Что значит «прочие… не ожили, пока не окончится тысяча лет»?

Наверное, нет ни одного из читателей книги Апокалипсиса, которого не удивлял бы текст о воскресении мертвых, записанный в Откровении 20:4,5:

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить… Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение» (Откровение 20:4,5).

Как видно, в тексте существуют две группы воскрешаемых. И две участи, которые их постигают. То есть, там как бы описаны:

1. Те, кто оживает, чтобы царствовать со Христом 1000 лет.
2. Те, кто не оживает, доколе эта тысяча лет не окончится.

Казалось бы, всё тут понятно, и многие воспринимают этот текст буквально. Они так и говорят, мол, «вот, вторая группа людей воскреснет только после окончания 1000-летнего Царства Христа». Существуют даже целые религии, которые учат, что на протяжении этой 1000 лет земля будет пустой и безлюдной. Но так ли это?

Нет, это не так. Последующие за приведенным текстом слова (если их внимательно читать), сразу же проясняют что это значит:

Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откровение 20:6).

Что видим? Видим, что снова упоминается первая группа воскресших — соправителей Иисуса Христа. Но теперь добавляется важная подробность: «над ними смерть вторая не имеет власти». Что значит «смерть вторая»? Чтобы сильно не отвлекаться от нашего основного вопроса, достаточно вспомнить, что «смерть вторая» обозначает окончательную погибель, из которой воскресения уже не будет (см. Откровение 20:14,15).

Но какое значение имеет то, что «смерть вторая» не имеет власти над первой группой воскресших? Ответ уже известен, и он записан в предыдущем тексте:

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)

Итак, зададим к этому тексту самый главный вопрос: почему «смерть вторая не имеет власти» над первой группой воскресших? Да потому что «они ОЖИЛИ».

Иными словами, «ожить» – это значит «стать неподвластным второй смерти». Именно такое значение несёт ближайший контекст.

Что же тогда сказать о «прочих из умерших», которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет»? Ответ прост: даже если они воскресают, это не избавляет их от «второй смерти» (вечной погибели), по крайней мере пока.

[Здесь важно понимать, что в глазах Бога смерть выглядит не так, как в глазах людей (Марка 12:27). Для Бога нет ничего невозможного, следовательно, даже смерть Он может обратить вспять. Настоящей и бесповоротной Он определил только «смерть вторую», о которой будет сказано дальше.]

Следовательно, слова «не ожили» не доказывают утверждения, что названые «прочими из умерших», будут воскрешены только в конце 1000-летнего Царства Христа. С другой стороны, это означает, что людей, не вошедших в число соправителей Христа и воскрешенных в начале 1000-летнего Царства, нельзя назвать «ожившими» до его окончания. А точнее, до времени последнего испытания.

Как видно, ответ оказался простым, и на этом можно было бы закончить. Однако дальнейший текст несет еще более удивительные подробности и доказательства факту, что «прочие из умерших» будут воскрешены не в конце 1000-летнего Царства Иисуса, но уже в самом начале Его правления.

Символы, показывающие время воскресения «прочих умерших»:
«смерть вторая», «озеро огненное», «смерть», «ад» и «море»

«Озеро огненное» – это и есть «смерть вторая», она же вечная погибель. Из «смерти второй» воскресение не предусмотрено, что следует из текста Откровение 20:14,15:

…И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откровение 20:15).

Таким образом, приговор «второй смерти» получают лишь те, кто не записан в «книгу жизни». Это означает, что жизнь для них не предусмотрена. Поэтому «смерть вторая» – это смерть навеки (ср. Откровение 17:8,11 и 19:20).

А вот символ, обозначенный просто словом «смерть» – это смерть, но не «вторая». Это, так сказать, смерть «первая», из которой предусмотрено воскресение мертвых.

«Ад» (греч. «гадес») – это просто могила, еще одно слово-символ, которым описано место пребывания умерших. Из «ада», так же, как из «смерти» (первой) предусмотрено воскресение мертвых, о чем записано в тексте Откровения 20:13, который мы тоже рассмотрим.

«Море» (бушующее море) – это самый ключевой символ. Оно означает нечестивых, ту часть человечества, которая не узнала Бога (Исаия 17:12, 57:20, Даниил 7:2, ср. Откровение 13:1, также Луки 21:25). [Кстати, через пророка Иезекииля Иегова символическим языком пообещал, что в будущем это «море» будет исцелено (Иезекииль 47:9)]

«Отдали мертвых»

Как и обещалось, давайте теперь рассмотрим текст Откровения 20:13 – один из самых важных текстов, относящихся к воскресению:

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откровение 20:13).

