В преддверии часа испытаний… Существуют ли правила для молитвы?

Вопрос: Здравствуй, брат Страж.
Недавно я прочитал статью Анатолия Ададурова “Вопросы о молитве. Господь научил нас молиться”.
В этой статье Анатолий пишет, о том, как нужно молиться. Вроде бы, когда я прочитал эту статью впервые, я не обнаружил в ней ничего противоречивого. Всё, что было написано в этой статье, на первый взгляд, кажется логичным. Но почему-то после прочтения этой статьи у меня возникло чувство, будто у меня отбирают надежду и свободу, а не дают. После статьи я почувствовал себя угнетённым, мне почти хотелось плакать. Вопрос: Почему так? Ведь в Библии есть слова, что плоды Божьего Духа – радость, умиротворение, и так далее. Но никак не наоборот.

Я прочитал эту статью во второй раз, и, кажется, начал понимать, что меня угнетает.

“Кто верит, что Бог услышал – тот многословить не станет”. Я должен признаться, что часто прошу Бога об одном и том же, но не понимаю, разве это значит, что я не верю? В Библии так же сказано, “Просите, и будет дано вам, стучите – и отворят”. Из-за этой статьи у меня появилось чувство, будто Бог будет теперь меня наказывать, будто Он строгий и следует правилам. Вопрос: Но разве это так? Разве не для того Бог отдал Христа, чтобы упразднить закон, и чтобы христиане жили по духу – свободно, а не по правилам?

К тому же, взгляни на детей. Они именно то и делают, что усердно просят своих родителей о чём-то, пока родитель не снизойдёт и таки даст ребёнку то, что он просит. Вопрос: Разве Христос не учил быть похожими на детей?

Наконец, я не понимаю следующего: почему другой человек ставит правила моему общению с Богом, да ещё и пытается подтвердить это Библией? Разве Библия важнее Бога? Разве суть молитвы не в том, чтобы быть самим собой и открывать своё сердце Богу таким, какое оно есть?

Ответь, пожалуйста, на эти вопросы, брат.

Ответ: Извини, что немного задержался с ответом, и спасибо за вопросы. Но я не думаю, что тебе нужно чрезмерно переживать из-за взглядов Анатолия Ададурова на молитву.

Ты и так верно подметил, что молитва – это личный разговор человека с Богом, и в эпоху поклонения в Духе она не регламентируется никакими правилами. По такому пониманию – и действуй, и молись, и живи.

Да, Иисус дал определённые советы по молитве, но эти советы были более разносторонни, чем у Ададудрова. Потому что в Писаниях есть и другие примеры молитв, включая молитвы и наставления Иисуса, о которых Анатолий не упомянул ни слова. Как думаю, такие недомолвки вполне могут стать причиной замешательства для человека с чутким сердцем. И если ты прочитал эту его статью (что я считаю лишь отчасти полезным), то тебе осталось дополнить прочитанное ещё несколькими важными примерами из Писаний.

Ведь, в чём, собственно, проблема его статьи? В том, что он излишне зациклился на краткости и конкретности молитвы. Типа, сказал Богу свою просьбу – всё, не повторяйся и верь, что Бог услышал.

Но в противовес этому можно привести массу примеров молитв из книги Псалмов, где записанные молитвы часто были и многословными, и содержали повторения одних и тех же просьб к Богу. И это не говоря о молитве Иисуса Христа, записанной в 17й главе евангелия от Иоанна, где Иисус неоднократно и настойчиво попросил Отца о духовном благополучии Своих учеников. А что тогда говорить о молитвах Иисуса в Гефсиманском саду, когда в минуты душевных страданий Он несколько раз просил Бога об одном и том же? (Матфея 26:38-44) Ещё есть примеры содержательных молитв от Даниила, Соломона, пророков – и все эти молитвы были угодны Богу, а многие из них содержали даже пророческие высказывания.

