начала этого сверхъестественного вмешательства оглашается звуком «седьмой трубы» Апокалипсиса, возвещающей начало правления Царства Бога. А Царство, как известно, не может наступить прежде, чем все «святые», символизированные в 11й главе Апокалипсиса «двумя светильниками», будут воскрешены для получения небесной награды. Это подтверждается и тем, что труба седьмого ангела (по словам 24 старцев) возвещает наступление суда над мертвыми, которых будут судить небесные судьи, являющиеся воскрешенными «святыми Всевышнего» (Откровение 11:15-18, 20:4,6).

Такое изобилие библейских параллелей показывает, что «два пророка» Апокалипсиса символизируют собой не просто двух отдельных людей, но собрание помазанного «остатка», которое будет действовать во «время конца». Да, оно совершенно не зря символизировано в этой главе, как «два пророка», «два свидетеля», «две маслины» и «два светильника». Хорошо видимое в Библии значение этих символов, а также последовательность событий, связанных с их деятельностью, подтверждают это неоднократно, прямо и недвусмысленно.

Наконец, как уже не раз показывалось в наших исследованиях, запечатление и выход этих «святых» ознаменуют не только финиш руководящей и обучающей роли земного христианства, но и последующий за их смертью приход самой желанной эпохи в жизни праведного человечества — правления Царства Бога. Имея точные знания о Боге и о завершении этого этапа Его замысла, каждый бодрствующий христианин не только должен ожидать появления и проявления подлинных «святых», но действительно сможет узнать их и спастись, всем сердцем приняв их божественную весть о наступающем Царстве.

4 thoughts to “«Два пророка» Апокалипсиса. Кто они и как их узнать?”

  1. ……….За исключением несколько непонятных моментов это выглядит лучше то что пишет ВиБР. Нечто такое есть и у АСД. Некоторые моменты можешь не доказывать–а то уж больно утомительно,просто приводи как выводы(люди которые посещают такие сайты, не_много знают Библию-сами обоснуют какими аргументами ты пришел к таким выводам).Ну да логично(за исключением несколько непонятных моментов).Некоторые наработки тебе подброшу!

    1. Будет интересно, если непонятные моменты назовешь яснее. Может что-то плохо описано?

      Относительно простых моментов согласен, это можно было бы опускать. Но, к сожалению, некоторые даже такой простоты не понимают. Ради них приходится описывать подробности так, чтобы вопросов больше не возникало. И ничего с этим не поделаешь.

  2. Простите‚но я не понял‚почему вы считаете смерть 7000 человек ‚погибших от землетрясения-смертью помазанного остатка?Ведь те‚кто не погибли‚раскаялись‚не может ли так быть‚что эти 7000 просто не раскаялись?

    1. Ведь те‚кто не погибли‚раскаялись‚не может ли так быть‚что эти 7000 просто не раскаялись

      Нет, не может, об этом говорит использованная символика – число «7000» символизирует именно верный остаток Божьего народа; смотрите 3 Царств 19:14,18 и Римлянам 11:1-5. Также об остатке говорит и число «десятая часть города» [сравните Исаия 6:13; в этом тексте прямо говорится что от «одной десятой» вырастает именно «святое семя» («святое потомство»); ещё нужно быть внимательным к значению слова «город» в Откр.11:13, ведь до этого оно употребляется в 11й главе Откровения дважды:

      1) как «святой город» (текст № 2), т.е. Иерусалим, символизирующий помазанное собрание,
      2) и как «великий город» (текст № 8), где бросают трупы двух свидетелей;

      однако, так как, убивая «двух свидетелей», сначала побеждают язычники, очевидно, что под падением города, описанного в тексте № 13, подразумевается гибель именно помазанников, символизированных «святым городом» или «Иерусалимом». Только с текста № 15 начинается описание последующего вмешательства свыше, поэтому всё, происходящее до этого момента, описано правильно: первым погибает именно помазанный «остаток».)]

      Спасибо за вопрос.))) Заставили Вы меня копнуть и убедиться в правильности изложенного еще глубже, хотя даже понимание числа «7000» однозначно говорит только о верном «остатке».

      Наконец, так же как Христос, все до одного помазанники должны погибнуть, чтобы получить небесные нетленные «тела» (1е Коринфянам 15:48-53). И самое главное: Новый Завет не может быть выполнен, пока на земле остается хотя бы один из помазанников. Поэтому 11я глава Откровения заканчивается загадочным открытием небесного ковчега ЗАВЕТА (текст № 19). Что всё это значит с исчерпывающими библейскими доказательствами изложено в статье:
      Гибель «святых Всевышнего» как полное выполнение Нового Завета о Царстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code