Одно из самых удивительных свойств Библии состоит в том, что своей согласованностью она всегда как бы унижает тех, кто упорствует в ложных и ошибочных толкованиях, якобы разъясняющих Слово Бога. При внимательном прочтении простых библейских текстов, как правило, оказывается, что такие толкования всегда выглядят глупо. Примечательный в этом отношении текст был записан в пророчестве о «северном и южном царях», которое было дано пророку Даниилу. И вот что сказал ему ангел о понимании предсказанного:
«…Эти слова оставлены в тайне и запечатаны до времени конца… Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил 12:9, ПНМ, Даниил 12:10, СП).
Часто бывает, что люди, читающие эти слова, думают будто Бог специально напустил на это пророчество туман, который должен исчезнуть только ко «времени конца». При этом, мало кто задумывается над тем, что пророк прямо объявляет «нечестивыми» тех, кто не поймет этого пророчества во «время конца». Но как быть с теми, кто это пророчество «не разумеет» сейчас, но при этом утверждают, что «время конца» уже настало? Нагляднее всего это можно увидеть на примере Свидетелей Иеговы, наполнивших всю планету свидетельством «о Царстве» и о «времени конца», как об уже наступивших с 1914 года. При этом, за прошедшее столетие организация Свидетелей так и «не уразумела» пророчества о последнем «царе северном». Вот, например, что было написано об этом в одном из последних журналов:
«Как усердные исследователи Слова Бога мы с нетерпением ожидаем увидеть, кто же проявит себя в ближайшем будущем северным царем» (журнал «Сторожевая Башня» от 15.05.2015, стр. 30., издан Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, © 2015)
Примечательно, что Свидетели представляют себя здесь «усердными исследователями Слова Бога». Еще, шестнадцать лет назад, Свидетели Иеговы издали книгу «Внимайте пророчеству Данила!», авторы которой истолковали слова Даниила о «мудрых, очищенных, убеленных и переплавленных» как о руководителях своей организации (стр. 293, абз. 13,14, издана Обществм Сторожевой Башни, Библий и Трататов, © 1999). Но если «время конца» наступило еще 100 лет назад, и в лице Свидетелей уже появились «мудрые» служители Иеговы, то почему никто из них «не разумеет» этого простого пророчества? Как же они могут называть себя «усердными исследователями Слова Бога», когда пророк Даниил говорит, что во «время конца» пророчество о царе северном «не уразумеют» только нечестивые? Грустно об этом говорить, но насколько же унизительно это звучит!
Но гораздо страшнее то, что такой ситуацией и проповедью о преждевременно наступившем «времени конца» позорится Святое Имя Бога, – теми, кто посвятил себя прославлять Его. Почему же Свидетели не разумеют это пророчество? Можно ли их назвать нечестивыми? И почему никто из нечестивых этого не поймет?
Почему Свидетели не разумеют пророчество Даниила?
Ответ до банальности прост. Как понятно из вышеприведенного текста, пророчество Даниила полностью откроется для понимания только тогда, когда будут соблюдены два простых условия. Во-первых, понимающий человек должен считаться мудрым и испытанным в глазах Бога, а не людей. Даже если сегодня найдутся люди, которые, по мнению Бога, могут быть достаточно мудрыми и испытанными, то, во-вторых, должно наступить и настоящее «время конца», еще никогда не наступавшее. Вот почему до сих пор нет ни одного человека, которому это пророчество было бы полностью открыто. Как бы подчеркивая предупреждение Даниила о недопустимости нечестия, непосредственно перед уходом на небо Иисус жестко одёрнул апостолов, когда они пытались узнать у Него время восстановления «Царства» (Деяния 1:6,7). Он строго указал, что не человеческое это дело знать срок, который Бог не пожелал открыть людям прежде назначенного времени. Тем не менее, вслед за Чарльзом Расселом, Свидетели Иеговы до сих пор поступают вопреки ясным словам Христа, применяя ко «временам язычников» хитроумные вычисления, которые Иисус опроверг двумя короткими фразами, записанными апостолами Лукой и Иоанном (см. статью Что такое «Времена язычников»? Это объяснил Сам Иисус Христос!).
