Достичь совершенства, убегая от духовного младенчества! Как это возможно?

Чтобы понять чем является личностная незрелость или духовное младенчество, задумайтесь над следующим наглядным примером:

Приходилось ли вам видеть взрослого человека с умом пятилетнего ребенка?

Обычно такое явление ассоциируется с заболеванием, известным как задержка умственного развития. В просторечии оно часто ассоциируется с уродством и называется как “дебильность” или “идиотизм” – и эти неприятные термины имеют прямое происхождение от названий соответствующих заболеваний. Но проблема не в обидных терминах, а в том, что отставание в умственном развитии представляет угрозу – как для самого носителя заболевания, так и для людей, которые находятся в его близком окружении. Представьте себе детину под два метра ростом, который требует у своей немолодой матери дать ему титьку. Или когда он испражняется посреди комнаты и в ответ на упрек прячется или, наоборот, хватает стул и пытается ударить тебя по голове.

Конечно, это самый тяжелый наглядный пример, который намекает на суть духовного младенчества. Но застарелое духовное младенчество – это не умственное заболевание. Потому что, однажды придя в собрание, человек уже был достаточно развит, чтобы понять верность начатков христианского учения. И он мог расти и “приносить плод” (даже небольшой), питаясь из источника истины – уж этого никто не мог ему запретить (Откровение 22:16,17). К тому же, в отличие от новообращенного, у него было всё необходимое для личностного роста, и он уже получил значительный жизненный опыт в христианском собрании. Поэтому он очень отличается от больного человека, чей разум не развился из-за детской болезни.

Однако вышеприведенное сравнение с инвалидом детства намекает и на возможное финальное состояние человека, не желающего продолжать развитие своей личности. Свято место пусто не бывает, и если личность не развивается, то человек будет деградировать (2е Петра 2:22). Более того, в послании к Евреям прямо указано, что застревание в духовном младенчестве может привести человека к погибели (Евреям 6:1-8).

Конечно, время от времени поступая глупо или несправедливо, каждый из нас проявляет черты личностной незрелости. Христиане здесь не исключение, включая тех, кто казалось бы имеет “очень большой стаж пребывания в истине”. Это общая беда всех людей. И хорошо, когда само осознание глупости своих заблуждений приводит к сожалению – сам факт более мудрой и справедливой оценки своих прошлых проступков говорит о том, что человек стал более зрелым. Вот почему неоднократные библейские призывы “поспешить к совершенству” до сих пор являются неоспоримо актуальными для любого христианина (Матфея 7:14, Евреям 6:1). Ибо совершенство – это прямая противоположность духовному младенчеству, от которого каждый христианин должен стремительно убегать.

Что такое совершенство? Почему его достижение возможно? и как оно связано с бегством от духовного младенчества? Рассматривая апостольские примеры, ответ на эти вопросы будет дан ниже. Но сначала придётся обратить более пристальное внимание на застарелого духовного младенца.

Каковы наиболее крайние проявления духовного младенчества?

Действительно, человек, который всю жизнь остаётся в духовном младенчестве, во многих вещах ведёт себе примерно так же, как человек с болезнью умственного развития. Ему не присущи мудрость и проницательность. Он не размышляет над глубокими вещами. Ему требуются постоянные руководящие указания: что и как делать в каждой ситуации. При ослаблении контроля он руководствуется своими сиюминутными желаниями и потребностями больше, чем тем, что может быть необходимым для счастливого существования его окружения – он просто не задумывается над этими и другими вещами глобального характера. Он недальновиден и непригоден для принятия стратегических решений, а часто и просто для добрых дел (Титу 2:14). Он не может видеть тонкие отличия между правдой и ложью, и, как следствие, он и сам порой становится либо чрезмерно требовательным, либо неоправданно снисходительным к другим, например, в проступках, за которые он так же легко прощает сам себя.

Поэтому ним легко управлять с помощью лести, манипуляций и лукавых басен, что и делают лжепастыри, у которых нет ни любви, ни цели, чтобы “младенец” стал взрослым. Потому что только взрослый отличает басню от реальности и перестаёт нуждаться в пастухах, становясь полностью пригодным для самостоятельной жизни – например, чтобы стать заботливым главой семьи или христианским служителем.

