Как крестить в воде? По букве? Или по духу?

Вопрос: Водное крещение верное во Имя Иисуса Христа или во Имя Отца, Сына и Святого Духа? 

Все апостолы крестили во Имя Иисуса Христа согласно книги Деяний, всех кто уверовал, а для С(видетелей) И(еговы) принять крещение просто так нельзя. Заранее благодарю за Ваш, подтвержденный на основании Библии ответ!
(От SV)

Ответ: Да, действительно, текст, записанный в Евангелии от Матфея, сообщает о повелении Христа обучать новых учеников и крестить их «во Имя Отца, Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). На основании этого текста, многие приходят казалось бы к закономерному выводу, что водное крещение с этой формулировкой является единственно правильным. Этот же текст часто называют как «троичная» формулировка, на которой настаивают сторонники учения о Троице.

В то же время, как пишет автор заданного вопроса, внимательный читатель Библии может обнаружить удивительный факт, что ни в одном из случаев крещения, описанных в книге апостольских Деяний, ученики Христа ни разу не использовали «троичную» формулировку. Во всех случаях крещения, которые провели ученики Христа в первом веке, «троичная» формулировка никогда не упоминается. Напротив, они неизменно крестили учеников с другой формулировкой – «во Имя Иисуса Христа» и не более (Деяния 2:38; 8:16; 10:44-48; 19:3-5; 22:16). Чтобы нам было легче рассуждать, давайте дальше будем называть эту формулировку «апостольской». Такая же формулировка используется и в письмах апостола Павла (Римлянам 6:3,4; 1е Коринфянам 1:13; Галатам 3:27). Более того, сами рассуждения Павла о смысле крещения, казалось бы, идут вообще вопреки формулировке «троичной»! Об этом можно прочитать в 1м Коринфянам 10:2; 12:13; 15:29 и в Колоссянам 2:12 и ниже мы это рассмотрим подробнее.

Итак, почему в Писаниях не описано ни единого случая, чтобы ученики использовали «троичную» формулировку, записанную в книге Матфея? Неужели ученики нарушили повеление Господа? Чем вызвано такое несоответствие? И какое крещение будет единственно правильным с точки зрения Бога? С «троичной» формулировкой из книги Матфея? Или с «апостольской» из книг апостолов? Давайте разберем эти вопросы подробнее.

[Согласно Библии существует крещение водой и крещение Духом. Но эта статья посвящена, главным образом, вопросам, связанным с крещением водой].

Нарушили ли ученики повеление Господа о крещении?

Нет, ученики ничего не нарушили. Это исключено. Все крещения, которые описаны в апостольских книгах, были проведены под руководством Святого Духа. И под руководством Этого же Духа были записаны сами эти книги. Поэтому ошибки быть не может. Однако это не решает проблему записанного, ведь совершенно непонятно какая из заповедей крещения неукоснительна для исполнения – «троичная» или «апостольская»? Как нужно крестить людей?

В первую очередь, христианин должен понимать, что эпоха и религия Нового Завета — это эпоха и религия Духа. Во время этой эпохи и в этой «религии» ведущую роль играет Дух, а не буква заповеди. Еще при жизни Христос приводил достаточно примеров, в которых было видно, что дух соделанного всегда стоит выше заповеди. Например, когда фарисеи негодовали, что Он исцелял больных и воскрешал мертвых в субботу, Иисус неизменно показывал, что человеческая жизнь, здоровье и благополучие намного выше выполнения даже этой важной заповеди. И насколько же черствыми были законники, настаивавшие на строгом выполнении заповеди даже тогда, когда ее соблюдение могло привести к мучениям и смерти! (Что, впрочем, не помешало им содействовать распятию Христа в канун субботы…) Также Иисус приводил примеры, когда люди нарушали заповеди Закона, но при этом признавались праведными. Так, например, Давид и его изголодавшиеся товарищи ели хлеба предложения, которые надлежало есть только священникам. Так и сами священники нарушали субботу прямо в Храме Иеговы, что вообще кажется немыслимым нарушением! Однако, с точки зрения Бога, они оставались невиновными (Матфея 12:1-14). Более того, исполняя свое храмовое служение с нарушением субботы, они поступали благочестиво и богоугодно.

То же самое касается «заповеди» о крещении. Здесь более важен дух происходящего, а не строгий порядок его выполнения.

«Духовный порядок крещения», установленный… Кем?

Давайте допустим, что требуется строгое исполнение заповеди крещения, подразумевающее строгий порядок крестить только так, как указано согласно Евангелия от Матфея, т. е. «во Имя Отца, Сына и Святого Духа». Теперь рассмотрим сам «порядок». Во-первых, Иисус сказал сначала идти (1) ко всем народам; во-вторых, обучить их (2); и, в-третьих, только после этого их крестить (3). Но если мы хотим крестить в строгом соответствии с буквой записанного, давайте вспомним, что по этому поводу Иисус добавил в Евангелии от Иоанна:

Иисус сказал… в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоанна 3:3-5).