Например, в евангелии от Луки записано, как и сам Иисус приводил примеры о настойчивости в молитве:

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Луки 18:1-8)

Как видно, Иисус прямо подчеркнул, что настойчивость в молитве очень важна. Главное здесь – “молиться и не унывать”, ведь именно из-за уныния человек как раз и перестаёт молиться, что очень плохо в отношении духовного здоровья. Потому в примере и показано, что следует обращаться к Богу со своими просьбами даже неоднократно, как это делала вдова из примера Иисуса. Не потому ли Он закончил свой пример вопросом: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Но ведь точно такое же наставление дал Иисус и тогда, когда дал примерную молитву, известную как “Отче наш”.

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Луки 11:1-10).

Как видно, и в этом случае Иисус говорит о настойчивости, которая выражается в повторении своих просьб Богу. И если человек не использует молитву как бездумные повторения, типа, языческих заклинаний, но наоборот – молится осознанно и разумно, то в таких повторениях нет ничего неправильного. И в них тоже выражается вера.

Например, именно так поступал и апостол Павел:

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2е Коринфянам 12:7-9).

Как видно, Павел трижды повторял одну и ту же просьбу. И прекратил это делать лишь потому, что получил прямой ответ на свою молитву. А если бы он получил ответ не после третьего, но после пятого повторения своей просьбы? Неужели это было бы неправильно?

Какие тогда есть причины прекращать молиться о пожеланиях своего сердца, если ответ долго не получен? Неужели нужно перестать молиться из-за страха, что лишний раз потревожил Бога тем, что мучишься или переживаешь из-за чего-то? Например, часто сталкиваясь с вестями о беззакониях, происходящих в этом мире, я постоянно молюсь о том, чтобы Бог, наконец, вмешался, и чтобы привёл на землю Своё правление и вечную справедливость. И что? Неужели мне нужно прекратить об этом молиться, если в согласии со статьёй Ададурова я уверен, что Бог услышал мою молитву с первого раза? Зачем тогда Иисус неоднократно приводил одни и те же примеры молитвенных просьб?

Поэтому ЧТО неправильного в том, если ты будешь неоднократно и настойчиво просить Бога об одном и том же? В этом нет ничего неправильного, тем более, если твоя молитва в согласии с Его волей. А Его воля – в том, чтобы ты был счастлив и получил наилучшие благословения, включая вечное будущее. И если даже на какие-то просьбы нет немедленного ответа в том виде, как ты хотел бы этого ожидать, то проси о мудрости в понимании Божьей воли в отношении твоей просьбы. Можешь быть уверен, что Отец не оставит твоё искреннее доверие к Нему. А ввиду того, что Он видит твои обстоятельства намного лучше тебя самого, Он обязательно ответит так и таким образом, когда это принесёт тебе наилучшие последствия и благословения.

В любом случае, имея духовное понимание о том, чем является “поклонение в Духе”, тебе не особо нужны наставления, повторяемые братьями. Ведь само понимание сути такого поклонения уже говорит о некотором познании Отца, как Личности, и об определённой степени на пути к зрелости. А такое познание очень дорого стоит и делает человека духовно свободным во всём, включая молитву.

Потому то, что говорю далее, говорю не тебе, брат, но всем.

Учитесь мыслить как Христос, и вам больше не понадобятся советы людей о молитве, какими бы праведными они вам не казались и как бы себя не презентовали. Стремитесь к вещам более глубоким – например, к пониманию пророчеств и, главное, – к достижению любви Христовой к Небесному Отцу.

Тем более, судя по признакам, на этот мир надвигается такая буря, каковых не бывало уже очень давно.

Не исключено, что это может быть той самой бурей грядущего Дня Иеговы – и как оказавшийся в роли стража, я уже не могу об этом не говорить – надвигается час испытаний! И вполне возможно, что это именно та “година испытаний”, о которой и предупреждал Иисус (Откровение 3:10). Ведь по всем признакам видно, что впереди – лютый ураган.

Поэтому, как бы там ни было, просто молитесь от сердца. За всё благодаря и прося Отца о мудрости и руководстве – в наступающее и грядущее время.

Да даст вам Отец всё вовремя понять и, главное, устоять – как в доверии к Нему, так и в чистоте своего сердца.