А теперь посмотрите на Иисуса. Он просто любил Отца, слушал и научился у Него, делая всё, чтобы радовать Его сердце. Как следствие, один из важнейших признаков зрелости Иисуса – Он был независим от людского мнения, не был манипулятором и Ним было невозможно манипулировать. Это очень бесило религиозных руководителей Его времени – Иисус в них не нуждался.

Насколько же это отличается от духовного младенчества верующих, слепо доверяющих своим религиозным пастухам. Такое младенчество может быть нормальным лишь тогда, когда человек уверовал и присоединился к собранию совсем недавно. Сначала с ним может быть много хлопот, но чем больше человек возрастает в мудрости и способности различать, тем меньше он нуждается в опеке.

Но что если он не растёт и продолжает жить в полной духовной зависимости от людей? Сможет ли он распознать лжепастырей, если их авторитет для него выше авторитета Христова? Вряд ли. Потому что застарелое духовное младенчество – это в значительной степени результат гордыни и/или умственной лени человека. Если он остается в таком состоянии длительное время, то он может дойти до неисправимого духовного уродства.

Такие люди являются источником многих проблем собрания, описанных в апостольских писаниях. Глядя на сегодняшний день, я упомяну только некоторые из них.

Во-первых, не смотря на время, застарелые духовные младенцы продолжают искать себе опору в виде поводыря из людей (1 Коринфянам 1:12,13). Явно или тайно они продолжают следовать за людьми, а не за Христом, и часто они становятся причиной сектантства. Порой они и сами становятся пастухами, но такие “пастухи” тоже духовно зависимы от каких-то земных лиц и сил. Таким образом, они нередко становятся “лютыми волками” и превосходят своим лицемерием даже фарисеев.

Во-вторых, самомнение и самоправедность – это тоже черты духовных младенцев. Они требуют самую лучшую “титьку” в любое время, и искренне считают себя абсолютно правыми и справедливыми.

В-третьих, духовным младенцам присуще превозношение и соперничество. Это выражается в том, когда они критикуют, хвастаются или как-то иначе сравнивают себя с другими с целью показать свою значимость, не Божью (сравни 1 Коринфянам 4:7, Луки 17:10). Например, говоря, что “у меня уже 2000 страниц на христианскую тематику“, “я был крещен тридцать лет назад!” или “я проповедую в интернете уже 20 лет!“. Возможно, что они критикуют кого-то справедливо, но в основе такой критики всегда лежит желание возвысить себя или иного своего идола. Пример всем известной т.н. “истинной религии” просто не даст мне соврать.

Из этого следует четвертое – застарелые духовные младенцы отделяют себя от собрания Христа. Христианское сотрудничество с ними невозможно, ибо своими делами они показывают, что не являются частью Его “Тела”. Мало того, что такой человек привлекает внимание к себе, а не к Богу. Также он старается перекричать другие части “тела” – то есть других христиан, которые стремятся говорить в точном соответствии с Духом Истины. Или даже стремиться заткнуть им рот, например, безосновательно критикуя их деятельность, никогда не упоминая их имен, ников или ресурсов. Или, вообще, тщательно удаляя все упоминания о таких христианах, включая все ссылки. Да, можно сказать, что такие духовные младенцы так и не стали частью “тела Христова” или Его собрания. И, как правило, они препятствуют исполнению Его воли, хотя зачастую знают её!

Наконец, еще одной чертой младенца является то, что он не может и/или не хочет сконцентрироваться на самом главном. Его легко отвлечь, его внимание постоянно переключается на новые игрушки. Ибо это – младенец умом. Застарелый духовный младенец тоже постоянно уводит в сторону от сути. Он не видит её, или куда страшнее – не хочет видеть!

В апостольских письмах можно найти много вещей, подтверждающих именно такое положение дел:

“Всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины…”

“Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?”

“Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху”, и т.п (2 Тимофею 3:7, 1 Коринфянам 3:3, 2 Тимофею 4:3).

Не стоит думать, что эти фразы Павла можно адресовать только к неверующим. Среда верующих содержит изобилие лиц, достойных подобных оценок.

Застарелое духовное младенчество в апостольском собрании

Воистину, в христианских посланиях есть много фактов, подтверждающих, что даже под руководством апостолов многие христиане десятилетиями оставались в духовном младенчестве. Например, первые иерусалимские христиане были помазаны Святым Духом многие годы, но при этом в упор не понимали пророческих образов и глобальных основ христианского учения! Всё это время они оставались на уровне понимания лишь “начатков учения” и не выросли духовно, что могло грозить страшными последствиями катастрофы 70 года н.э., которая неумолимо надвигалась на город их пребывания.