Итак, «смерть», «ад» и «море» отдают мертвых на суд. Хотя эти мертвые не получают «смерть вторую», о них тоже не сказано, что «смерть вторая не имеет над ними власти». И так как они и идут на суд в качестве подсудимых, то явно, что они не входят в группу соправителей Христа. Следовательно, они и есть те «прочие из умерших», которые «не ожили, доколе не окончится тысяча лет».

Судьями же, как разбиралось, будут воскресшие соправители Иисуса Христа.

Когда начинается суд?

Как и написано, сам суд начинается сразу же по окончании «времен язычников»:

«И седьмой Ангел вострубил..: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его… И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых…»
(Откровение 11:15,18, ср. Даниила 12:1,2, см. «Времена язычников» — это и есть «время конца»).

Что видим? Если «время судить мертвых» наступает вместе с воцарением Христа, то это происходит в начале 1000-летнего периода, а не в конце.

Более того, мертвые будут судимы, но… Обратите особое внимание! – Будут «судить мертвых», а не живых! Странно, правда? С одной стороны, сказано, что «смерть» их отдала, и это должно означать, что мертвыми их назвать уже нельзя, по-крайней мере физически. Но, с другой стороны, прямо ведь написано, что судят мертвых, а не живых.

Поэтому, чтобы избавиться от этих кажущихся странностей, давайте посмотрим, что происходит с «местами», в которых мертвые пребывали до суда.

Что происходит с [первой] «смертью» и «адом»?

Как видно из текста Откровение 20:14, после того, как «смерть» и «ад» отдают своих мертвых, они навсегда уничтожаются:

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.» (Откровение 20:14)

«Смерть», которая уничтожается в этот момент — это т.н. смерть первая. То, что, отдав мертвых, эта «смерть» вместе с «адом» («могилой») навсегда уничтожаются, означает, что с этого момента первой смертью больше никто не умрет, и что никаких могил больше не будет. Дальше возможна только вечная жизнь или «смерть вторая». Те, кто будет умирать второй смертью в «ад» (могилу) больше никогда не попадет. Означает ли это, что буквальные могилы навсегда исчезнут? Трудно сказать. Однако там, где будет вечная жизнь, ни смерть, ни могильные памятники больше не нужны.

Куда исчезло «море»?

Заметили? Да, помимо смерти и «ада» у нас было и «море» безбожного человечества. Оно тоже отдаёт мёртвых на суд (хотя прямо не сказано когда). Почему же тогда в Откровении 20:14 не сказано о судьбе «моря»? Неужели оно не будет брошено в «озеро огненное» и продолжит своё существование?

В том-то и дело, что «море» сразу не исчезает. Как видно из следующего видения Иоанна, «море» исчезает гораздо позже — только в конце 1000-летнего Царства Христа:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже…» (Откровение 21:1-4)

То, что «море» не познавших Бога людей исчезнет только после 1000-летнего Царства, означает, что во время правления Христа оно всё еще будет существовать.

Вопреки своей правильности, такое утверждение выглядит очень неприятным. Однако есть то, что есть. В самом деле, почему написано, что «смерти уже не будет» лишь после того, когда «моря уже нет»? – А потому, что смерть будет существовать лишь пока существует «море». Иначе с какой целью «море» описано, как содержащее мертвецов?

И, наконец, самые важные вопросы: почему в отличие от «ада» и «смерти», «море» не бросают в «озеро огненное»? Чем безбожное «море» лучше «ада» и «смерти», если в нем тоже полно «мертвых»? Ничем. Именно эти вопросы помогают понять, что «море» отличается от «ада» и «смерти». И что люди принадлежащие символическому «морю», являются не физически мертвыми, но духовно! Поэтому, когда текст гласит, что «прочие из умерших не ожили», то речь идет именно о духовно мертвых. Они «не ожили» в том смысле, что по-прежнему нуждаются в искупительной жертве Христа, в познании Отца и Сына, и в Божьем усыновлении.

По этой причине «море» будет существовать до самого конца 1000-летнего Царства Иисуса — до тех пор, пока оно полностью не будет опустошено. Пустое «море» уже не нужно бросать в «озеро огненное». Ведь «моря уже нет». А то чего нет, уничтожить невозможно.