Итак, как бы дополняя записанное в Евангелии от Матфея, Иисус указывает, что в Царство Бога можно войти только посредством рождения от воды (1) и Духа (2). Строго говоря, здесь даже последовательность видна: духовному рождению должно предшествовать рождение от воды. Понимая, что под «рождением» здесь явно подразумевается крещение, правильно заключить, что, в согласии с выше записанным, человек сначала должен быть крещен водой и после этого — Духом. Именно в таком порядке был крещен Сам Иисус и Его первые ученики (Матфея 3:14-17; Иоанн 1:26-34; Иоанн 4:1,2; Деяния 1:5, 2:38-41).

А теперь давайте посмотрим, как эта «буква порядка» соблюдалась со стороны Бога. Это хорошо видно из случая, когда апостол Петр впервые был послан к язычникам в доме Римского сотника Корнилия. Апостол Петр сначала даже идти не хотел, что видно из показанного ему видения, в котором он сначала напрочь отказывался есть нечистую языческую пищу (и которую он отказывался есть даже многие годы спустя, см. Деяния 10:9-17, Галатам 2:11-14). Однако видение означало, что Петру предстоит обучать язычников, к которым он тут же был послан. И когда он пришел к ним и стал благовествовать, на язычников сошел Святой Дух. Это было нечто новое для учеников Христа. Всем сердцем приняв благую весть с уст Петра, язычники Корнилий и его близкие были тут же крещены Святым Духом!!! (Деяния 10:44-48).

И это при том, что никакого водного крещения они до этого не принимали! Можно себе только представить какой шок охватил Петра и пришедших с ним иудейских учеников. Они Своими глазами увидели, как действует Бог – Бог, не соблюдший «порядка крещения», который до этого момента строго соблюдался при крещении Самого Христа и Его иудейских последователей (Иоанн 4:1,2, Деяния 1:5, 2:38-41). Бог сделал исключение — и для кого??? Для язычников!

Как известно из Писаний, крещение Святым Духом означало усыновление Богом, которое получали крестившиеся от Него (Римлянам 8:14). Получается, что Корнилий и его близкие были помазаны Духом и усыновлены Богом еще до того, как приняли водное крещение. Более того, эти язычники еще никогда не принимали от символьных хлеба и вина, которое Иисус повелел принимать Своим последователям!

И потрясенным апостолам ничего не оставалось, как признать факт их Вышнего усыновления и предложить им креститься пост-фактум — водным крещением «во имя Иисуса Христа» (Деяния 10:44-48). Этот уникальный случай ярче всего показывает, что «религия» Христа — это «религия», где дух совершаемого стоит намного выше любых заповедей и законов. Ведь там где господствуют вера и любовь, там свобода, превосходящая рамки любых букв и законов.

Уже только поэтому если кто-то утверждает, что «апостольская» формулировка креститься только «во имя Христа» является единственно правильной и подлежит неукоснительному исполнению, то такой человек не чувствует руководства Духа, данного в Писаниях. И это очень опасно, ведь тогда духовный смысл крещения может свестись к выполнению бездумного обряда, в котором сама «формулировка» лишается своего духовного смысла и по сути превращается в заклинание наподобие магического. Как правило, на «апостольской» формулировке настаивают противники веры в Троицу – христиане, типа унитариев, верующие в единство в верховенство Бога – Отца. «Троичная» формулировка, по их мнению, поддерживает веру в Троицу, что в их понимании является недопустимым.

Однако, есть и другие унитарии (например, Свидетели Иеговы или Исследователи Библии), которые тоже верят в Верховенство Отца, но это не мешает им использовать «троичную» формулировку при крещении. Ведь главную роль играют верования (т.е. дух) крестящихся. А дух, как было показано, всегда стоит выше заповеди.

Требования для крестящихся

Что же можно сказать о готовности человека креститься? В любом случае духовная свобода не означает, что можно крестить кого-попало и как-попало. Наоборот, крещению должен предшествовать процесс познания и/или обучения с последующим возникновением у обучаемых соответствующей веры, побуждающей их к определенным действиям (ср. Римлянам 10:14,17).

Еще, апостол Петр пишет, что крещение — это «не смывание грязи с тела, это призыв к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа» (1 Петра 3:21, «Слово Жизни»). Слово, переведенное здесь как «призыв», еще переводится как «просьба» или «обещание» к Богу о доброй совести. Соответственно, и сам факт «призыва к Богу о доброй совести» помимо всего прочего означает, что водное крещение представляет собой посвящение своей жизни Богу для исполнения Его воли.