Я уже не говорю, что эта ситуация может служить фактическим прообразом катастрофического конца, который надвигается и на современное земное “христианство”. Просто задумайтесь – люди не развивались и десятилетиями пребывали в детском представлении о серьёзнейших вещах!

Как метко подметил один брат, наиболее ярко такое духовное младенчество христианских старейшин(!) проявилось во время завершения миссионерского служения апостола Павла, когда он в последний раз посетил Иерусалим. Удивительно, но даже иерусалимские пресвитеры (старейшины) встретили его упрёком, который явно говорил, что они не понимают ни глубин пророчеств, ни ситуацию, в которой они находились:

По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришёл с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему:

Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.

Итак, что же? Верно, соберётся народ; ибо услышат, что ты пришёл. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленницы и от блуда. (Деяния апостолов 21:17-25)

Какое странное положение дел, не правда ли? Среди иерусалимских старейшин был даже Иаков, родной брат Иисуса. Все они хорошо знали предсказание Иисуса о разрушении Храма и о конце существовавшей формы поклонения (Иоанна 4:21-23). Но они обвинили Павла в том, что в своих миссионерских путешествиях он обучает христиан из иудеев не соблюдать обрезание и “обычаи”, то есть – фактически не соблюдать Закон Моисея. В своё оправдание старейшины сказали лишь то, что только уверовавшим язычникам “мы писали” (то есть позволили) не соблюдать требования Закона, но лишь хранить себя от перечисленного в письме. Удивительно, но они сослались на своё письмо, которое было написано много лет назад, что и показывает, что всё это время они не выросли в понимании, и вплоть до этого времени они считали поклонение по Закону незыблимым (сравни Матфея 24:1, Иеремии 7:4, Галатам 2:11-14).

Неужели за всё это время они так и не осознали, что предсказанное Иисусом сожжение города приведёт к окончанию храмового поклонения по Закону? Неужели так трудно было понять, что возможность приносить жертвы будет навсегда прекращена, в том числе и потому что будут уничтожены храмовые родословные свитки, подтверждающие происхождение всех подзаконных иудеев, включая храмовых священников? А ведь они знали это пророчество Христа уже десятки лет! И это мы не рассуждаем о том, что уже была принесена жертва Самого Христа!

Посмотрите на ситуацию и с другой стороны. Предлагая Павлу показательно защитить перед соплеменниками свою приверженность Закону, неужели иерусалимские братья не понимали что жизнь их духовного брата и соотечественника будет подвержена смертельной опасности? Разве они не знали, что такое любовь? Или они были несмыслёными, как младенцы?

Между тем, даже после тюремного заключения и отъезда Павла в Рим, их духовное понимание тоже не особо возрастало, что ярко видно из послания к Евреям*.

[* – Интересно, что, в отличие от остальных апостольских посланий, автор и адресаты этого послания не отражены в его содержании. Обычно мы принимаем, что это послание было написано одним человеком, но из контекста видно, что авторов было, как минимум, двое (Евреям 6:9-11). Причем, как минимум, один из писавших был очень компетентным знатоком древнееврейского поклонения, Закона Моисея и Ветхозаветных Писаний. Этот факт, а также само содержание письма показывают, что название письма “к Евреям” вполне оправдано. Только древний еврей мог быть близко знаком с вещами, описанными в послании. А глубина представленного пророческого понимания очень напоминает стиль рассуждения и аргументацию апостола Павла. Тем более, что Павел был в заключении в Италии так же, как и Тимофей (Деяния 27:1,3; Евреям 13:23,24). Но если это был Павел, то помня, что деятельность и разъяснения этого апостола претыкали даже иерусалимских старейшин, вполне логично, что Павел либо не представился в этом послании, либо приветствие и адресаты письма не дошли до нас, потому что были кем-то удалены.]

Какая же проблема описана в послании к Евреям? А проблема была той же – застарелое духовное младенчество адресатов из христианского собрания, включая руководящих братьев! Поэтому, начав послание с блестящего анализа пророческих предостережений, автор внезапно, но справедливо упрекает своих адресатов:

О сём надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евреям 5:13-14).

Подумать только! По сути автор этого письма называет своих адресатов несмыслёными сосунками!