Возможно, кто-то удивится и спросит: как же так? Неужели в 1000-летнем Царстве Христа все еще будут существовать неправедные люди? Да, вопреки красочным комиксам из журналов Сторожевой Башни, именно такой вывод следует из библейских текстов. Ещё это видно из 65й главы Исаии, который пророчествовал, что даже в райских условиях будут проявляться жестокость грешников, которые будут грешить, несмотря на все полученные благословения. И они будут умирать за свой грех (Исаии 65:20). В отличие от Исаии, Иоанн пишет, что когда «море» исчезнет, то «смерти уже не будет». Уже не будет грешников, и никто не будет умирать. Следовательно, Исаия и Иоанн пишут о разных временах: Исаия – о 1000-летнем Царстве, а Иоанн – о его окончании. При этом, хотя в период 1000-летнего Царства «море» будет существовать, своей власти у грешников уже не будет (ср. Откровение 13:1); вся власть тогда будет отдана Иисусу Христу.

Но что, если рассмотренный текст из Откровения 20:5 принять буквально? И что если сказать, что никто, кроме избранных, «не оживет» на протяжении 1000 лет? Хорошо, давайте допустим это. Однако кого эти избранные будут судить целую 1000 лет? Мертвых, которые будут лежать в гробах до конца 1000-летия, чтобы потом встать и выслушать свой приговор? Ну, во-первых, такого нигде не написано. А, во-вторых, неужели справедливый Божий суд будет «заочным»? Конечно, нет; и мысль о том, что целую 1000 лет суд будет идти над теми, кто не способен на этот суд явиться, является богохульной.

Наконец, если на протяжении 1000-лет никто, из находящихся в «море», «аду» и (первой) «смерти» не воскреснет, то откуда на «четырех углах земли» появятся обольщенные дьяволом? (Откровение 20:4-10) Разве можно допустить, что они произойдут из Христовых соправителей? Никак, ведь обольщенные получат смерть, которая над соправителями Христа «не имеет власти».

Поэтому так же, как и многие воскрешенные из «ада» и «смерти», люди, представленные «морем», доживут до финального испытания. Оно станет последним рубежом, после которого станет ясно, получат ли испытуемые полное освобождение от «смерти второй» или нет. Люди, не прошедшие это испытание, его не получат: оставшись закоренелыми противниками Бога, они в духовном смысле останутся теми, которые так и «не ожили». Это повлечет за собой огненное уничтожение, которое по сути тоже означает «вторую смерть» (Откровение 20:8,9). Люди же, прошедшие испытание, будут записаны в «книгу жизни». Они и станут теми, кто «ожили». На этом суд и 1000-летнее Царство Христа окончатся.

Но главная мысль, которая следует из этого исследования сводится к следующему:

– Факт, что все мертвые, отданные «смертью», «адом» и «морем» для суда, сообщает, что с точки зрения Бога все «прочие», то есть «праведные и неправедные», которые физически воскресают и приходят на суд, аж до окончания 1000-летнего Царства Христа не получают Божьего усыновления и освобождения от угрозы «смерти второй» (Деяния 24:15; Иоанн 8:34,35). Это и означает, что [духовно] они «не ожили пока не окончится тысяча лет» (Откровение 20:4,5).

12 thoughts to “Что значит «прочие… не ожили, пока не окончится тысяча лет»?”

  1. Интересное исследование.Но почему вы считаете,что в миллениуме некому жить?Почему вы не берете во внимание овец,которых Иисус отделит от козлов перед Армагеддоном?Они и будут жить дальше и из их числа будут те,кто в последнем испытании пойдет за сатаной.Т.к.они всего лишь овцы,не достигшие святости перед Армагеддоном,в отличие от 144 тыс.,добежавшими первыми до святости.
    Еще один момент.Обратите внимание на Отк.20:9,там уничтожаются народы(море).Это последние народы.Получается,что море уже пустое или другими словами его уже нет.Откуда же оно опять есть в Отк.20:13?
    Кого судят святые?(Отк.20:4),они судят мертвых, которые,как раз еще не ожили.А кого судить,если нечестивые уже уничтожены в Отк.20:9?

    1. Интересное исследование.Но почему вы считаете,что в миллениуме некому жить?

      А кто об этом пишет? Статья содержит прямо противоположное мнение. Сам факт, что будет воскресение мертвых для суда произойдет в начале 1000-летия, как раз и доказывает, что во время Миллениума на земле будут жить люди (среди которых будут и те, кого Иисус отделит перед Армагеддоном). И о том, что в тот период там будут жить “праведные и неправедные” тоже прямо говорится в статье – со ссылкой на 65ю главу Исаии.
      Вы, видимо, не вникли в этот момент.

      Получается,что море уже пустое или другими словами его уже нет.Откуда же оно опять есть в Отк.20:13?