* * *

Теперь, понимая приоритет духовного восприятия над законническим, можно уравновешенно исследовать противоречие между «троичной» и «апостольской» формулировками. И да, «троичная» формулировка крещения из Матфея 28:19 действительно является очень проблемной, причем в двух смыслах — в текстово-историческом и в контекстуальном.

Текстовая проблема текста Матфея 28:19

Из всех копий греческих писаний самые ранние экземпляры, которые дошли до нас, датируются 4м веком нашей эры. Наряду с «апостольской» формулировкой, все они содержат формулировку «троичную».

Насколько при этом известно, до нас дошло свидетельство тех лет, из которого возможен вывод, что слов «крестить во Имя Отца, Сына и Святого Духа» в первоначальном тексте не было*. Это следует из трудов Евсевия Кесарийского, жившего на рубеже 3-го и 4-го веков. Поэтому его труды вызывают особый интерес, и тем более, когда он цитирует из Матфея 28:19. Возможно, что он располагал теми копиями евангелия от Матфея, которые до нас не дошли, в связи с чем интересен ряд его цитат из Матфея 28:19, где «троичная» формула крещения вообще не упоминается! Цитируя это место, он передавал слова Иисуса так:

«Идите и делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…» (7 цитат)

Или так:
«Идите и во имя Мое делайте учениками все народы… и научите их соблюдать…» (17 цитат)

Примечательно, что формулировка, которую он цитирует аж 17 раз, полностью совпадает с формулировкой, используемой апостолами и записанной в книге Деяний! Причем сами эти документы были созданы Евсевием до Никейского собора, на котором был заложен фундамент для учения о Троице (325 год н.э.).

И только после Никейского собора в его документах появляются цитаты с той самой «троичной формулой», которая дошла до наших дней. Конечно, сам характер всех его цитат нельзя использовать в качестве абсолютного доказательства того, что текст Матфея 28:19 был кем-то изменен или дописан. Для этого таких противоречивых цитат недостаточно. Но, к сожалению, из-за того, что до нас не дошли более ранние копии христианских греческих писаний, никаких других надёжных выводов по смыслу первоначального текста сделать более невозможно. Однако, рассматривая контекст, мы можем увидеть весьма неожиданные вещи.

Контекстуальная проблема текста Матфея 28:19

Давайте теперь посмотрим на то, как выглядит смысл «троичной» формулы из Матфея 28:19 в контексте того, что записали о крещении апостолы.

Во-первых, сегодня посредником между Богом и людьми есть Иисус Христос. С другой стороны, Моисей был посредником между Иеговой и теми, кто стал его народом. В связи с этим интересно, как Павел описывает «крещение» древних израильтян:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море…» (1 Коринфянам 10:1,2).

Как видно, связывая прохождение сквозь море с крещением, Павел говорит лишь о крещении в посредника, которым был Моисей. Ничего о крещении «во Имя Отца и/или Святого Духа» Павел не пишет. Логично, что по духу такое крещение полностью совпадает с крещением во имя Посредника Иисуса, которое проводили апостолы.

Во-вторых, в Римлянам 6:3,4 Павел пишет, что все крестившиеся крестились в смерть Христа. Кроме этого, укоряя Коринфян за их неверие в воскресение мертвых, апостол Павел пишет:

«..если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» (1е Коринфянам 15:16-18).

После чего, продолжая мысль, апостол вдруг связывает крещение с верой в воскресение мертвых:

«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Коринфянам 15:29)

– из чего еще раз прямо следует, что Его ученики крестились в СМЕРТЬ (см. также Колоссянам 2:12). Но если само крещение в смерть подразумевает крещение в Иисуса Христа, то разве может крещение в смерть подразумевать крещение в бессмертного Бога или во Святого Духа? Разве Иегова или Его Дух может умереть? Никак. Даже само допущение об этом, как минимум, кажется нелогичным. Тогда «крещением в смерть» может быть только крещение в Иисуса Христа распятого и ни в кого больше. Как видно, законническое толкование «троичной» формулировки крещения из Матфея 28:19 снова не вписывается в контекст записанного апостолом. Очевидно, что наиболее важным является не надуманная законниками обрядовая составляющая с «правильной формулировкой», но только дух происходящего, в основе которого лежит искренняя и нелицемерная ВЕРА в Бога, в Христа и в Его искупительную жертву.

Какое крещение является недействительным?