Впрочем, дальнейшие содержание послания показывает ту же картину: его адресатам не хватало духовного понимания и веры. – Ибо они были слишком сосредоточены на видимых вещах, существование которых неумолимо подходило к своему финишу (сравни Матфея 24:1, Иеремии 7:4). Кроме того, они явно не спешили к совершенству, путь к которому был прямо указан примером Христа и свидетельствами Павла (1 Коринфянам 13 глава). Сам факт конфликтного отсутствия духовного единства с христианами из язычников, который выражался в соблюдении Закона древними иудейскими христианами, показывал, что последние всё ещё не достигли необходимого, но вполне доступного уровня мудрости (сравни Иакова 3:14,15). Поэтому, словно вторя Христу, автор послания как бы снова и снова пишет им:

Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству! (Евреям 6:1-9, Иоанна 15:5-9).

Как мы знаем из истории, и в согласии с пророчеством Христа, Иерусалим в итоге был разрушен. Это событие полностью изменило религиозную картину древнего мира (и современного тоже). Более того, это событие помогло спасённым христианам, наконец-то, полностью осознать глубину пророчеств и послания к Евреям, авторы которых понимали значение будущего намного лучше, чем их адресаты. Например, из анализа содержания очевидно, что книга Апокалипсиса была записана уже после падения Иерусалима, и явно, что теперь и её автор (апостол Иоанн) имел понимание намного лучшее, чем иерусалимские старейшины времен Павла и Иакова. Уже сам факт, что еврей Иоанн записал письма Христа на греческом языке и к собраниям, расположенным в языческих городах, говорил о том, что всё изменилось – как в мире, так и в пророческом понимании этого любящего апостола.

Но что мешало иерусалимским старейшинам достичь такого понимания задолго до разрушения Храма и города? Проблема была в застарелом духовном младенчестве! Именно поэтому они старались соблюдать “обычаи” и предписания. Ведь для не размышляющего ума это намного легче, чем прилагать усилия к исследованию глубин Божьих и руководствоваться любящим сердцем. Вот почему многие из них неоправданно поддавались давлению окружения и соблюдали то, что с момента смерти Христа было абсолютно неактуальным в глазах Бога. Что тут говорить, даже апостол Петр поддавался их давлению! (Галатам 2:11-14)

Что такое совершенство?

Уверен, что внимательный читатель уже заметил, что автор послания к Евреям делает явное противопоставление духовному младенчеству и прямо называет его СОВЕРШЕНСТВОМ.

Что же такое совершенство, к которому так призывал поспешить автор послания к Евреям?

Возможно, людям, наученным религиями, будет трудно понять, что совершенство – это не человек-машина, который никогда не ошибается. Нет, совершенство – это не идеальное поведение, и не человек, скрупулёзно и педантично выполняющий все религиозные предписания жрецов своей религии. Когда религиозники учат подобным вещам, они просто лгут и бредят.

Совершенство – это больше, чем только мудрость и проницательность. К этим вещам нужно стремиться, но даже в совокупности они еще не полнота совершенства, а всего лишь его часть или путь к нему.

Само же совершенство – это любовь. Я уточню, что совершенство – это любовь к Богу! (1 Коринфянам 13:8-10) Задумайтесь над этим: любящий подобен Богу. Да, любовь Бога – это именно тот “образ и подобие”, по которому мы были созданы. Мотивы искренне любящего человека чисты и обретают такую силу, которую не могут остановить ни запреты, ни гонения, ни препятствия, ни даже сама смерть. Что тут добавить? Это прекрасно видно на примере Иисуса Христа.

Меня могут упрекнуть, мол, в 13й главе первого послания к Коринфянам, Павел говорит о любви в целом, а не о любви к Богу. И как быть с любовью к ближнему? Разве это не вторая из важнейших заповедей Христовых?

Да, любовь к ближнему – это тоже неотъемлемая черта совершенства. Но когда мы говорим о христианах, то без любви к Богу их любовь к ближнему не совершенна и не полна. Потому что самый первый наш ближний – это наш небесный Отец. Поэтому когда мы говорим, что христианам недостаёт любви друг к другу, то это происходит только в тех случаях, когда им недостаёт любви к Богу. Собственно, и любое непонимание Божьих слов происходит от недостатка этой любви (Исаия 29:13). В самом деле, кто будет непрерывно и внимательно прислушиваться к Тому, Кого он не любит? Кто захочет понять нелюбимого так, как любимого?