Так же и апостол Павел пишет о том, что преждевременное провозглашение наступившего Дня Господа имеет прямое отношение к «человеку беззакония» (2 Фессалоникийцам 2:2,3,НМ). Это согласуется со словами Христа, что знать срок установления Царства — это не человеческого ума дело! Фактически, непослушание Христу в этом вопросе тоже является «беззаконием»:
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?..» (см. Луки 6:46-49).
И если, вопреки Иисусу, какие-то люди начинают высчитывать это время, то разве они могут считаться в глазах Христа и Бога «мудрыми, очищенными, убеленными и переплавленными»? Учитывая всё это, становится ясно, что именно беззаконное вычисление срока Царства и беззаконное провозглашение якобы наступившего Дня Господа являются главными причинами того, что в целом Свидетели Иеговы «не разумеют» пророчество Даниила о последнем «царе северном» и о «времени конца». Как это ни печально, но в этом контексте такие люди не могут с чистой совестью думать, что являются в глаза Бога праведными, мудрыми или испытанными.
«И не уразумеет сего никто из нечестивых…» Почему?
Тем не менее, будут те, кто не уразумеет глобальные пророчества даже в грядущее «время конца». Почему же никто из нечестивых не сможет их понять? Интересную часть ответа на этот вопрос можно найти в том, как описывает гибель нечестивых апостол Павел:
Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших… (2е Фессалоникийцам 1:6-9)
Павел явно указывает признаки нечестивых. Во-первых, они будут оскорблять настоящих служителей Бога.
Во-вторых, они не покорятся благой вести Иисуса Христа, которая будет звучать с уст этих святых в подлинное «время конца», то есть тогда, когда будет исполняться и пророчество Даниила. Следовательно, не принимая их весть, нечестивые не поймут и само пророчество о последнем «царе северном», который появится только в то время.
В-третьих, и это самое страшное, к тому времени нечестивые так и «не познают Бога» как личность. В самом деле, если человек не знает Бога, то как он может понять Его слова? Это еще труднее, если такой человек нечестивый. Разве может понять пророчества от чистого Бога человек, который нечист своим умом? Никак не может.
Например, двум читателям дали одинаковый текст, в котором была написана искренняя хвала Свидетелям Иеговы. Первому сказали, что этот текст написал человек, долгие годы верой и правдой служивший Свидетелем Иеговы. Но второму читателю сказали, что этот текст написал лютый враг Свидетелей, который оскорбляет, унижает и критикует их за дело и без дела. Как отреагирует на одинаковый текст каждый из читателей? Если первый сможет поверить в искренность написанного, то второму читателю будет тяжелее сделать это. Скорее всего, искренняя хвала покажется ему саркастической насмешкой, которую написал злой недоброжелатель.
Как видно, даже по-человеческому рассуждению это легко объяснимо. Как может понять честного человека тот, кто всю свою жизнь жил по принципу «все лгут; не солжёшь, не проживёшь»? Конечно, никак! Лживый человек никогда не поверит честному. Он будет считать честного наивным глупцом или слишком хитрым. В каждом слове честного человека закоренелый лжец будет подозревать подвох и злой умысел, как написано:
«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Титу 1:15,16).
Лукавый ум, наполненный нечестием и коварством, неспособен принять за истину простые слова чистого, любящего и честного Бога. Лукавому человеку просто не помещается в уме, что Бог может быть великим и одновременно простым и доступным (ср. Иоанн 15:15). Такой человек не понимает, что Иегова не делает западни для честных и искренних, Он всегда открыт для взаимодействия с ними (Псалом 16:26-28). Для праведных Его слово всегда искренно и лишено лукавства, все глубокие истины оказываются для них гениально простыми в своем величии.