      Нет, относительно последовательности в статье всё правильно. Все отдельные эпизоды, увиденные Иоанном, всегда начинаются со слов “и увидел я…” Часто в разных эпизодах он видит одни и те же вещи, но описывает с дополнительными подробностями и/или повторениями (поясняющими друг друга). В 20й главе есть два эпизода (видения) касающихся суда над мертвыми и 1000-летнего Царства: это отрывки Откровение 20:4-10 и 20:11-15. Поэтому в Откровение 20:13 “море” не появляется “опять” после его уничтожения, и порядок не нарушается. Просто в первом эпизоде говорится об уничтожении нечестивых “народов”, а во втором о том, что перед этим произойдёт с “морем”. И добавляются подробности об уничтожении “смерти” и “ада”. Для того и повторяются слова “и увидел я”, чтобы читатель мог отделить одно видение от другого.

      Однако, скорее всего, Вы правы в том, что хотя термин “море” в Откровении 20:9 не употребляется, но вполне применим. Если это так, то в этом отношении статья требует небольшого уточнения. Ещё в пользу такого мнения говорит то, что в Откровении 21:1-4 написано не только о том, что “моря уже нет”, но и то, что “смерти” тоже уже не будет. (Вопрос только в том, какой смерти, первой или второй. Если читать буквально, то первой. Но хочется верить, что после такого испытания, смерть исчезнет навеки, как “первая” так и “вторая”.) Однако думаю, что “море” в Откровении 20:13 было убрано из списка уничтожаемых в озере огненном неслучайно, чтобы показать его отличие от “ада” и “смерти”. Об этом, собственно, и написано в этой статье.

      Кроме того, “море”, как объединение взбунтовавшихся против Бога людей, гипотетически может возникнут и после 1000-летнего Царства, а вот “смерть” (первая) и ад” – уже никогда. Скорее всего, поэтому и было прямо написано только о том, что “смерть” и “ад” были брошены в “озеро огненное”, а о “море” так прямо уже не говорилось. Но это говорю только в качестве личного мнения. В любом случае, любой богохульный бунт (хоть личный, хоть коллективный) если и возникнет, то уже никогда не повлечет “смерти” (первой) или “ада” (могилы) для грешников. После 1000 лет никаких шансов для существования греха больше не будет.

      Обычно я не пишу статьи за один день, а к концу дня устал и, похоже, немного недоглядел. Но не беда, я же не один, как видно. Так что здесь спасибо за наблюдательность. 🙂

      Кого судят святые?(Отк.20:4),они судят мертвых, которые,как раз еще не ожили.А кого судить,если нечестивые уже уничтожены в Отк.20:9?

      Нет, они судят всю тысячу лет. Судят не мертвых буквально, а “мертвых” с точки зрения Бога. А потом в конце 1000-летия будет финальное испытание и вывод суда – оправдан ли человек, или получил приговор.

      1000-летний “суд” это не просто юридическое мероприятие. Это длительный процесс помощи воскресшим физически, чтобы они воскресли и духовно. Т.е. чтобы снова смогли получить Божье усыновление, потерянное Адамом. В доказательство того, что такая помощь (или обучение) будет оказано, говорит факт, что “судьи” (святые) еще служат и “священниками”. А роль священника сводится не только к тому, чтобы судить, но, в первую очередь, чтобы помогать приблизится к Богу тем, для кого он назначен.

  2. Получается,что мертвые воскреснут в миллениуме,а сообщается об этом постфактум в конце повествования? Как-то не логично.
    Моя реплика по поводу, почему вы думаете,что некому будет жить в миллениуме,была на ваше высказывание,что если не воскреснут мертвые,то некому будет жить в миллениуме.Я написала,что есть кому жить-овцам.

    1. В пророчествах Библии имеется очень много повторений, поэтому иногда вещи упомянуты не в хронологическом порядке. Для того и призывается читатель быть “особенно внимательными к слышанному”.

  3. Мое видение Даниила 12:1-2.Здесь описываются события без привязки ко времени.Придет Иисус,время бедствий-армагеддон,затем спасаются овцы,тк они записаны в книгу жизни,затем через какое-то время,в конце миллениума воскреснут мертвые.Думаю так, потому что только в одном месте,в Отк.20:13 сказано,что море,смерть и ад отдали мертвых.
    Отк.11:18 аналогично, без привязки ко времени.

    1. 11я глава Откровения хронологически последовательна, она охватывает период от начала “времен язычников” и до начала Царства Христа. Доказательству этого факта посвящено много статей на этом сайте, например о “временах язычников”, о “двух пророках” и другие.

