Евреям 10:25 – “Не оставлять совместных встреч”? Правильно переводите текст!

Вопрос: Апостол Павел дал завещание, что христиане не должны оставлять собрания (Евр.10:24,25)? Но если вы не признаете О.С.Б как ведомую Иисусом, то как тогда быть с тем, что бы не оставлять собрание? Тогда куда и к кому нужно идти на собрания?

”Не будем оставлять собрание”… Что он хотел этим сказать? Второй момент: для кого Павел пишет, что должны быть пресвитеры? Для кого там описывается крещение? Ведь пресвитеры должны быть именно при сборе людей, которые совместно изучают Писание? А как быть с крещением? Ведь Иисуса крестил другой человек, как и остальных людей кто-то крестил. А если не быть в собрании, то как тогда креститься? Крещение-это посвящение Богу и без этого невозможно христианину. (Антон)

Ответ: Да, сделав неправильный перевод или толкование этого текста, религиозники умудрились сделать из него закон, который на практике может оказаться тяжким бременем для человека. В самом деле, я своими ушами слышал, как один ортодоксальный Свидетель Иеговы утверждал, что в этом тексте записан ЗАКОН об обязательном посещении “собрания” или “совместных встреч” Свидетелей Иеговы, как это звучит в “переводе” Библии, сделанном ними.

Давайте внимательно посмотрим на это сообщение:

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евреям 10:24,25)

На первый взгляд кажется, что да, всё правильно – нужно именно “не оставлять собрания своего”. Правда, Свидетели Иеговы говорят, что речь идёт именно об “совместных встречах” внутри их организации. Но давайте еще раз вспомним  какое именно греческое слово было переведено как “собрание” или “совместные встречи”.

Это слово – επισυναγωγην (“эписюнагогЭн”). Греческое слово, произносимое как “эписюнагогай”, является производным от еврейского “синагога” путём добавления приставки “ЭПИ”. Это не тоже самое, что простая совместная встреча или локальное место встречи, как это “переводят” религиозники. Простая “совместная встреча”  или собрание передаётся словом “синагога”, как оно звучит и переводится в других текстах – συναγωγην (“сюнагогЭн”)  (Иакова 2:2).

Слово “эписюнагогай” используется в греческих текстах Нового Завета всего лишь два раза – в Евреям 10:25 и 2 Фессалоникийцам 2:1. Как следует из использования этого же слова во 2 Фессалоникийцам 2:1, по смыслу “эписюнагоген” можно перевести как “собирание” к Христу (т.е. скорее даже завершение процесса, чем простое место встречи), по-английски это будет – assembling. Это процесс собирания к Христу, который завершится в Его пришествие, о чём Павел пишет во 2 Фессалоникийцам 2:1:

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему… (επισυναγωγης – “эписюнагогЭс”).

Обратите внимание на контекст. В обоих случаях слово “эписюнагогай*” используется в контексте приближения “дня оного” или дня пришествия Иисуса Христа (2 Фессалоникийцам 2:1,2). Уже только этот факт намекает, что речь идёт не о простом собрании какой-то отдельной группы людей.

Поэтому, да, еще один смысловой вариант перевода – это “сверхсобрание” – на что намекает приставка “эпи”. Такой вывод тоже можно сделать из употребления этого слова здесь же, в 1 Фессалоникийцам 2:1.

[* Интересно, что это же слово встречается в греческой Септуагинге в апокрифической 2й книге Маккавеев 2:7. Так же как во 2 Фессалоникийцам 2:1, здесь идёт речь о собрании ВСЕГО Божьего народа.]

Собрание всего Божьего народа полностью гармонирует с целью, поставленной Христом – подготовить Себе “народ особенный, ревностный к добрым делам”, то есть “чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино” (Титу 2:14, Иоанна 11:51,52). Видите, сколько мест указывают на глобальный сбор Божьего народа? Поэтому по сути в послании к Евреям 10:25 Павел указывает на цель христианской деятельности – стремиться к полному собиранию церкви (собрания) Христа и  не оставлять свой народ – вселенское собрание Иисуса Христа.

Вот, а организационные установления в собрании этих текстов никак не касаются. Нельзя путать одно с другим – поместное собрание людей с их старейшинами – это “синагога”, а не “эписинагога”. Равно как и единичная церковь – это всего лишь небольшая группа людей, а не вся земная Церковь Иисуса Христа.

В самом деле, задумайтесь, когда старейшина Диотреф предал Христа и стал выгонять из церкви апостольких представителей, что было делать верным членам его собрания? Оставаться под руководством такого “пресвитера”, “не оставляя совместных встреч” с ним – это всё равно, что жить с женой прелюбодейной, которая не только до нитки ограбит, но ещё и болячкой какой наградит. Уж лучше жить самому, если ты подготовил себя (созрел) для того. Как видите, каждый должен решать сам, потому что до самого конца христиане будут находиться “в рассеянии” и потому что –

Закона о беспрекословном посещении какой-то церкви или собрания не существует.

Наконец, пробуйте мыслить как автор послания к Евреям: что касается необходимости существования “пресвитеров” и прочих процессов, типа крещения, то настоящий верующий понимает, что и это всё – тоже временные явления, которые утрачивают свою роль, как только будет достигнута главная цель. Говорю здесь не только о сборе ко Христу, но об индивидуальной цели, которую должен достичь каждый верующий. Это – приобретение зрелости и полноты ума Христова. Зрелый человек (будь то мужчина или женщина) становится пригодным оставить родительское гнёздышко (собрание) когда достигает полной духовной самостоятельности и пригодности для полноценных взаимоотношений с другими зрелыми людьми, например, для создания семьи, для воспитания “детей” и для помощи в росте слабых и незрелых. Он может стать не только пресвитером, но и проповедником, стражем, да кем угодно – в христианском деле таких ролей великое множество. Он и в своём собрании может остаться. Всё это личные решения, и для того и есть христианская свобода, чтобы зрелый человек жил по совести и чтобы сам решения принимал, а не по приказам людей, и тем более, не по хитрым наставлениям лжепастрей и псевдопереводчиков.

_____________

P.S. Эта тема уже неоднократно обсуждалась в русскоязычном интернете и даже была на нашем форуме. Вы можете посмотреть это здесь: Евреям 10:25. “Не будем оставлять СОБРАНИЯ СВОЕГО”???

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code