Как говорится, если хочешь хорошо спрятать вещь, положи её на самом видном и доступном месте. И ведь Бог так и поступил с пророчествами. Поэтому они просты и понятны для Его вдумчивых служителей. Если бы это было не так, то был бы бессмысленным и призыв апостола Петра обращаться к пророчествам как “светильнику, сияющему в темном месте” (2е Петра 1:19). Всякий светильник всегда ставят только на месте, которое видно для всех. Само сравнение пророчеств со светильником показывает, что в них нет ничего чрезмерно утаённого. И верный человек “разумеет” мотивы и слова Бога, ведь знает образ Его мышления и образ действия.
Лукавый же ум всегда будет искать какой-то подвох, какой-то невероятно потайной смысл даже в самых простых истинах, понимание которых лежит просто на поверхности. Еще, сознательная нечестность всегда взаимосвязана с эгоизмом, поэтому лукавый человек не будет искать в Божьем замысле глобальной справедливости, но только «исполнения» каких-то своих, местечковых человеческих интересов. Эгоисту непонятны желание и готовность Бога идти на жертвы ради чего-то. Вот почему нечестивые названы «не познавшими Бога». Если Он и присутствует в их жизни, то только номинально, безжизненно, и поэтому они упорствуют в глупейших ошибках, которые не выдерживают проверку временем и(или) контекстом Библии. Как и во все времена, в будущее «время конца», когда Бог в последний раз «заговорит» к миру через Своих «избранных святых», непонимание лукавыми людьми Божьих пророчеств будет прямо взаимосвязано с их нечестностью и несправедливостью. Естественно, разве сможет узнать голос настоящих Божьих служителей тот, кто не узнал Бога, как личность?
Именно поэтому (как это уже происходит с преждевременными и ошибочными толкованиями Общества Сторожевой Башни), люди, пытающиеся использовать Библию для продвижения человеческих учений и замыслов, рано или поздно начинают выглядеть глупо или даже обманщиками…
В связи с этим настоящие служители Бога должны относится к Слову Бога с особым вниманием, чтобы не согрешать. Только тот, кто любит высшую справедливость, может понять справедливого Бога и Его справедливый пророческий замысел. Будем же и дальше искренне искать только Божьего, чтобы обрести правильное понимание для спасения. Ведь «Он недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27).
Спасибо за простую и интересную статью.Только вот само понятие Справедливость присуще миру в котором существует Несправедливость.В близком окружении Бога нет несправедливости т.к. Бог есть Любовь среди детей.
Не за что, благодарите Бога. Кстати, данное пророчество тоже дано для мира, в котором существует несправедливость. По-другому к такому миру и сказать сложно. Просто, по существу, и никакого лукавства.
__________________
Vecheslav, если есть желание, заходите на наш форум. Вы задаете много интересных вопросов, однако у меня реально нет времени, чтобы всё это охватить. На форуме людей немного, однако все они интересуются Библией и стараются ее понять со всех сторон – как в крупных вопросах, так и в менее заметных, хотя все они важны, конечно. У нас там никого не давят, но и себя давить не дают. А то всякое бывает, приходят некоторые люди и начинают навязывать свои собственные взгляды как якобы “библейские”, а потом возводят их в ранг требований, обязательных для исполнения всеми остальными. Ну, и в итоге судят всех по своей совести. Однако, участники форума, слава Богу, стараются избегать доминирования друг над другом, но и свою духовную свободу тоже не хотят никому отдавать. Подобно тому, как писал Павел, никто из узнавших Бога не хочет, чтобы его свобода была судима чужою совестью, которая к тому же часто бывает далекой от Христа.
Поэтому если Вы любите Бога и стремитесь мыслить не по правилам, но по Духу – т.е. если Вы свободны умом от навязывания своей совести другим людям, то Вы станете желанным участником форума и найдёте нормальную исследовательскую атмосферу. Но это если есть желание. Ведь у меня вправду нет интереса тащить людей за собой, поэтому к популярности этого ресурса стремления тоже нет. Здесь есть больше стремление к пониманию и качеству, а не к дешевой популярности и количеству. Хорошим людям всегда найдется достойное место среди тех, кто пытается жить по Христу.