      Даниила 12:1-2 дублируется в 11й главе Апокалипсиса. Это легко понять из сравнительного анализа, данного в статье «Времена язычников». Это и есть «время конца»!

  4. “Признанные «овцами» получат жизнь вечную, а «козлами» — осуждение на вечную смерть”, то есть над “овцами” “смерть вторая” не имеет власти, так же как над помазанниками? и праведные пережившие армагеддон уже не будут испытываемыми сатаной в конце 1000 царства?их проверка как бы и есть преданность в Великом бедствии?

    1. Иисус будет “делить на овец и козлов” НАРОДЫ. Греческое слово, переведенное как “народы”, имеет еще одно значение- “язычники”. Собственно, это то же самое слово, которое использовано в словосочетании “времена язычников”. То есть времена народов, не посвятившихся Иегове. Из них и будут отделены “овцы”, получающие вечную жизнь. Однако эти “овцы” не являются теми, кто воскресает в “воскресении первом” и над кем “смерть вторая не имеет власти”. Тогда вполне логично, что признанные “овцами” тоже будут испытаны в конце 1000-летнего Царства. И думаю, что вряд ли кто-то из них не сможет пройти последнее испытание.

  5. Здравствуй дорогой брат Анатолий ! (Думаю, что это именно ты здесь под ником Страж ). Приветствую тебя из г. Амвросиевка Донецкой области. Хотел бы помочь тебе, а также всем искренне верующим посетителям сайта может быть лучше разобраться в понимании 20 гл. книги Откровение, высказав своё мнение.
    Думаю, что праведные и не праведные, воскресающие именно во втором воскресении не ожили доколе не окончилась 1000 лет не только потому, что ещё не достигли права на вечную жизнь, но и потому, что само второе воскресение будет продолжаться в течение этого периода и закончится только где-то в конце 1000 лет. Можно лишь предполагать, что сначала воскреснут все праведные, как например те кто упомянут в 11-ой гл. послания Евреям (полезно перечитать). А также все умершие в Господе перед Армагеддоном (Откр. 13:14). Не зря они названы блаженными, т.е. счастливыми. Возможно, что они воскреснут первыми во втором воскресении. К слову, если кто -то думает, что будут пережившие Армагеддон и живыми перешедшие в Милениум, как думают в обществе Сторожевой башни. То думаю это будет глубоким заблуждением. Слова , записанные в Евреям 9:27 и Рим. 5:12 никто не отменял. Также как и сказанное в 1-е Кор.15:36 и 22-0й стих. Кроме того, тление не может наследовать нетление, поэтому в Царство Христа никто не может войти в падшей плоти Адама. Спасение возможно только через воскресение мёртвых, воскресших уже в совершенной новой плоти ,подаренной Христом.
    Что касается Откровения 20:7-9, то поглощенные огнём упавшим с неба не упоминаются в 10-ом стихе как брошенные в озеро огненное. А должны были бы. Они упоминаются только в завершении главы в стихе 15-ом. Это лишь подтверждает, что события главы 20 книги Откровения показывают общую картину суда, но не в полной хронологической последовательности. Что касается Гога из земли Магог, упоминаемого в Откр. 20:7, то о нём более подробно повествует книга Иезекииля, главы 38 и 39. Я думаю, что в 37 главе Иезекииля упоминается именно второе воскресение. Не зря в таких подробностях там описывается именно восстановление плоти.

    1. И я тебя приветствую, брат, хотя и не знаю тебя лично.
      Спасибо, что хочешь поделиться пониманием, и в целом я с тобой согласен.

      Факт, что поглощённые огнём не упоминаются среди брошенных в “озеро огненное”, не отменяет для них наказания “смертью второй”, ты наверняка должен это понимать. Например, блудница Вавилон Великий тоже не перечислена среди тех, кто бросается в “озеро огненное”, однако о ней также говорится, что “будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее” (Откровение 18:8). Огонь, связанный с Божьем возмездием, как видно в этих случаях, всегда относится к “смерти второй” и “озеру огненному”. Хотя буквально это озеро упоминается не везде. Смотри, например, что в Иуды 1:4,12 лжеучителя и лжебратья тоже названы “дважды умершими” – а это и есть “смерть вторая” и “озеро огненное”, хотя огненное уничтожение здесь тоже не упоминается.

      Тоже хочу поделиться с тобой тем, что текст Евреям 9:27 очень многие, в том числе в Сторожевой Башне понимают неправильно.
      Если хочешь, то по Евреям 9:27 посмотри здесь: https://strazh.org.ua/sprosit/#comment-452

Комментарии закрыты