Такая глубокая любовь к Отцу не присуща духовным младенцам. Как видно из послания к Евреям, сам факт затяжного непонимания справедливости и замысла Бога говорит о том, что непонимающие застряли в младенчестве, находятся в опасном положении и нуждаются в помощи. И эта помощь есть, – как минимум, достаточное ее количество содержится в Писаниях.

Достигая любви, достигайте совершенства!

Выход из духовного младенчества только один – учиться любить нашего небесного Отца так, как любит Его Христос. Вследствие этого, будет развиваться и наша любовь к верным братьям. А достигая такой любви к Богу и ближнему, верные сестры и братья как раз и достигают предсказанного Павлом совершенства – для того, чтобы в дальнейшем помочь в этом всему человечеству.

Поэтому разве допустимо сегодня, чтобы из-за различного понимания (хотя я сказал бы – непонимания) некоторых доктрин, братья были бы готовы сражаться друг с другом? Борясь с “религиозными доктринами”, как бы не побороть и правдивые учения, приняв их за религиозные!

Впереди – большая духовная битва, и в такой ситуации нам нужно быть особо бдительными, чтобы духовно помогать друг другу. Вспомните пример нашего брата Мигеля Сервета, который верил в Единого Бога и отрицал учение о Троице, за что в 1553 году был сожжен христианами-протестантами. Они не считали Мигеля своим братом. Да что там, они не любили его, а следовательно они не знали Бога и уже закоснели в застарелом духовном младенчестве. Видите, какова цена такой закоснелости! Только один этот проступок говорит о неправильности их индоктринации, и что они никогда и не были христианскими братьями.

Поэтому, если мы посвятились Единому и Истинному Богу, то разве возможно, чтобы мы слепо отстаивали закоснелые и небиблейские религиозные догмы, прямо или косвенно затыкая рот братьям или оставляя на своём пути их трупы? Разве не были бы мы виновны в подобном если бы, например, мы считали брата богохульником лишь потому, что он верит в будущий приход Царства Бога, или верит, что Иисус Христос  – это Архангел Михаил? А что говорить о менее значимых вопросах? Не проще ли внимательно выслушать и убедиться в правоте библейских аргументов, если таковые имеются? Несомненно, это недоступно застарелым духовным младенцам, они не понимают глубоких истин и не отличают братьев от лжебратьев. Ибо здесь нужна любовь к Богу, зрелость и смирение перед словами Духом истины. Но разве мы не призваны к такой зрелости? Неужели братья призваны, чтобы воевать за свои заблуждения? Если да, то они и так не стали христианскими братьями. Не так ли?

Смотрите, что пишут нам братья в послании к Евреям:

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евреям 2:1)

Вот! Слышать и внимать Богу – это единственный путь, чтобы узнать Бога и Христа, чтобы полюбить Их и, как следствие, чтобы полюбить наших сестёр и братьев. Чтобы там не говорили религиозники, для этого даже не нужно объединяться в стационарные собрания. Ибо любовь не ограничена рамками одного собрания конкретных людей.

Любовь охватывает всё и всех, потому что

искренняя любовь к Богу и ближнему – это и есть совершенство.

____________

P.S. Статья писалась при недостатке времени и стеснённых обстоятельствах, поэтому, возможно, что я еще отредактирую её. Но пока решил выложить так, как есть; надеюсь, что это послужит к пользе читающего.

Благословений!

3 thoughts to “Достичь совершенства, убегая от духовного младенчества! Как это возможно?”

    1. Привет, Алекс.
      Рад слышать тебя.

      Тут вообще речь о любви. Она и есть совершенство. Когда она приходит, это и сам замечаешь не сразу. Но когда настоящая любовь уже пришла, она меняет человека полностью. Отсюда и взрывоподобный рост во всех отношениях. Говорю о любви к Богу, хотя по аналогии со словами Христа должен заметить, что есть вещи, которые все равно невозможно достичь без помощи Бога: “Невозможное человекам, возможно Богу”. В то же время настоящая любовь тоже есть признак зрелости.

      Еще совершенен и зрел тот, кто хочет и способен брать на себя заботу о других.

      Много чего еще можно добавить, в этой статье речь о том, чтобы помочь сдвинутся с мертвой точки тем, кто застрял и топчется на месте годами. Например из-за приверженности каким-то человеческим догмам или авторитетам.

Комментарии закрыты