Конечно, сторонники «троичной» формулировки будут говорить, что, в отличие от действий апостолов, повеление крестить «во Имя Отца, Сына и Святого Духа» дано самим Господом. Но тогда можно смело посоветовать им отказаться от чтения и признания всего, что записано о крещении в книге Деяний и апостольских посланиях. И это уже будет самым настоящим сектантством от которого предостерегали Христос и апостолы (Иоанн 17:11; Деняия 20:29,30; 1 Коринфянам 1:10).

Очевидно, что крещение «во имя Иисуса Христа» полностью соответствует духовному апостольскому пониманию, является правильным и, как минимум, не менее верным, чем «во Имя Отца, Сына и Святого Духа».

К тому же, первыми, кого крестили апостолы, были иудеи, жизнь которых была посвящена Отцу еще от рождения. Они уже были народом, принадлежащим Богу и ходящим под Его Именем. Логично, что для вхождения в Новый Завет для них было достаточно крещения «во имя Сына» и крещения Святым Духом. Что там говорить, даже язычник Корнилий был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» – из чего следует, что по духу его жизнь уже была посвящена Небесному Отцу де-факто. И, как следствие, крещение Духом, а также водное крещение «во имя Сына» лишь изменяло его статус на статус Божьего служителя Нового Завета.

В итоге, если рассматривать Библию целостно, не заниматься сектантскими разделениями и домыслами сверх написанного, то и в первом, и во втором случае вера в Бога и Христа не опровергается, как не опровергается и раскаяние во грехах, а также вера в искупительную жертву и в руководство Духа. Кроме того, при буквальном прочтении формулировка «во Имя Отца, Сына и Святого Духа» никак не отменяет верховенство Отца и никак не унижает Его сущность. И даже если впоследствии выяснится, что кто-то изменил текст Матфея 28:19 в угоду какому-то учению, то нужно признать, что даже такое изменение не противоречит духу христианской веры в Отца и Сына.

Поэтому учитывая выше изложенное и понимая, что ныне мы живем не по букве, но по духу, необходимо осознать неразумность требований признать чьё-то крещение недействительным лишь потому, что нас не устраивает «формулировка». Разве не Бог должен решать, насколько законным было посвящение Ему и как оно выполнялось? Разве Дух желает кому-то смерти? И разве Дух не животворит? Нужно признать, что если человек узнал правду и поверил в Единственного Бога и Его Сына, и если на основании жертвы Христа он раскаялся в своих грехах и посвятил Богу свою жизнь с «призывом о доброй совести», то он крестился в полном соответствии с духом веры и его крещение не может считаться недействительным, независимо от выбора «формулировки», исполь­зован­ной при крещении.

В конце концов, разве могут люди видеть сердца других людей, чтобы на основании одной лишь «формулировки крещения» признать посвящение и верное служение христиан всех веков бессмысленным? Это был бы суд не по духу, но по букве, по плоти. Такой суд явно не по Христу, да и не людям об этом решать. Ведь мы сегодня являемся «служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6).

2 thoughts to “Как крестить в воде? По букве? Или по духу?”

  1. Спасибо за Ваш аргументированный ответ. Соглашусь с тем, что нужно поступать по Духу!
    Хочется услышать ответ на еще один вопрос… У многих религиозных организациях принятие водного крещения равно к принятию в члены церкви и в таком случаи они наверное вправе поступать с этим этапом как решат на своих советах – допустить крестится человеку через месяц, год или два… Как же всё-таки правильно поступать с водным крещение – учить человека до того времени пока он не поймет все доктрины, принципы церкви (организации) или же допустить крещение в тот же день (если это возможно) когда он раскаялся и уверовал в Иисуса Христа как своего Спасителя? Перед тем услышав о Нем, Его жизни, заповедях, учении, цели пребывания на земле и вполне осознал всю серьёзность водного крещения, как это было с евнухом (Деяния 8:26-40).

    1. Спасибо за отклик и за вопрос.

      В принципе здесь тоже нужно поступать по Духу. Любые правила никогда не должны пересекать эту черту. Эфиопский евнух, судя из контекста, уже был поклонником Бога, ему нужно было уверовать лишь во Христа. Т.е. другая ситуация там была.
      Что касается каких-либо собраний, то кто я, чтобы давать им совет? Имеют Писания, пусть по ним и поступают. Со своей стороны, если бы я крестил кого-то, то прежде должен был бы убедиться, что Бог, Христос, вера и Писания для такого человека – не пустой звук. Конечно, видеть такое возможно только при личном знакомстве. Поэтому на крестящих лежит намного большая ответственность, чем на тех, кого они крестят. Здесь нужна проницательность, мудрость и дух. И, естественно, никакого фанатизма.

      Об этом еще можно рассуждать; если чего надумаю, то допишу прямо здесь. По мере времени и сил, конечно. 🙂

Комментарии закрыты